Концертная фотография. Особенности фотосъемки. Основы съемки на концертах — Какой техникой снимаете

17.11.2023 Бухгалтерия

Юлия Раскова — молодой красноярский фотограф, специализирующийся на концертной съемке. За достаточно короткое время Юлия успела стать штатным фотографом концертного зала Grand Hall Siberia, а также автором публикаций в различных изданиях, в том числе в журнале Foto&Video. По словам Юлии, фотография не только не отвлекает ее от музыки, но и помогает по-новому взглянуть на творчество любимых музыкантов, а с фанатами, мешающими многим другим фотографам, у нее сложились взаимно уважительные отношения. О том, как не попасть на концерте в слэм и максимально передать в фотографии энергию, идущую со сцены, Юлия рассказывает читателям «Мира Nikon».

— Как вы стали фотографом и когда начали заниматься концертной съемкой?

— По образованию я юрист, но жизнь привела меня к фотографии. Мои отец и дед увлекались фотографией, с самого детства я видела дома камеру, это было не чем-то особенным, а обычной, но очень важной частью моей жизни. Визуальное искусство привлекало меня со школы, и особенно фотография — как возможность запечатлеть ускользающий момент по-своему, придав ему собственные мысли и эмоции. Всерьез заниматься фотографией я стала во время юридической практики, а акцент делала на людях и событиях. Это для меня интересно в фотографии и по сей день. Я просто выходила из дома и снимала все, что так или иначе вызывало эмоциональный отклик, желание нажать на кнопку. Позднее меня привлекли фотостудии, прежде всего возможностью работать со светом: в студии можно было изучать свет, освещать по-своему предметы съемки, достигать различных эффектов благодаря различным схемам постановки света.

Однако меня все равно влекла жизнь, события. Я стала посещать концерты, поскольку со своим графиком работы по восемь часов в день свободное время оставалось только вечером, а вечером в городе проходят в основном вечеринки да концерты. То есть это был для меня самый реальный путь к тому, что я люблю делать больше всего на свете — фотографировать.

Тогда я снимала больше для себя, но при этом анализировала снимки и работала над ошибками. Окончательное желание полностью посвятить себя концертной фотографии оформилось после совместной работы с актером Вадимом Демчогом на его гастролях в Красноярске. Во время нашего сотрудничества я много фотографировала на радио и телевидении, снимала спектакль Вадима Викторовича «Арлекиниада», бекстейдж и репетиции… Снимать приходилось буквально 12 часов в сутки! Времени на сон почти не оставалось, но я приобрела важный опыт взаимодействия фотографа с актером/музыкантом, узнала много нового о том, как делаются шоу.

— Какой музыкальный жанр предпочитаете снимать?

— Мне очень нравится снимать творческих и талантливых людей. Пожалуй, это для меня главный приоритет при выборе съемки. Талантливый гитарист может играть на электрогитаре в рок-группе или же приезжать с сольным концертом и исполнять партии на акустике — жанр для меня не так важен, как то, что на сцене работает действительно талантливый и преданный своему делу человек. Музыкальных жанров очень много, артистов определенного жанра обычно объединяет узнаваемая стилистика исполнения, тексты, музыкальное звучание. Если все-таки попытаться выделить любимый жанр, то это рок в самом широком смысле — как традиционный, так и альтернативный, в том числе металл, пост-гранж. Выступления рок-музыкантов всегда отличаются бешеной энергетикой, сумасшедшей отдачей со сцены, эмоциями фанатов. Плюс ко всему некоторые рокеры колоритно выглядят. Таким исполнителям свойственна экспрессия, повышенная динамика исполнения, особое звучание электрогитар и ударных.

Существует точка зрения, что рок-музыка — это не просто музыкальный жанр, но социокультурный феномен ХХ века, который породил множество различных субкультур. В этом смысле при фотосъемке таких концертов неизменно происходит проникновение в ту или иную субкультуру, которая мне как фотографу не может не быть интересна. На таких концертах я стараюсь фотографировать не только музыкантов, но и зрителей, их взаимодействие друг с другом, реакцию на происходящее. Зрители обычно благосклонно относятся к тому, что их фотографируют, позируют и часто даже просят их сфотографировать. Делать это довольно тяжело, ибо непросто уследить одновременно за тем, что делается в зале и на сцене, но к таким условиям съемки привыкаешь, и со временем вырабатываются привычка, наблюдательность. В конце концов, концерт — это не только музыканты, но и энергия публики.

— И все же, случается, что фанаты мешают снимать?

— Поведение фанатов бывает очень разным, и их влияние, как правило, зависит от места съемки. К примеру, группу 30 Seconds To Mаrs мы снимали из центра большого зала Дворца спорта в районе пульта звукорежиссера, вся фанзона была заполнена людьми, которые вскидывали руки, загораживая весь обзор. Но что поделать, люди приходят на концерт веселиться, а не думать о фотографе. В этих условиях моя задача в том, чтобы суметь улучить момент и сделать достойные кадры. Иногда можно такой ход событий обернуть в свою пользу и создать интересную, знаковую композицию, подчеркнуть эмоциональный фон фронтмена. К примеру, если красным прожектором заливает руки фанатов, то, выставив фокусное расстояние 200 мм, можно получить красное обрамление вокруг фронтмена, одетого во все черное, что в сочетании с его суровым взглядом даст неповторимый кадр.

В более стесненных местах съемки, например, в ночных клубах, люди, наоборот, стараются помочь, пропустить вперед. Помню случай, когда на «горячем» концерте Ill Nino был жуткий слэм (таким сленгом называют толкучку фанатов), а сзади меня стоял совершенно незнакомый молодой человек и сдерживал толпу девушек, которые легко могли бы меня задавить. Мы были незнакомы, я ни о чем его не просила — он просто сделал это сам.

Часто бывает, что в ночном клубе необходимо пройти к сцене, а перед ней стоит плотная толпа. В этом случае люди, особенно молодежь, всегда пропускают, даже помогают пройти, уступают свои места, передвигаются. В таких случаях очень помогает простая вежливость. Но, конечно же, не стоит ждать доброго отношения, если вести себя с людьми некрасиво, грубо пробиваться через толпу, расталкивать всех, заслонять собой обзор с ледяным выражением лица. Таким поведением можно вызвать недовольство окружающих и жалобы организаторов, а это чревато потерей в будущем аккредитации на концерты. Люди пришли на концерт любимого исполнителя, чтобы отдохнуть, для них это праздник, и нужно относиться к этому с уважением. Тогда получишь не только качественные снимки, но и благодарность от людей за эти кадры.

— Есть ли у вас любимые группы?

—Я никогда не была фанаткой какой-либо группы или музыкального направления, предпочитая слушать музыку по настроению в различные периоды жизни. Но простое прослушивание музыкальных произведений несравнимо по энергетике с личным присутствием на концерте — тем более, если в руках фотокамера.

Как правило, выступления тех или иных музыкантов производят на меня сильное впечатление именно после фотосъемки этого выступления, камеру здесь можно сравнить с натянутым нервом, через нее все чувствуется острее — все эмоции, труд артистов. Я привыкла слушать музыку именно на концерте, получая вместе с ней большой заряд эмоций, и теперь наушники уже не приносят столько удовольствия, как раньше.

Довольно часто я общаюсь с музыкантами до начала концерта. Это может быть как общение восемь часов в сутки, так и просто обмен парой слов в гримерке или на саундчеке, перед выходом на сцену. Каждый музыкант для меня — прежде всего человек, который любит свое дело и отдается ему полностью настолько, что посвящают этому свою жизнь, на моих глазах, здесь и сейчас. К этому невозможно не проникнуться симпатией!

— На каких площадках любите работать?

— У каждой площадки есть свои плюсы и минусы. Я люблю снимать в клубах, так как там можно свободно передвигаться, менять ракурс, непосредственно взаимодействовать с залом, быть ближе к артистам и делать крупные планы. В то же время именно в клубах самый высокий риск повредить оборудование и получить травму. Например, на одном из концертов я снимала в первом ряду, меня задело волной слэма, повалило на пол, и в результате получился хорошенький кровоподтек на лице. Но все могло бы кончиться еще печальнее.
Сложнее работать на крупных площадках, где сцена от 18—20 метров в длину. Здесь труднее всего, когда артисты перемещаются по всей площади, от края до края, достаточно быстро — тогда приходится самой ловко перемещаться, что бывает сделать непросто, ведь, кроме меня, в фотопите есть и другие фотографы. Но зато на таких крупных площадках, как правило, очень хороший и качественный свет в сравнении с ночными клубами, организован фотопит и порядок обеспечивается организаторами гастролей.

— Какой техникой снимаете?

— Я снимаю на Nikon D600 и предпочитаю работать светосильными зум-объективами, поскольку приходится снимать на разных площадках и работать в разных условиях, в том числе и в таких, когда использование фикс-объектива может привести к невозможности быстро среагировать на изменившуюся обстановку и сделать нужный кадр. Иногда единственное доступное для фотографа место на концерте — это пульт звукорежиссера, и в этом случае незаменим телеобъектив. А иногда приходится лавировать в узком фотопите, в котором хотелось бы иметь возможность сделать как общий, так и крупный план исполнителей. Музыканты могут резко подойти близко к сцене и наклониться к фотопиту или же резко уйти на задний план.

Как правило, во время концертов недостаточно света для комфортной съемки, поэтому один из главных критериев при выборе фотокамеры в моей работе — это возможность снимать в условиях недостаточного освещения. Не менее важна надежность автофокуса и скорострельность, а также разрешение матрицы.
Техникой Nikon я пользуюсь очень давно, она ни разу меня не подводила даже в таких сложных условиях съемки, как концертный репортаж, а ведь это повышенная влажность, пыль, встряски, жара или холод. Мне нравится быстрый и точный автофокус Nikon, легкое управление, возможность снимать на высоких значениях ISO и, конечно же, красивая картинка в итоге.

— Дополнительный свет используете?

— Освещение очень многое решает в концертной фотографии. Умение работать с исходными условиями освещения, ориентироваться в цветах, направлении света и использовать все это для создания образа музыканта очень важно в профессии концертного фотографа. Дополнительный свет на концертах, как правило, не используется по нескольким причинам: во-первых, на концертах обычно бывает красивый и разнообразный свет, который создает неповторимую атмосферу музыкального события, подчеркивает фактуру и колорит артистов. Во-вторых, вспышка может отвлекать музыкантов от работы на сцене, мешать зрителям. В нашей практике был случай, когда на концерт в клубе пришел фотограф с большим отражателем и вспышкой и со всем этим оборудованием стал снимать выступающих в первом ряду. В итоге зрители возмутились, было много жалоб. Также вспышки могут мешать работе коллег-фотографов. Ну и, наконец, часто организаторы запрещают использование дополнительных источников света, которые могут помешать музыкантам и зрителям.

При этом все же замечу, что умение работать с дополнительными источниками света (там, где делать это разрешается организаторами) очень важно, потому что при грамотной работе с ними можно создавать замечательные кадры и решать вопросы недостаточного освещения.

— Пользуетесь ли фоторедакторами?

— Я использую для постобработки фоторедакторы, поскольку, как правило, после съемки кадры проходят коррекцию по яркости и контрастности, насыщенности, балансу белого, работе со светом и тенями, иногда — перевод в черно-белое или тонирование изображения там, где это уместно. Но при этом каждый раз первостепенное значение имеет исходный кадр, ведь никакая обработка не придаст истинной красоты кадру, если исходник не был композиционно цельным, или же в нем отсутствует момент, ради которого, собственно, фотограф и нажимал на кнопку. В этом случае при отборе снимков всегда важно отвечать себе на вопрос, чем так примечателен тот или иной кадр, что мы пропускаем его в итоговый отчет, который затем предоставляется на обозрение миллионам зрителей. Фоторедакторы также иногда позволяют подчеркнуть преимущества фотографии. При этом существуют разные степени допустимого вмешательства в кадр. Если съемка производится по заказу, то степень такого вмешательства следует обсудить с заказчиком, у СМИ, как правило, свои требования к возможной корректировке изображения. Если же снимаю для собственного портфолио или вмешательство в кадр не ограничивается, то можно дать волю фантазии. Но не стоит забывать, что хорошая обработка — та, которая не бросается в глаза.

— Какими еще знаниями должен обладать концертный фотограф?

— Эти знания можно условно разделить на три группы. Во-первых, это общие познания в психологии, взаимодействии между собой людей. Во-вторых, знание физики распространения света, механизмов композиционного воздействия на зрителя, умение видеть и ловить тот самый важный эмоциональный момент, действия музыканта с залом или на сцене. Концертная фотография подчиняется общим постулатам в фотографии, которые выразили в своих книгах еще Рудольф Арнхейм, Лидия Дыко, Александр Лапин и многие другие. Третье — это особенности работы собственно концертного фотографа: знание музыкальных направлений, что позволяет предвидеть характер выступления, динамику событий. Не помешает предварительно подготовиться к съемке, ознакомиться с составом группы, выделить постоянных участников и сессионных, посмотреть видеозаписи с концертных выступлений музыкантов в других городах, отметить, на какую часть зала преимущественно работает фронтмен, в какой руке держит микрофон, особенности поведения других участников на сцене. Конечно, немаловажно знать и чувствовать свою фототехнику на интуитивном уровне, знать примерные значения экспозиции, ведь условия освещения могут меняться каждые 10 секунд, и в этом случае важно быстро и точно выставить нужные значения диафрагмы, выдержки и ISO, чтобы не потерять момент и успеть сделать качественный кадр. Еще важно не бегать по всей площадке зала, постоянно щелкая затвором в надежде поймать удачный кадр. Снимать лучше всего в статичном положении, сосредоточив все свое внимание на происходящем в зале и на сцене.

Все это в совокупности позволяет создавать картинку с настроением, способную эмоционально задеть зрителя, а не просто зафиксировать факт нахождения музыканта на сцене. На мой взгляд, концертная фотография также должна рассказывать о концерте нечто большее, чем видно невооруженным глазом. Я считаю, что отличная концертная фотография может передать все: атмосферу концерта, настроение зрителей, характер и черты личности самого музыканта. Задача фотографа — суметь поймать и соединить все это в одном кадре. Очень хороший результат, когда на съемку одного концерта приходится примерно 5—10 хороших кадров, а если среди них нашелся хотя бы один отличный, на котором зрителю захочется остановиться и разглядывать его, то это прекрасно. В свое портфолио я выбираю по 1—2 кадра с каждого концерта, а иногда и вообще ни одного.

— Не мешает ли вам напряжение от съемки слушать музыку?

— Напряжения как такового не возникает, скорее наоборот. Есть что-то экстремальное в этой работе, черпается большая доза адреналина! Каждый исполнитель на сцене выражает себя в своем творчестве, в музыке, в тексте, в этом смысле музыка помогает лучше понять и почувствовать момент и сделать нужный кадр, а фотосъемка — острее воспринять музыку. Прослушивание и фотографирование на концерте — два взаимосвязанных, неразделимых процесса. Другое дело, что с фотооборудованием, конечно же, нельзя пуститься в отрыв, забыть обо всем и просто слушать музыку, но я нисколько об этом не жалею.

Беседовала Мария Желиховская

Понравилось ли вам интервью? Будем рады увидеть ваши мнения в комментариях. И не забывайте

Съемка концертов - это всегда репортажная фотосъемка. Задача фотографа передать атмосферу концерта, показать эмоции артистов, эмоции публики, заснять весь драйв, чтобы каждый, взглянув на ваши фотографии, глубоко пожалел, что пропустил этот концерт. Задача, прямо скажем, не из легких, с которой справится скорее всего лишь опытный фотограф. Однако мы расскажем вам в нашей статье, что делают профессионалы, чтобы добиться высоких результатов.

Подготовка к съемкам

Золотое правило любой репортажной фотосъемки - знакомство с местом работы. Если есть такая возможность, заранее посетите место съемки, узнайте, какие световые условия будут на концерте (что поможет вам определиться, какую дополнительную технику необходимо взять на съемку), выберете подходящие точки съемки, присмотрите ракурсы и планы, которые вам удастся захватить.

Еще одной важной работой является просмотр готовых видеозаписей концертов с артистами, которых вам предстоит снимать. Обратите внимание на то, как они двигаются по сцене, с какой скоростью перемещаются и перемещаются ли вообще. Некоторые поп-дивы, такие как Мадонна, устраивают целые шоу-программы, в этом случае вам необходимо познакомиться с этой программой, оценить, как меняется свет, задействованы ли танцевальные коллективы в программе и т. д.

Многие знаменитые фотографы, регулярно снимающие концерты, ведут свои блоги, в которых делятся впечатлениями от выступлений тех или иных артистов и важными наблюдениями с точки зрения профессионала. Попробуйте поискать такую запись о концерте вашего артиста и получите на блюдечке готовые решения сложных задач в работе фотографа на концерте.

Такая предварительная работа позволит вам не нагружать себя ненужной аппаратурой в походе на концерт (что опять же обеспечит свободу передвижения во время концерта) или, напротив, позволит не забыть важную “примочку” и даст больше возможностей для реализации творческих задумок.


Настройка аппаратуры

Перед тем как начать снимать разберем настройки камеры для работа на концертах. Все представляют световые условия, с которыми приходится работать фотографу во время выступления звезд или групп? Правильно, чаще всего это темное время суток, закрытое или открытое помещение, большое количество софитов.

При таких условиях волей неволей поставишь iso на самое большое значение, к примеру, 1600. И если у вас в руках дорогая аппаратура, то это не помешает снять отличные фотографии, если же это кропнутая камера с китовым объективом, придется мириться с внушительным количеством “зерна” на снимках.

Также не стоит забывать, что на концертах никто не будет вам позировать, это динамичный живой процесс, где нужно ловить каждую эмоцию в движении. Сделать качественные фотоснимки в таких условиях вам без труда позволит огромный модельный ряд дорогих телеобъективов с подавлением вибрации или светосильные объективы, благодаря которым можно поставить максимально короткую выдержку. Светосильный объектив также позволит вам обойтись без вспышки, которую часто запрещают использовать фотографам, и получить резкую светлую картинку.

Как мы упомянули ранее, на концерте не обойтись без короткой выдержки, только она способна избавить вас от смазанных фотографий, которые способны пустить всю вашу работу “коту под хвост”.

  • Максимальное значение f, которое вы можете использовать на вашей фотокамере равняется f|125 - не длиннее! Использовать более короткую выдержку вы сможете, если вам это позволит ваша фотокамера и оптика.

    Выбор оптики

    Подробнее остановимся на оптике, которую выбирают профессионалы для съемки концертов легендарных групп. На таких мероприятиях не обойтись без телеобъектива, что естественно, ведь никто вас не пустит на сцену, чтобы заснять звезду крупным планом и показать все эмоции и драйв, которыми она пытается зажечь публику! Телеобъектив в этом случае будет вашим самым лучшим другом, выбирайте этого друга с фокусным расстоянием от 70 до 200 mm. Если к такому объективу добавить светосилу со значением, например, 2.8 L, то это будет идеальный вариант на все случаи клубной жизни. Единственной минус такой оптики - дороговизна, цена таких объективов может достигать несколько сотен тысяч.

    Есть варианты, которые многим будут по карману и также обеспечат хорошее качество снимков, но уже с большим значение iso. Это телеобъектив 70-200 mm со светосилой 4L и телевик 70-300 mm со светосилой 4.0-5.6 L. С таким объективом ваши фотографии спасет от “”зерна” только хорошо освещенная сцена, и как показывает практика, чаще всего на концертах не экономят на электричестве.

    Рассмотрим ряд фиксов, которые вполне можно использовать, если вам удалось расположиться близко к сцене. Стоимость фиксов также зависит от светосилы приобретаемой оптики. Самые яркие и красочные снимки вы получите, если приобретете не дешевые объективы 50/1.8 и 50/1.4. Для крупных планов идеально подойдет объектив 85/1.8. Помимо низкого значения iso вы сможете получить, благодаря этим объективам идеально размытый фон.


    Как выбрать место съемки

    Первое, что нужно учитывать при выборе точки съемки, это освещение. Лицо артиста должно быть хорошо освещено. Идеально, если вы находитесь перед сценой и можете заснять артиста с переднего ракурса. Вы можете поймать софиты на заднем фоне, которые будут направлены на камеру и снять музыканта на контрасте с задней подсветкой. Часто световики включают подсветку разных цветов одновременно, поймав этот момент вы получите очень интересный эффект на фотоснимке.

    • Выбирайте точку съемки, которая поможет вам заснять, как крупные портреты звезды, так и общие планы. Чтобы занять такое потрясающее место, вам придется прийти заранее и не сходить с него пока не сделаете лучшие снимки.

    Как получить аккредитацию?

    Большие концертные площадки, как правило, хорошо охраняются и без специального разрешения вас никто не пропустить с профессиональным фотооборудованием. Как же простому фотографу, который хочет научиться снимать концерты попасть на выступление? Есть несколько способов.



    Работа с композицией

    Эмоции, движение музыканта, это конечно основное, что должен запечатлеть фотограф, однако все это должно сложиться в гармоничный кадр. Залогом удачной композиции концертной фотографии могут стать диагонали. Диагональю в кадре может служить гриф гитары, лучи прожекторов, движения рук музыкантов.


    Нюансы работы на концерте

    Пришло время дать несколько важных советов от профессионалов, которые помогут вам комфортно работать на концертах и запечатлеть самые важные моменты мероприятия.

    Многие фотографы забывают учитывать очень важный момент - на концертах громко! Часто, чтобы подобраться поближе к звезде, приходится снимать у звуковой аппаратуры, что крайне негативно может сказаться на вашем слухе. Всего несколько таких съемок хватит для того, чтобы случилось непоправимое. Перед съемкой концерта обязательно приобретите беруши или профессиональные ушные затычки, которые используют музыканты.

    Дружба с журналистами или прессужбой артиста позволит вам оказаться на самых “козырных” местах во время концерта, возможно даже заглянуть за кулисы и снять эксклюзивные кадры. Также такие знакомства могут обеспечить вам последующие бесплатные посещения выступлений группы, например, за фотографии. Однако для этого нужно иметь портфолио с концертными фотографиями.

    Большие концерты со звездами всегда имеют специальную фотозону, где можно сфотографировать самые известные лица, которые посетили концерт и самих артистов. Чтобы попасть в эту зону, нужен специальный фото-пропуск Позаботьтесь о его получении заранее, чтобы не упустить прекрасную возможность сделать фотографии, которые смогут попасть на обложку какого-нибудь журнала.

    Не пренебрегайте съемкой группы, которая выступает перед вашим артистом. Это даст вам возможность настроить свою фотокамеру как следует к выступлению звезды, привыкнуть к освещению, подготовиться к неожиданным ситуациям.

    Освещение во время концерта может резко менять, даже опытный фотограф в таких условиях может “запороть” кадры, но формат RAW, как волшебная палочка-выручалочка, спасет положение и позволит вытянуть экспозицию во время обработки.

    На концертах всегда возбужденная обстановка, передвигаясь сквозь толпу, вы рискуете дорогостоящим оборудованием. Если решились пройтись по залу и поснимать группу с разных точек, будьте максимально вежливы и занимайте чье-то место только после того, как спросите разрешение.

    Многие концертные фотографы не берут с собой вспышку и это не совсем правильно. Ей можно найти применение в качестве дополнительного света. Понизьте яркость вспышки на несколько ступеней и используйте в качестве заполняющего света, направив немного под углом к сцене. Вы удивитесь, какой интересный эффект получится в результате.

    Вы получите невероятно эффектные кадры, если устроитесь прямо под сценой и сделаете несколько снимков на широкоугольный объектив.

    Все профессиональные фотографы знают преимущества монопода, что он легок в использовании и достаточно мобилен по сравнению со штативом. Берите на съемку концертов монопод и ничто не будет стеснять ваших перемещений по залу.


    Постобработка

    Часто фотографии отснятого концерта нужны здесь и сейчас, особенно если вы снимали для конкретного издания, которому жизненно важно быть первым, кто порадует своих читателей фотографиями с концерта их любимой группы. Старайтесь сразу отсматривать получившиеся кадры и примечать их, чтобы не терять времени дома.

    Крупные концертные площадки устанавливают для фотографов и журналистов специальные палатки, где предоставляют компьютер и вай-фай. Таким образом фотограф может посылать в редакцию свои работы в перерывах между песнями.

    Если же вам некуда спешить и вы снимали просто для своего архива или архива группы, не спешите отдавать фотографии в чистом виде. На концертных фотографиях почти всегда не хватает экспонирования и это вы легко сможете исправить с помощью фоторедактора, если снимали в RAW формате. Также стоит поработать над цветопередачей фотографии, покрутив несколько настроек можно добиться по-настоящему “вкусных” цветов.


    Можно ли заработать на концертной фотосъемки?

    К сожалению в России фотографы за съемки концертов получают только бесплатное посещение выступлений и больше ничего. Поэтому если вы фотографируете концерты, то скорее всего вы просто большой фанат музыки. Редко какой фотограф работает за гонорар, а если и работает, то разово. На этом сказалась малая развитость музыкальной индустрии в целом и ничтожное количество серьезных печатных музыкальных изданий.

    Однако если вы просто любите отличную музыку и живые выступления - концертная фотография отличный способ наработать опыт репортажной съемки и побывать бесплатно на выступлениях любимых исполнителей. Так что скорее читайте эту статью и применяйте все советы на по концертной фотографии на практике!

  • Сложность: Средняя
  • Время завершения: 4-5 часов
  • Требования: светосильный объектив, затычки для ушей и концерт!

Фотосъемка на концерте может стать серьезным испытанием для начинающих фотографов. Без правильного оборудования и реалистичных ожиданий, эта область может быть одной из самых неприятных в плане работы. Когда я начинал снимать концерты, я прочел все, что смог найти, чтобы подготовиться наилучшим образом, и все же большинство моих уроков дались мне нелегко. Если не говорить о методе проб и ошибок, здесь перечислены несколько вещей, которые должен знать каждый концертный фотограф.

Шаг 1: Правильный объектив

Во-первых, вам нужен светосильный объектив. Если данный термин вам не знаком, он используется для описания объективов с максимально широкой апертурой (наименьшее диафрагменное число). Вы можете использовать зум-объектив с максимальной диафрагмой f/2.8 или «фикс» с диафрагмой f/1.8. Для большинства моих концертных снимков я использую «фикс» 50мм f/1.4.

Использование вспышки - это вариант, но полностью полагаться на него вы не можете. Многие залы, группы и журналисты придерживаются правила «никаких вспышек первые три песни», или совсем запрещают использовать вспышку. Вот почему отлично начинать с «фикса». Он позволит получать большую резкость, и имеет большую светосилу.

Шаг 2: Скорость, и как её заснять

Во-вторых, держите в уме, что это пассивная форма фотографии. Вам не удастся управлять людьми или осуществлять какой-либо контроль над разворачивающимся действом. Ваше преимущество состоит в умении компоновать кадры на лету. События будут развиваться в бешеном темпе, и вам нужно будет успевать фиксировать их. Музыканты, имеющие опыт в выступлениях, скорее всего, имеют отработанный план действий и свой режим, или просто устраивают шоу, и передвигаются больше, чем все привычные для вас объекты съемки.

Как это чаще всего и бывает, самый простой ответ - верный; вам нужна короткая выдержка. Именно поэтому я делаю такой упор на светосильном объективе. С ним вы будете иметь возможность лучшим образом сфотографировать музыкантов с выдержкой, которую невозможно использовать с китовым объективом или иным, ограниченным по максимальной диафрагме, без потерь для экспозиции. Многие из моих любимых концертных кадров были сделаны на 1/160 секунды и на диафрагме f/2.0.


Шаг 3: Чувствительность - нет, не та самая

В третьих, учитывайте контекст и цель съемки ваших кадров при покупке нового оборудования и выборе настроек камеры. ISO играет важную роль, если мы говорим о возможностях вашей камеры и о том, как она справляется с шумами. Вы уже наверняка знаете, что чем выше ISO, тем более чувствителен сенсор вашей камеры к свету, и тем ярче станет ваше изображение за счет добавления большего количества зерна в кадр.

Многие из новых моделей камер имеют гораздо более высокую производительность на высоких значениях ISO с меньшим шумом и более качественными изображениями, так что это то, на что стоит обратить внимание, когда вы решите обновить вашу «тушку» или купить тот новый «фикс».

По этой же логике, учитывайте следующее: укороченная выдержка, полученная посредством увеличения ISO с 800 до 1600 (например, с 1/60 до 1/125) может иметь серьезное значение в плане получения резкого изображения, фиксирующего движение исполнителя, вместо размытого снимка. Многие издания и веб-сайты предпочтут резкое и немного шумное изображение размытой картинке без шума.


Шаг 4: Сделайте домашнюю работу

В-четвертых, это может быть не так захватывающе, как само шоу, но проведите некоторое исследование до того, как отправитесь на съемку. Вы сможете собрать множество полезной информации относительно того, как музыканты двигаются, что из себя представляет концертный зал, какое освещение используется, просто просмотрев фотографии предыдущих выступлений, что поможет вам сделать отличные снимки и превзойти других фотографов в зале.

Многие фотографы ведут блоги о выступлениях, которые они снимали, и дают в них советы и рекомендации, а также пишут рецензии о посещенных ими шоу. Эти записи - золотая жила для поиска информации; зачастую они содержат данные о конкретных настройках камеры и используемом оборудовании. Отличное место для начала - сайт Тодда Оуйанга (Todd Owyoung) I Shoot Shows .

Шаг 5: Будьте реалистичны в своих ожиданиях

Многих привлекает этот вид фотографии, маня обложками журналов и альбомов, ревущими толпами и встречами с рок-звездами. Я, определенно, не говорю вам о том, что вам стоит отказаться от своей мечты и оставить надежду, просто будьте терпеливы. Публикация в той или иной форме и встреча с любимой группой, безусловно, достижимые цели, но ожидать, что это случится в течение нескольких недель или даже месяцев с начала съемок, нереалистично и нечестно по отношению к вам. На то, чтобы адаптироваться, отточить свои навыки и сделать так, чтобы вас заметили, требуется время. Как только вы это сделаете, вы будете счастливы, что втянулись.

Шаг 6: Сохраните свой слух

Осмелюсь предположить, что если вы увлечены каким-либо типом концертной фотографии, вы также фанат музыки в том или ином виде. В противном случае, я снимаю шляпу перед вашей заинтересованностью в данном виде фотографии, ввиду того, какой вред она может нанести вашему слуху. На концертах громко, так что вам, возможно, стоит приобрести беруши. Даже если вы купите дешевую упаковку одноразовых, я настоятельно рекомендую вам сделать это, потому что это позволит вам продолжать наслаждаться музыкой еще несколько лет после того, как вы ступите на выбранный путь.

Это очень простой шаг, который может некоторым показаться неудобным, но потерянный слух может не восстановиться со временем, так что это очень важная часть концертной фотографии. Лично я использую ушные затычки для музыкантов ER 25 от Etymotic Research, которые подходят к моему уху, принимая нужную форму, и уменьшают шум на 25 децибел. Найдите пару, которая будет вам доступна и удобна, и носите ее вместе с фотооборудованием.


Шаг 7: Получите доступ

Конечная цель концертного фотографа состоит в составлении небольшой сети из журналистов и редакторов, с которыми он может работать. Журналисты помогут вам получить доступ на выступление, поскольку они работают на группы и лейблы. Однако сейчас вы сталкиваетесь с проблемой курицы и яйца в концертной фотографии. Вы не можете получить доступ на концерт без вышеупомянутых связей, но вы также не можете наладить эти связи без портфолио с отснятыми вами концертами.

Это не такая большая проблема, как может показаться. Если у вас нет концертного портфолио, вам просто нужно начать с самого низа. Вы можете связаться с группами или концертными залами, уточнив, не нужны ли им фотографии с выступлений, использовать преимущества бесплатных шоу или «баттлов» между группами, или же самостоятельно оплачивать билеты, пока вы не достигнете определенного уровня.

Предупреждение: концерты более популярных команд с дорогими билетами, вероятно, будут иметь фото-зону (секцию, огражденную барьерами), и на них потребуется фото-пропуск для осуществления съемки. Если вы проигнорируете данное предупреждение, охрана может вежливо попросить вас удалиться, если поймает за съемкой.


Шаг 8: Съемка шоу

Хорошо, вы зашли так далеко. Не многовато ли работы для простой съемки концерта? Возможно, но я пытаюсь помочь вам сделать все правильно в первые разы. Вы собрали сумку и проверили оборудование, и теперь вы готовы снимать вашего любимого музыканта.

Пожалуйста, прибудьте заранее и снимите «разогрев». Это важно по ряду причин - вы привыкнете к освещению в зале, вы зарядитесь настроением толпы, и что наиболее важно - вы попрактикуетесь в съемке в специфических условиях данного конкретного выступления, что позволит вам получить лучшие результаты для части хэдлайнеров.

Стоит также отметить, что часть «разогрева» не пользуется особым вниманием фотографов, так что они, вероятно, будут вам вдвойне благодарны за вашу тяжелую работу. Также учтите, что снимать стоит в RAW, т.к. это поможет вам вытянуть фотографии во время обработки в случае экстремальных условий освещения, с которыми вы можете столкнуться на концерте.


Вам, возможно, придется двигаться во время съемки, потому что делать все кадры с одной точки скучно, и это не поможет вам развиться. Проблема состоит в том, что чаще всего вам придется работать, пробиваясь через толпу, а большинство посетителей концерта предпочитают оставаться на своих местах.

Будьте вежливы, улыбайтесь, указывайте на свою камеру, когда необходимо, и просто спросите, можете ли вы встать на их место на одну или две песни, чтобы сделать несколько кадров. Не забудьте поблагодарить, когда закончите, и продолжайте двигаться. Это лучший подход, который я нашел, потому что никто не любит грубых фотографов, плечами и локтями прокладывающих свой путь в толпе.

Комфортно разместитесь рядом со сценой, выберите начальные настройки на камере (например, ISO 800, 1/125, f/2.0) и сделайте несколько снимков. Проверьте экспозицию и подстройте камеру соответственно. Вы, вероятно, найдете настройку, которая работает для большинства условий освещения в данном концертном зале, и вам нужно будет вносить лишь небольшие изменения в значения выдержки и диафрагмы, что позволит вам сосредоточиться на наблюдении за действом и выстраивании композиции снимков. Не забудьте повеселиться, в конце концов, это концерт, и если вы думаете, что упустили кадр, сделайте еще один.


Шаг 9: Что дальше?

Вы добрались домой, и выжили после всего этого пота, шума и столпотворения - но работа на этом не окончена. Если вы снимаете для издания или какого-либо блога, у вас, вероятно, есть срок сдачи материала. Даже если нет, вам все же нужно назначить его самому. Своевременная готовность снимков послужит созданию вашей хорошей репутации.

Поскольку это всего лишь общее руководство, я не буду вдаваться в детали касательно обработки, но я должен отметить, что в конечном итоге вы выработаете свой собственный стиль. Большая часть обработки будет выполнена в вашем любимом RAW-редакторе, таком как Aperture от Apple или Lightroom от Adobe.

Вам стоит следовать общим правилам журналистики в том, что касается улучшения качества фотографий без искажения сути событий, реально произошедших на выступлении. Суть в том, чтобы экспериментировать в пределах разумного.


Заключение

Концертная фотография - занятие очень веселое и полезное, но маловероятно, что она будет приносить вам достаточный доход, который позволит оплачивать счета исключительно этими изображениями. Если вы заядлый меломан или просто ищете другой путь для раскрытия творческой составляющей вашей фотографии, это стоит усилий, и это руководство должно помочь вам сделать первые шаги.

Тут нет никаких секретов и коротких путей, и может быть сложно измерить ваш прогресс, но вы будете счастливы, что вы занимаетесь этим и встречаете множество удивительных и интересных людей на вашем пути.

От фотографа, снимающего выступление артиста, зависит намного больше, чем кажется: благодаря его работе концерт может получить вторую жизнь.
И с этой точки зрения человек с камерой – равноправный участник шоу.

Нужны ли концертному фотографу специальные навыки?
Какую роль играет в его творчестве техника?
Насколько важны музыкальные вкусы?

Мы попросили двух фотографов, профессионально снимающих концерты, рассказать о главном в их работе, и в дальнейшем рассчитываем продолжить этот разговор.

Vall (Валентин Монастырский)

– Не каждый студийный фотограф или пейзажист достойно отснимет концерт, здесь нужен хороший «репортажник». Умение увидеть, вовремя отреагировать или даже предугадать и поймать нужный момент.
Концерт – хорошая школа для начинающего репортажного фотографа. И именно концерт учит работать с плохим светом или вовсе с его отсутствием.
К сожалению, у нас многие клубы, «ненавидят» фотографов. В клубе может быть отличная организация, прекрасный звук, но просто отвратительный свет. Мало кто задумывается, о том, что концерт нужно не только «подзвучить», но ещё и достойно подсветить.
Снимать со вспышкой это моветон.
Поэтому умение работать как с плохим, так и с хорошим светом, плюс быстрая реакция – и есть те навыки, которые нужны в этом ремесле.

– Да, конечно! Я часто снимаю просто на телефон. Если нет задачи печатать баннеры, то подойдет, что угодно, любая мыльница. И чем сложнее задача – тем интереснее. Меня в этом смысле очень радует Инстаграм и несколько приблуд в телефоне. Всё это ставит тебя в условия, в которых ты должен сделать достойную карточку, будучи ограниченным в средствах. А что касается спичечного коробка, есть такое понятие, как «стеноп» – фотоаппарат без объектива. Ещё часто говорят «пинхол».
Так что, по сути, весь фотоаппарат можно сделать из спичечного коробка.

– Всё зависит от концерта, точнее, от места съёмки. Я почти всегда беру с собой стандартный набор, хоть и не всегда пользуюсь всеми объективами. Камера Nikon D700, объективы 50/1.4 , 10/2.8 , 24-70/2.8 и 80-200/2.8.

– Вы знаете, гордиться – это немного другое... У меня так не получается – не позволяет потребность двигаться вперед. Есть карточки, которые мне нравятся, но не более того. И то: они мне нравятся конкретно сейчас, а завтра я уже сниму другой кадр, и он окажется лучше...

– Да, безусловно! Лучше всего на фотографии получаются люди, которых любишь. Тогда я растворяюсь в концерте и не ищу ракурсы или моменты, я просто начинаю чувствовать человека, видеть его эмоции, понимать их и даже не замечаю, как снимаю. Бывает, что две-три песни просто стираются из памяти: смотришь в сет-лист и не понимаешь, куда пропали 10 минут...

– В основном людей. Репортажку. Прогулки, какие-то фестивали. Причём я говорю не о музыкантах на сцене, а о зрителях – очень люблю снимать людей на выездных фестивалях или в парках.
Уличные представления, постановки. Люблю просто пройтись по улочкам в центре города и поснимать, даже на телефон.

– Снимать как можно больше концертов, неважно каких, чем больше – тем лучше. Не бояться снимать не так, как все, раздвигать горизонт, ограничиваться лишь собственным воображением.

alexivanov (Алексей Иванов)

– Нужны ли концертному фотографу какие-то особые навыки?

– Несомненно. Но они же необходимы и любому репортажнику: умение оказаться в нужном месте в нужное время, увидеть кадр, успеть его построить и нажать на кнопку именно тогда, когда нужно.
И полное, доведённое до автоматизма знание своей техники. И понимание фотографии вообще. В каком-то смысле снимающим концерты попроще, нежели, например, людям, снимающим уличные репортажи...
Как правило, тебе не холодно, риска для жизни – минимум. Ну пивом обольют, ну потолкают, может быть, немного. Ерунда – зато музыку послушаешь

– Один мой знакомый фотограф сказал, что настоящий профессионал сможет сделать хороший снимок хоть спичечным коробком. Вы согласны?

– Ну да, а великий Анри Картье-Брессон поминал консервную банку. В принципе, конечно, для действительно хорошей фотографии техника не так важна. Но если мы будем говорить именно о концертной фотографии, то общепризнанных шедевров, которые можно поставить в один ряд с чем-нибудь вроде того же брессоновского «У вокзала Сен-Лазар» и считать произведениями искусства, в ней исчезающе мало. Жанр немного не тот. И в этом жанре часто на первый план выходит техническое качество снимка, которое недостижимо без высококачественной техники и высококлассной, то есть, к сожалению, весьма недешёвой оптики.
Особенно если тебе необходим гарантированный результат, а не случайная удача.
Да, отличную эмоцию и хороший свет можно поймать и на телефон, тем более современные телефоны часто поражают качеством снимков.
И на дешевую «мыльницу», особенно, если знаешь, что и как снимать. Но более стабильного и в среднем намного более качественного результата можно добиться, только снимая на хорошую современную технику. Но совсем не обязательно топовую, ибо общий уровень сейчас достаточно высок.
Поэтому не стоит так уж гнаться за «единицами», третьими марками и прочими десятками мегапикселей, особенно – если всё равно не сможешь раскрыть их потенциал.

– С каким набором объективов и камер вы обычно отправляетесь на концерт?

– Я снимаю сейчас на довольно уже пожилой Canon 40D. Староват, шумноват по сравнению с современными аналогами и камерами повыше классом.
Но поскольку сейчас снимать концерты стал существенно меньше, чем пару-тройку лет назад, вроде и достаточно. С батарейной рукояткой, которая и помогает схватить поудобнее, и габариты увеличивает, а ведь все знают, что раз фотоаппарат большой и чёрный – значит, и фотограф хороший.
С оптикой интереснее: в небольших клубах, как правило, снимаю на Canon 24-70L /2.8 и любимый «полтинник» – Canon 50 /1.4. На большие площадки и фестивали в обязательном порядке берётся телевик – Sigma 70-200 EX /2.8. По бюджету в своё время родной кэноновский объектив не проходил, вот и снимаю на аналог подешевле и чуть похуже.
Ну и, конечно, светосильная оптика – залог успеха в условиях часто далеко не идеального концертного света. Вспышкой почти не пользуюсь. Да на крупных концертах, как правило, и нельзя. Эффектные фильтры – как используемые при съемке, так и те, которые применяют при постобработке – не люблю.

– Какими своими фотографиями вы особенно гордитесь?

– Особенно ничем не горжусь. Есть какие-то любимые, есть просто хорошие, есть средний «проходняк». Как и у всех. А шедевров вроде не наснимал.

– Имеют ли для вас значение артисты, которых вы снимаете, и их музыка?

– Значение имеет, но на результате сказывается не всегда. Бывает, что группа, музыка которой тебе искренне нравится, на сцене получается совершенно «тухлой».
Но есть и обратные примеры – Gogol Bordello или, скажем, Kultur Shock: по музыке вроде меня не особо цепляют, но картинка – песня. Но, конечно, куда приятнее, когда всё совпадает.
Лично для меня такие совпадения, когда и музыка в кайф, и фото вроде неплохие получаются, случились с Женей Фёдоровым и его командами, с Jethro Tull и «Вежливым отказом.
Не всех, конечно, упомянул, прошу прощения. Вот R.E.M. ещё были, помнится, совершенно прекрасны по всем параметрам.

– Что вы снимаете помимо концертов?

– Мне очень и очень нравится то, что называется стрит-фотографией. Ну и, разумеется, всякую туристическую ерунду, когда в отпуск езжу, тоже снимаю. До картинок уровня «я и пальма» стараюсь, правда, не опускаться.

– Представьте, что у вас просит совета молодой человек, решивший стать концертным фотографом. Что бы вы ему сказали?

– Смотреть, снимать и думать. И снова. И повторить ещё раз.

Беседовал Дмитрий Попов (Kroogi.)

Статья фотографа Саши Света о концертной фотографии:

Я хочу рассказать вам о практике съемки концертов, о том, как действительно стать концертным фотографом, а именно:

Предисловие.

Встречая в интернете тексты о концертной фотографии, меня поражает количество «воды» и минимум практических советов в эти статьях. Да и эти «советы» сводятся к совершенно очевидным вещам:
– «На концертах плохой свет»
– «Ловите момент»
– «Ищите интересные ракурсы»

Все это и так понятно. Все это логически вытекает из самого понятия – «концертная фотография».

Именно поэтому я решил написать эту статью. Я хочу рассказать вам о практике съемки концертов, о том, как действительно стать концертным фотографом, а именно:

  • Как получить аккредитацию фотографа.
  • Как снимать выступления музыкантов.
  • Как обрабатывать концертные фотографии.

  • Как получить аккредитацию фотографа.

    Если вы хотите сделать действительно интересные фотографии музыкантов – аккредитация фотографом на концерт необходима. В небольших клубах вам возможно и удастся подойти близко к сцене, но на крупных площадках без аккредитации это сделать никак не получится. Да и серьезное фотооборудование на концерт, как правило, без аккредитации не пронесешь.

    На самом деле получить официальную аккредитацию на концерт совсем не сложно. Существует много способов это сделать, я расскажу вам о самом простом и доступном любому человеку, у которого есть желание снимать.

    В интернете существует масса «музыкальных информационных агентств», а проще говоря просто сайтов, которые публикуют рецензии на альбомы, репортажи с концертов и пр. околомузыкальную информацию. И лишь единицы из них – это действительно издания в полном смысле этого слова, т.е. выплачивающие достойные гонорары журналистам и фотографам, имеющие постоянный штат сотрудников и т.п. Как правило эти издания – известные «бренды» на рынке СМИ и интернет-сайт для них лишь придаток к бумажной версии журнала.

    Большинство же музыкальных интернет изданий работают на «энтузиастах». Фотографы и журналисты работают там либо безвозмездно, либо за совершенно мизерные гонорары. Но именно поэтому эти сайты нам и интересны, ведь начать сотрудничать с таким изданием может любой человек, который действительно хочет снимать и имеет хотя бы небольшое портфолио репортажных съемок.

    Как это сделать?

    Я не буду называть имен таких интернет-изданий. Просто потому, что знаю, что многие редактора стараются не афишировать то, как построена работа в их издании. Да и если вы действительно захотите – то просто поиском в Яндексе вы без проблем найдете с десяток таких сайтов.

    Для начала напишите письма редакторам нескольких подобных изданий с предложением о сотрудничестве. Конечно, если вы к письму приложите примеры ваших работ шанс, что вам ответят сразу сильно увеличиться. Затем, скорее всего, вам дадут пару пробных «заданий» и если вы с ними успешно справитесь, то дальше пойдет уже нормальное сотрудничество, вы сможете сами «вызываться» снимать музыкантов, которые вам интересны или редактора изданий будут периодически сами предлагать вам съемки. Самой аккредитацией на концерт, как правило, занимается редактор издания, вам же будет просто сообщено когда и куда приезжать и как вы записаны в списках прессы.

    Подобное сотрудничество имеет свою плюсы и минусы.
    Главный положительный момент – это то, что все права на фотографию остаются у вас. Для публикации на сайте чаще всего нужна только «превьюшка» небольшого размера, оригинал фотографии и все права на него остаются у вас. А значит вы можете продать эти фотографии «серьезным» изданиям и, если повезет, получить неплохой гонорар. Также бывает, что особенно удачные кадры хотят купить поклонники группы.

    Самый главный минус подобного сотрудничества (кроме самого факта, что вам не платят) заключается в том, что на некоторые концерты аккредитацию сделать не получиться. Так, например, на концерты звезд мирового уровня малоизвестным изданиям аккредитации дают крайне редко.

    Но в любом случае сотрудничество с интернет-изданиями это очень хороший вариант для молодого фотографа. Кроме опыта съемки и фотографий в портфолио, вы получите много новых знакомств и, со временем, эти знакомства принесут вам клиентов и новых работодателей.

    Как снимать выступления музыкантов.

    Безусловно, сама тема того «как снимать» очень обширна и заслуживает отдельной статьи. Но пока постараюсь рассказать о ключевых моментах съемки.

    Композиция

    Один из самых простых и действенных композиционных приемов при концертной съемке – это работа с диагоналями. Т.е. когда объект копозиционно расположен вдоль диагональных линий в кадре. При съемки рок-концертов такую композицию очень часто помогают выстроить две вещи:

    Гитара в руках музыканта.
    Гитарный гриф уходящий в верхний угол кадра – классика концертной фотографии, которая никогда не перестанет быть актуальной.



    Движение рук вокалиста.
    На радость фотографам многие вокалисты активно двигаются на сцене, давая возможность выстроить интересный кадр.


    Снимая рок-панк-метал-музыкантов очень важно передать динамику в кадре. Для этого можно воспользоваться таким композиционным приемом:


    Композиционно музыкант «выходит» из кадра. И это создает ощущение динамичности действия.

    Но что делать, когда артист играет не «драйвовую» музыку? Действия на сцене мало, артист стоит в одной позе. Тогда можно попробовать выстроить композицию не только на самом артисте, но и поместив в кадр сценическое освещение, как часть композиции:


    В некоторых случаях хорошо работает такой прием:


    Кадр выстраивается именно на самом артисте, при этом желательно, чтобы больше в кадре не было ничего отвлекающего внимание – других музыкантов или пестрого фона. Хотя безусловно все зависит от конкретной ситуации и артиста. Например иногда в кадр можно включить элемент, который выбивается из обычной концертной атрибутики – это может сразу сделать кадр интереснее. Как в данном случае с «черепом»:


    Работа со светом.

    Как это ни печально, но именно от сценического света во многом зависит, какой кадр у вас получиться. Как бы хорошо вы не «ловили момент» и выстраивали композицию – плохое сценическое освещение все это загубит. Если музыкант выступает на крупных площадках (типа Олимпийского) и особенно если с ними работает хороший светорежиссер – проблем, как правило, не бывает. Но когда группа выступает в небольшом клубе или работы светорежиссера нет как таковой… тогда шансы сделать интересную фотографию близятся к нулю. На моей памяти был случай, когда на презентации одной группы в клубе Б-2 музыканты выступали вообще без сценического света. Освещение было только от обычных ламп, освещающих зал… Но это скорее исключение, обычно все не так плохо.

    Самая большая проблема небольших клубов в том, что освещение там не просто слабое, но и «одноцветное» (я не знаток свето-терминов, если кто знает, как называется такой свет – пусть меня поправит). Получается, что вся сцена заполнена, например, слабеньким красным светом. В результате сделать интересную цветную или ч/б фотографию очень сложно – картинка получается скучная. Есть один прием, который может помочь вам «раскрасить» картинку. Попробуйте во время съемки «одеть» на вспышку небольшую пластинку из полупрозрачной цветной пленки или пластика, т.е. сделать по сути обыкновенный цветофильтр. И тогда свет от вашей вспышки добавит цветов в скучное освещение.

    Замечание по работе со вспышкой.

    Многие концертные фотографы не работают со вспышкой. На мой взгляд это не правильно. Вспышка это рабочий инструмент фотографа. И им надо просто уметь пользоваться. Безусловно, если «лупить» вспышкой в лоб ничего хорошего не получиться. Но зачастую вспышка может отлично работать, как дополнительный источник заполняющего света. Попробуйте понизить мощность вспышки на ступень-две и направить ее немного под углом к сцене – иногда такой простой прием может сделать фотографию заметно интереснее.
    Пробуйте, экспериментируйте и я уверен, что вы останетесь довольны результатом.

    Общие моменты съемки.

    Думаю, рассказывать о настройках выдержки и диафрагмы несколько бессмысленно – вы сами поймете, какие настройки подходят в каждом конкретном случае, сделав пару пробных кадров. Скажу лишь о некоторых вещах:

  • Часто на концертах стоит выбор между шумами и «смазаностью» картинки. Тут из двух зол придется выбирать меньшее – шумы. Так как их вы сможете потом частично убрать при обработке, а вот смазанность картинки исправить намного сложнее. Поэтому всегда лучше поставить побольше ISO, нежели увеличить выдержку. Разумеется поднимать ISO нужно только тогда, когда вы уже снимаете на максимальной для себя выдержки, при которой не смазывается картинка.
  • Если ваша камера не всегда одинаково адекватно работает с автоматическим балансом белого, то разумнее чётко определить режим, например, «cloudy» – тогда цвета на всех фотографиях будут получаться примерно одинаково.
  • Очень полезная вещь в концертной фотографии – монопод. Штатив слишком громоздок и сильно сковывает ваши действия. Монопод – легкий и одновременно даёт хорошую опору при съемке. Особенно это актуально при съемке крупных фестивалей, когда через несколько часов непрерывной работы появляется банальная физическая усталость. Хотя монопод – вещь «на любителя», есть фотографы, которым важна полная свобода камеры в руках. Тут уж каждый выбирает для себя.
  • Старайтесь поймать момент, когда музыкант подходит близко к краю сцены и сфотографируйте его с нижнего ракурса. Это добавит «мощности» музыканту в кадре, как, например, на этой фотографии:


    Как обрабатывать концертные фотографии.

    Обработка в концертной фотографии особенно важна. На концерте все фотографы работают в одинаковых условиях и единственный способ сделать свои работы действительно выделяющимися на фоне сотен кадров других фотографов – это интересная и качественная обработка.

    Главное правило – всегда снимайте только в RAW. О программах по обработке RAW файлов можно почитать в моей статье « ». Здесь я постараюсь рассказать о основных особенностях именно концертной обработки.

    Есть два вида обработки концертных фотографий – художественная и репортажная. С репортажной обработкой все понятно – это обработка чаще всего пакетная, когда важен качественный результат при большом объеме кадров. Суть обработки, как правило, сводиться к простой работе с цветами (насыщенность, баланс белого), экспозицией, резкостью и шумами. Совершенно стандартный набор простых приемов. Писать здесь о них, на мой взгляд, не имеет особого смысла – об этом и так уже написана ни одна статья.
    С художественной обработкой все намного интереснее. Ее суть именно в художественной подаче материала, когда задача – сделать красивую и интересную картинку, а работа идет индивидуально над каждым кадром.
    Условно говоря, весь процесс обработки можно разделить на три основные части:
    – Цвет
    – Свет
    – Детали

    Работа с цветом.

    Основная задача при работе с цветами – сделать их «вкусными». То есть, цвета должны быть гармоничные, приятные глазу. В концертных фотографиях это особенно важно, так как очень часто освещение на концерте губит все цвета. Попробую привести пример:



    На этом концерте прожектора «лупили» желто-оранжевым cветом, по сути просто убивая цвета.
    Основная часть работы над цветом проводилась в Adobe Lightroom, после была небольшая детальная доработка в Photoshop.
    Основные этапы работы в Lightroom:

  • Чтобы частично избавиться от оранжево-желтых цветов – снижаем цветовую температуру картинки, делая ее более холодной. Затем уменьшаем насыщенность цветов.
  • Немного поднимаем контраст и яркость. Сильно поднимаем настройки Fill Light – тем самым осветляя задний план на фотографии.
  • Затем идет индивидуальная работа с цветами: Насыщенность красного и оранжевого поднимаем до максимума, а насыщенность желтого наоборот – снижаем до минимума.
    Работаем с настройкой Luminance цветов: красный и желтый поднимаем до максимума, оранжевый поднимаем до половины значения красного и желтого.
  • Вот и все 🙂

    Мы получили те цвета, которые хотели. Потом их можно немного доработать в Photoshop, но основную обработку цветов мы сделали именно в Lightroom.

    Вот еще один очень показательный пример работы с цветами.



    При грамотной работе с цветами «вкусную» картинку можно сделать практически из любой фотографии, даже если условия съемки были далеки от идеала.

    К сожалению рассказывать детально о всех способах работы с цветами в этой статье места не хватит… Да и не об этом статья… Главный совет, который я могу вам дать – это экспериментируйте. Просто изменяйте настройки цветов, теней, насыщенности в Lightroom и со временем вы научитесь делать такие цвета, какие вам нужны. А Lightroom хорошь именно тем, что позволяет довольно просто проводить такие эксперименты.

    Работа со светом.

    Самый большой простор для работы со светом и тенью, безусловно, дает Ч/Б фотография. Просто потому, что при изменении настроек света и тени мы можем не следить за изменением цветов на фотографии. Это дает нам большие преимущества – мы можем сделать сильный контраст, индивидуально затемнить или осветить любую область картинки. Для работы с Ч/Б я также рекомендую вам основную обработку делать в Lightroom, а в Photoshop уже индивидуально затемнять или осветлять части картинки.

    Но для начала экспериментируете с простыми вещами – например с контрастностью Ч/Б картинки, при правильной обработке может получиться очень интересный результат:


    Работа с деталями.

    Именно детальной обработке фотографы очень часто уделяют мало внимания. Но через работу с деталями можно заметно улучшить фотографию и сделать ее более интересной. Обработку деталей удобнее всего делать в Photoshop, приведу несколько примеров того, что можно просто и быстро сделать:

  • Попробуйте акцентировать внимание на глазах. Это очень действенный прием, и если вы сняли крупный план музыканта, можно, например, просто немного осветлить зрачки и область вокруг глаз, если она находиться в тени. Главное – не переборщите. Лучшая обработка – которую не заметно, она должна быть полностью гармоничной со всей фотографией. Если все сделать правильно – то простая работа с инструментом Dodge сразу акцентирует внимание зрителя на глазах музыканта и добавит фотографии выразительности.
  • Увеличьте резкость. Есть два простых приема, которые дают очень хороший результат:
    1 – Увеличивайте резкость работая в Lightness канале цветового пространства Lab. Это позволит вам увеличить резкость с минимальным количеством цветных шумов. Подробное руководство, как это сделать можно без труда найти в интернете.

    2 – Не обязательно добавлять резкости на всю фотографию. Чтобы избежать появления лишних «шумов» можно увеличить резкость только в «ключевых» местах кадра – глаза, руки на грифе гитары, струны, заметные элементы одежды. Сделать это очень просто – есть такой инструмент History brush, вы можете задать ей возможность «рисовать» с любого момента обработки, которая есть в вашем History работы над фотографией. Что это нам дает? Мы можем применить резкость на всю картинку, задать History Brush работу с этого момента History (когда мы применили фильтр увеличения резкости), вернуться в History назад (то есть тогда, когда еще не была применено увеличение резкости) и просто рисовать кисточкой резкость по картинке!

    Если вы увеличите резкость на самых заметных местах кадра – это создаст у зрителя иллюзию резкости всей картинки.

  • Если вам необходимо удалить шумы, делайте это через специальные плагины. Самые популярные из них – Neat Image и Noise Ninja. Качество их работы в разы превосходит встроенные функции удаления шумов в Photoshop.
  • К сожалению в этой статье у меня нет возможности написать подробно о обработке фотографий – это потребует очень много места… Да и статья получиться совсем о другом:). Но самое важное это понять насколько важна обработка. Если вы хотите получить действительно красивую и интересную концертную фотографию – умение обработки вам необходимо.

    Съемка пресс-конференций.

    Отдельно хочется сказать пару слов о пресс-конференциях. Периодически снимая концерты вы будете попадать на пресс-конференции музыкантов. Зачастую фотографы уделяют мало внимания съемки «прессух», делая обычные репортажно-протокольные фотографии. На мой взгляд это не правильно, так как именно на пресс-конференции у вас есть возможность сделать интересный портрет артиста. Вот примеры некоторых портретов, сделанных мною на пресс-конференциях:




    Самое сложное при съёмке портретов на пресс-конференции – сделать интересную художественную фотографию в цвете. Так как освещение на прессухах, как правило, оставляет желать лучшего и получить красивые цвета на фотографии (именно художественной фотографии) очень трудно.

    Зато удачно снятый портрет артиста может быть очень востребован. Так портрет Гребенщикова журнал «Медведь» купил на обложку номера, а недавно издательство АСТ предложило купить фотографию Васильева для обложки его книги (на момент написания статьи идут переговоры с издательством).

    Поэтому снимайте, обрабатывайте и возможно у вас получиться очень интересный результат. Не стоит зацикливаться на «протокольных» съемках…

    Пара слов о печальном.

    К сожалению в России концертной фотографией зарабатывать практически не возможно. Я говорю именно о стабильном высоком доходе, а не о разовых гонорарах. На то есть масса причин, начиная от ничтожного количества печатных музыкальных изданий до отсутствия самой музыкальной индустрии как таковой. Так, что если вы думаете заработать концертной фотографией большие деньги – скорее всего вы сильно разочаруетесь.
    Но если вам просто нравиться музыка, живые выступления музыкантов и вам интересно попробовать снимать концерты – тогда вперед, главное желание и все получиться.