Что будет в новом профессиональном стандарте педагога. Что будет в новом профессиональном стандарте педагога Профстандарт юрисконсульта утвержденный правительством рф

04.03.2024 Сельское хозяйство

Таким образом, если федеральным законодательством (в т. ч. ТК РФ) будут определены требования к квалификации и образованию работника, которые необходимы ему для ведения трудовой деятельности, профстандарты-2018 - 2019 в этой части обязательны к применению работодателями-организациями бюджетной сферы. Если утвержденные профессиональные стандарты обязательны, их неприменение может повлечь для работодателя негативные последствия в форме административных санкций по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Где найти реестр утвержденных Министерством труда России профстандартов

Реестр профессиональных стандартов — 2018 - 2019 размещен на специальном сайте Роструда РФ .

Реестр профстандартов ведется в алфавитном порядке. Для каждого из них установлены наименование должности, профессии, а также конкретный вид поручаемой трудящемуся работы.

В настоящий момент законодательство не предусматривает специальных норм, согласно которым коммерческие организации обязаны применять реестр профессиональных стандартов Минтруда (см. письмо Минтруда России от 30.12.2015 № 14-0/В-1190).

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О внесении изменений...» от 02.05.2015 № 122-ФЗ в отношении государственных органов и учреждений, юридических лиц, собственником долей/акций в которых на 50 и более процентов является государство, обязательность применения профстандартов вводится Правительством РФ с учетом мнения особого органа социального партнерства — Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (в ее состав входят представители компетентных в сфере труда, соцобеспечения и законодательной техники госорганов, а также общероссийских объединений работодателей и профсоюзов).

ВАЖНО Любая организация обязана применять профессиональные стандарты в отношении должностей, пребывание на которых влечет получение льгот и компенсаций либо связано с определенными ограничениями. Данное требование установлено не напрямую, а через обязательство составлять на основе указанных стандартов трудовые договоры (ст. 57 ТК РФ).

Разработанные Минтрудом профстандарты, зарегистрированные Минюстом

Нужно учесть, что реестр профстандартов содержит не список названий должностей или профессий, а требования к той или иной сфере трудовой деятельности.

Структура профессионального стандарта регламентирована приказом Минтруда России «Об утверждении макета профстандарта» от 12.04.2013 № 147н и отражает:

  • функционал, который может выполнять работник, занятый в той или иной сфере деятельности;
  • то, какую квалификацию он должен иметь;
  • требуемый уровень образования и опыт работы;
  • наименование должности, в рамках которой работник может выполнять данную трудовую деятельность.

Таким образом, профстандарты разрабатываются Минтрудом России, а их регистрацию производит Минюст. Только после этого профстандарт вступает в силу.

Перечень утвержденных профессиональных стандартов: что делать, если работник не соответствует установленным требованиям

Уволить сотрудника в связи с его несоответствием профессиональному стандарту невозможно, поскольку ТК РФ в принципе не предусматривает такого основания для прекращения трудовых отношений.

Не стоит путать это с ситуацией, когда работник не отвечает занимаемой должности или не справляется с поручаемой работой в связи с недостаточным уровнем квалификации. В этом случае, если работодатель считает возможным уволить сотрудника, необходимо официально подтвердить его несоответствие посредством проведения аттестации (см. абз. 4 ст. 81 ТК РФ).

Если работодатель выявляет несоответствие уровня образования требованиям утвержденного профстандарта, он должен организовать для такого сотрудника соответствующее обучение. Работодатели, которые не провели для своих работников предусмотренное профстандартом обучение, могут быть привлечены к ответственности (см., например, постановление 13-го ААС от 30.10.2014 по делу № А56-26857/2014).

Итак, профессиональные стандарты в 2018 - 2019 годах обязательны к применению государственными органами и организациями с госучастием. Для юридических лиц с частной формой собственности применение данных правил носит рекомендательный характер, за исключением должностей, пребывание на которых дает работнику право на гарантии и компенсации или влечет некие ограничения.

Уволить сотрудника за несоответствие профессиональному стандарту работодатель не правомочен.

С 1 января вводится профстандарт педагога 2017, утверждённый Правительством РФ. Это ключевой документ, в котором содержится перечень личностных и профессиональных компетенций специалиста.

Принятый документ станет основой проведения аттестации педагогов и присвоения квалификационных категорий. Его нормами будут руководствоваться, принимая на работу и формируя оплату труда. Конкретизируя знания и умения, которыми должен владеть педагогический работник, профстандарт в подробностях отображает его трудовые действия и разделяет их по модулям.

Профстандарт педагога: структура

Для создания всех профессиональных стандартов существует единая база - макет, включающий следующие пункты:

  1. Общая характеристика профессии. Название, деятельность работников, классификация по ОКВЭД и ОКЗ.
  2. Функциональная карта. Функции деятельности.
  3. Характеристика трудовых функций. Подробное описание знаний, умений и видов действий, которые осуществляют специалисты.
  4. Информация об организациях-разработчиках.

Структуру профстандарта педагога определяют две обобщенные составляющие:

  • базовая («три кита» педагогической деятельности - обучение, воспитание, развитие);
  • дополнительная (разработка проектов и реализация образовательных программ с учетом особенностей работы педагога).

Кроме того, профстандарт имеет два добавочных блока - «Математика» и «Русский язык». Отсюда следует, что, к примеру, квалификация учителя русского языка определяется пятью трудовыми функциями:

  1. Обучение.
  2. Воспитание.
  3. Развитие.
  4. Реализация образовательных программ.
  5. Блок «Русский язык».

Согласно Постановлению правительства № 584, переход на новые стандарты продолжится до 1 января 2020 года. Новый профстандарт не является жестко закрепленным, «монолитным» документом - он допускает возможность дополнения требований в зависимости от региональных особенностей и внутренних стандартов учреждений образования.

Пока же образовательные организации должны разработать поэтапный план перехода на профстандарт. Чтобы избежать ошибок при подготовке необходимой документации, примите участие в цикле вебинаров «Организация и документальное сопровождение применения профстандартов в колледже» .

В помощь руководителю! Скачайте Методические материалы по учету требований профессионального стандарта при приеме на работу (определение соответствия занимаемой должности, заключение трудового договора) в условиях применения профессионального стандарта педагога

Профстандарт для педагогов в 2017 году: новые задачи

Новый документ вводит пять дифференцированных уровней квалификации педагога. Они определяют требования к знаниям, умениям, навыкам и опыту, которые необходимы для выполнения трудовой функции. Стандарт подразумевает и перечень профессиональных компетенций. Например, для полноценной работы учителю нужно иметь восемнадцать основных навыков и умений. Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, поддержке социально уязвимых и талантливых учеников.

Можно сказать, что современному педагогу отводится роль социального терапевта, который способен вовремя распознать педагогические и даже психологические проблемы ребенка. В сотрудничестве с узкими специалистами педагог должен выявлять и решать широкий круг проблем, возникших у обучающегося.

«Подводные камни» введения профстандарта «Педагог»

Сегодня в России более миллиона учителей. Одни из них готовы следовать новым правилам, а другие - нет. Главная проблема - отсутствие условий:

  1. Недостаточность материальной базы. Если школа намерена обучать особых детей, в здании должны быть предусмотрены лифты, пандусы, оборудованные туалеты и т.д.
  2. Дефицит узких специалистов. Чтобы педагог мог заниматься со всеми учениками, необходимы не только его знания, навыки и желание. В штат должны входить психологи, тьюторы, сурдопереводчики, дефектологи и медицинские работники.
  3. Нехватка методических материалов по работе с учащимися разных категорий.
  4. Слабая база подготовки и переподготовки учителей.
  5. Отсутствие процедуры аттестации, которая позволит объективно оценить усложнившуюся работу педагога и обеспечить его профессиональный рост.
  6. Перегруженность педагогов. Говоря о необходимости персонального подхода к каждому ученику, придется учесть, что практически все учителя сегодня работают на полторы-две ставки. Для выполнения требований стандарта нагрузка должна составлять не более двадцати часов в неделю.
  7. Недостаточная осведомленность представителей местных министерств и департаментов образования о том, что сегодня требуется от педагогов. Знания педагогики и психологии у руководителей минимальны.
  8. Возможность ухудшения отношений в педагогических коллективах. Появление системы должностей (ассистент и помощник учителя, учитель, старший и главный учитель, наставник и эксперт), по мнению многих специалистов, может негативно отразиться на системе образования и привести к оттоку кадров.

На фоне внедрения профстандарта «Педагог» все, кого он коснется, разделись на два лагеря - тех, кто уверен, что трудности преодолимы, и тех, кто называет документ очередной головной болью. Но так как от выполнения норм стандарта будет зависеть заработная плата педагога, и тем, и другим придется взяться за дело.

А пока школьной администрации необходимо разработать план поэтапного перехода на применение профстандартов и при этом учесть все изменения, которые произошли в течение 2016 года. В том числе и тот факт, что новый министр образования и науки Ольга Васильева озвучила ещё ряд нововведений в профессиональный стандарт учителя, а также перенос даты введения данного документа по просьбе педагогической общественности до 1 января 2018 года.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в той, или иной отрасли экономики. Профессиональные стандарты были введены в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ. В настоящее время насчитывается порядка 800 стандартов по самым различным специальностям.

Стандарты делятся на обязательные и добровольные. Обязательные профстандарты применяют только для тех профессий и должностей, для которых дополнительные требования установлены в законах. Большинство стандартов носит добровольный характер, работодатель сам решает, применять ли тот или иной стандарт, или нет.

Например, сейчас действует профстандарт бухгалтера (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н). Данный профстандарт носит рекомендательный характер. Закон о бухучете выставляет требования к опыту и знаниям только для главбухов публичных акционерных обществ, банков, страховых организаций. Для всех остальных строгих требований в законе нет, поэтому профстандарты для таких бухгалтеров — это только лишь рекомендация.

Обязательность профстандартов должна быть прямо предусмотрена в законодательстве. Если в законе нет указаний на обязательность того, или иного профстандарта, он является необязательным. Если стандарт необязательный, то компания может трудоустраивать сотрудников без оглядки на профстандарт. Если стандарты обязательны, то соискатель обязан соответствовать требованиям стандарта.

Если закон требует в какой-либо сфере принимать на работу только тех кандидатов, которые соответствуют профстандартам, но компания не выполняет это требование, то ей грозит ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ. Если предприятие не обязано подчиняться профстандартам и не использует их даже в качестве рекомендаций, то наказывать его за неприменение профстандартов нельзя.

«УНП» обращает внимание:

Чтобы узнать, обязан ли работодатель применять тот, или иной профстандарт 2017, нужно ознакомиться с требованиями ТК РФ по этому вопросу. Эти требования изложены в статье 57 и 195.3 ТК РФ. В этих статьях содержится перечни работ и профессий, по которым нужно обязательно применять профессиональные стандарты.

Профстандарты с 1 июля 2017 года: порядок применения

Профстандарты 2017 помогают работодателям определять уровень профессионализма и квалификации работников и соискателей на должность. Профстандарты задают работодателям ориентиры для выстраивания кадровой политики. Профессиональные стандарты 2017 будут обновлять, если этого потребуют изменения в законодательстве или будут другие обоснованные причины. Сейчас насчитывается более 800 профстандартов по самым различным специальностям и профессиям.

В перспективе Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) полностью заменят профстандартами. Но это будет постепенный переход. Если квалификационный справочник и профстандарт по аналогичным профессиям содержат различные требования к квалификации, то работодатель сам выбирает, каким документом пользоваться. Это возможно в случаях, когда профстандарт 2017 не обязателен к применению.

Если закон не требует применять профстандарт к конкретной должности, то профстандарт – рекомендация. По решению руководителя компании требования профессионального стандарта можно прописать в трудовом договоре или должностной инструкции. Полностью или частично.

Функции, должностные обязанности работника не могут враз измениться, только потому что был утвержден профессиональный стандарт его должности. Обязанности могут измениться из-за организационных или технологических условий труда. Но и то в этих случаях изменение функций работника по инициативе работодателя не допускается (ст. 74 ТК РФ). Вступление в силу профстандарта также не может быть причиной увольнения работника.

Работодатель сам решает, нужно ли работнику получить дополнительное образование. А условие и порядок подготовки работников определяются коллективным договором, соглашениями и трудовым договором. При этом соответствие работника профстандарту не является основанием для увеличения, или снижения размера оплаты труда.

Профстандарты 2017: где публикуются

Профстандарты с 1 июля 2017 года и перечни должностей публикуют на официальном сайте Минтруда. Минтруд ведет реестр стандартов и принимает уведомления о разработке новых стандартов. Чтобы получить доступ к профстандартам 2017 нужно зарегистрироваться на сайте Минтруда.

Сайт профстандартов – profstandart.rosmintrud.ru.Здесь размещены все существующие профстандарты, а также сообщения о разработке новых профстандартов.Реестр ведут на основании приказа Минтруда от 29.09.2014.№667н. Реестр постоянно обновляется. Сейчас в нем больше 800 профстандартов.

Скачать перечень профстандартов 2017 вы можете по ссылке ниже.

Что такое профессиональный стандарт педагога? Какой действует профессиональный стандарт педагога с 1 января 2017 года? Педагог – это одна из самых важных профессий.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Они не спасут людям жизнь как врачи или пожарные. При этом они могут повлиять на ее дальнейшее развитие. Школьный и студенческий период – это важные этапы формирования личности человека.

И в этом непосредственную роль играют педагоги. От их профессионализма зависит не только восприятие ребенком информации, но и формирование определенных сторон личности.

От профессионализма педагога зависит заинтересованность детей в учебе. А следовательно, и определение более интересных ему наук, выбор дальнейшего профессионального направления.

Но к сожалению, отправляясь в учебное заведение, они не всегда компетентны в своей профессии. В связи с этим государство разработало специальные стандарты.

Общие моменты

Новый профессиональный стандарт для педагогов был введен 1 января 2017 года. Указанные в нем нормы позволили дополнить и усовершенствовать предыдущий документ 2013 года.

Он действует на одинаковых условиях на всей территории Российской Федерации, при этом функция введения данного стандарта возложена на региональные органы, в связи с чем стандарт может быть дополнен региональными критериями.

Главной особенностью данного норматива является усовершенствование системы образования за счет обеспечения учреждений квалифицированными компетентными кадрами.

Причиной введения стандарта стало устранение принятых ранее норм и правил, применяемых в Российской Федерации.

Данный процесс обеспечивается рядом нормативных актов, изданных министерством образования, Минтруда , правительственными органами и утвержденных президентом Российской Федерации.

Стоит оговорить, что несоответствие данному стандарту может стать весомой причиной , но в случае, если это должно произойти, нужны весомые доказательства.

С этой целью проводится внешняя проверка преподавательской деятельности с привлечением представителей из районо и других инстанций.

Что это такое

Профессиональный стандарт педагога – это документально зафиксированный свод профессиональных характеристик, которыми должен владеть специалист, работающий в учебном заведении.

Профессиональный стандарт включает в себя решение таких спорных вопросов, возникающих при организации рабочего процесса, как:

В рамках введения стандарта в учебных заведения в обязательном порядке предусмотрено информирование работников о введении новых стандартов.

Какова его роль

Профессиональный стандарт применяется в следующих случаях:

Но помимо этого, со сводом правил стоило бы ознакомиться и самим специалистам. Это позволит наработать профессиональные качества и знать, какие изменения в выполнении своих обязанностей стоит предусмотреть.

Главным предназначением стандарта является повышение качества профессиональной деятельности педагогического коллектива.

Новый свод правил соответствует особенностям современных социально общественных требования к педагогической деятельности.

Введены ли новые профессиональные стандарты для педагогов с 1 января 2017 года

Введение новых стандартов предусматривает работу с кадрами в учебных заведением, в связи с которыми в штате должны остаться только соответствующие своду правил специалисты.

В связи с этим вокруг документа и введения новых стандартов возникла масса дискуссий. Общество предполагает массовые в связи с несоответствием работников необходимым стандартам.

Но в интересах государства выйти из этой ситуации с наименьшими потерями. Поэтому сокращение предусмотрено только в отдельных случаях.

В остальном же с целью введения стандарта разработана масса мероприятий. Они включают в себя несколько основных этапов:

  • информирование о введении последних стандартов;
  • повышение квалификации, позволяющее достичь уровня данных стандартов;
  • аттестация преподавателей, которая может проводиться внутри учебного заведения или быть инициирована высшим руководством с целью определения соответствия специалиста установленным нормам.

Первый этап обеспечивается посредствам предоставления нормативов, указанных в стандарте, в качестве печатной продукции в учебные заведения, где, в свою очередь, руководители должны донести полученную информацию и ознакомить с ней весь педагогический коллектив.

Целесообразно в качестве следующего этапа проводить внутренний , что позволит выбрать специалистов, не соответствующих стандарту и нуждающихся в помощи.

По результатам данного аудита специалисты могут быть отправлены на бесплатные курсы повышения квалификации.

Данные мероприятия организовываются региональными властями при поддержке министерства образования.

Они позволяют донести до педагогов информацию о наличии новых методов работы с учащимися, как в плане обучения, так и воспитательных процессов. Полученные навыки педагоги должны использовать в своей дальнейшей практике.

По возвращению сотрудника с курсов в отношении него снова может быть проведена аутентичная оценка, по результатам которой определяется соответствие учителей установленным стандартам.

Существует несколько методик оценивания для преподавателей. Наиболее распространённой из них является проведение открытых уроков.

Они отличаются от обычных присутствием аудиторской комиссии. Она может состоять из представителей районо в случае внешней проверки и администрации школы, если оценивание проводится внутри заведения.

Но, как правило, о проведении данных уроков преподаватели и ученики проинформированы заранее. Они представляют собой мероприятие, проводимое не в стандартной форме, а имеющее четко разработанный сценарий.

Определить уровень качества воспитательных работ значительно сложнее, с этой целью может быть проведено анонимное анкетирование учащихся и родителей.

Обратите внимание, что наиболее частой причиной для внешней оценки деятельности преподавателя становится сигнал от родителей его учащихся.

Видео: профессиональный стандарт будет обязателен


На основании этого может быть пересмотрен . Особенно это касается педагогов-дефектологов.

Структура документа

Профессиональный стандарт состоит из нескольких частей, он включает в себя следующее:

Существует несколько методов оценки выполнения профессиональных стандартов. Основным из них является результат обучения и воспитания учащихся, то есть работу преподавателя оценивают по уровню знаний и другим качествам его учащихся.

Новые задачи преподавателей

Согласно нововведениям, отмеченным в стандарте педагога, все без исключения преподаватели должны выполнять следующие требования:

  • работать в условиях реализации программы инклюзивного образования;
  • проводить уроки на государственном языке (русском), даже для тех лиц, для которых он не является родным;
  • заниматься образованием учащихся, у которых возникают проблемы в развитии.

Таким образом, стандарт распространяется не только на профессиональные качества специалиста, но и на особенности его личных качеств.

Как профессионал, педагог должен излагать информацию в рамках программы, но при этом способ ее донесения выбирается им самостоятельно.

Опытным путем доказано, что привлечение видеоматериалов и других наглядных пособий позволяют повысить заинтересованность учащихся.

В рамках применения новых стандартов основной задачей педагога является создать одинаковое комфортное условие для своих учащихся, не выделяя никого из них, независимо от происхождения, цвета кожи, национальности, гражданства и т.д.

При этом ему необходимо разработать методику донесения информации таким образом, чтобы в получении знаний была заинтересована большая часть учеников. С этой целью применяется индивидуальный подход к детям.

Проблемы внедрения профстандартов

Новые стандарты предполагают повышение качества образования, но их введение имеет ряд проблем. Основные сложности возникают на этапе справедливого аудирования.

Как уже было сказано выше, большинство лиц, проверяемых в рамках введения данной программы, осведомлены о предстоящей проверке.

В связи с этим процесс превращается скорее в театрализованное представление, чем в настоящий . Не менее распространенной проблемой является нехватка специалистов, имеющих соответствующую квалификацию.

В отдельных случаях решить эту проблему позволяют курсы, но этого может быть недостаточно. Может потребоваться получение другого уровня образования для специалистов, работающих в учебных заведениях разных уровней аккредитации.

Педагогический стандарт, введенный в Российской Федерации 1 января 2017 года, предполагает повышение качества образования путем найма на работу в образовательные учреждения квалифицированных специалистов.

Данный свод правил включает не только информацию о уровне квалификации для лиц, занимающих разные должности.

Также в нем указано, какими основными профессиональными качествами должен обладать педагог. Согласно этому его работа должна полагаться одновременно на индивидуальном подходе к каждому ученику и равному отношению ко всем учащимся.

Российские педагоги встретят 2017 год с новым профессиональным стандартом

С 1 января 2017 года на территории России вводится профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога - основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Сразу после утверждения стандарта началось его обсуждение и апробация, к которой подключились 43 субъекта федерации. В них на базе образовательных учреждений созданы стажировочные площадки. Глава Минобрнауки Д. Ливанов поспешил успокоить учителей, что профстандарт будет вводиться после окончательной готовности и не станет сюрпризом для педагогического сообщества.

По этой причине внедрение основополагающего документа было отложено на два года. Чиновник подчеркнул, что к процедуре апробации желательно привлекать максимально возможное число практикующих педагогов и , избегая при этом роста бюрократизации и «бумажной» работы. Оплата труда работников образовательных учреждений должна основываться на качестве выполнения требований стандарта, подчеркнул Д. Ливанов.

Структура профстандарта для педагогов в 2017 году

За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами - логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта. Профстандарты с 2017 года будут применяться в качестве:

  1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
  2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
  3. Инструмента роста качества российского образования.
  4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
  5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Говоря об оценке результатов педагогического труда, министр подчеркнул, что она должна учитывать образовательные достижения обучающихся. Но неправильно опираться только на них. Каждый педагог работает в реальных социально-экономических условиях с детьми, имеющими свои психологические и интеллектуальные особенности. Для любого ребенка важен его конкретный результат в рамках движения по индивидуальной образовательной траектории. Грамотно и корректно дать оценку этим достижениям сможет лишь само педагогическое сообщество.

Новые задачи современного педагога

Профстандарты вводят для педагогов и воспитателей с 2017 года пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

  1. Общепользовательская.
  2. Общепедагогическая.
  3. Предметно-педагогическая.

Разработчики профессионального стандарта избавились от долго существовавшего технократического подхода в анализе результатов учителя. В нем прописан ряд положений, ориентированных на более гуманные критерии оценки, отражающие уровень профессиональной компетенции. Например, готовность к работе с детьми, имеющими различный уровень развития или умение общаться с обучающимися на основе уважения их личности.

Проблемы внедрения профстандартов для педагогов

Опытные педагоги отмечают, что в отечественной школе не созданы благоприятные условия для выполнения требований профстандарта в 2016-2017 году. Серьезной проблемой выступает недостаточная материальная база и дефицит узких специалистов - тьюторов, психологов, дефектологов.

Школы нуждаются в создании доступной среды для всех обучающихся, которая немыслима без удобного подъезда к зданию, пандусов, специально оборудованных туалетов, приспособленных мест в столовой. Многие учителя вынуждены работать на 1,5 - 2 ставки и при таких условиях на индивидуальный подход к каждому ученику рассчитывать очень сложно.