Триединая концепция устойчивого развития презентация. Презентация на тему "концепция устойчивого развития". Человек для биосферы

24.01.2024 Сельское хозяйство

Возникновение понятия «устойчивое развитие»

Решение экологических проблем человечества сегодня связывают с понятием "Устойчивое развитие".


Предпосылки концепции устойчивого развития

Социально-экономические предпосылки:

1. Господство "философии потребления"

На протяжении многих веков человечество придерживалось "ресурсного" пути развития, господствовали принципы:

"человек - царь природы";

"потребление ради процветания"

Господство ресурсоразрушающих технологий, определялось:

- приоритетом экономической выгоды;

- иллюзией неисчерпаемости ресурсов


Возникла ситуация, когда цены на ресурсы не отражают их истиной стоимости.

Результатом такого способа хозяйствования явилось истощение ресурсного потенциала и деградация природной среды.

3. Проблема "Север - Юг"

В мире сформировались две группы государств с различным уровнем развития. Это породило конфликты между ними


Ответом человечеству на принципы и характер взаимоотношений в социально-экономической сфере и системе "Природа - Человечество" было возникновение экологических предпосылок

Экологические предпосылки:

1.Глобальные экологические проблемы

2. Кризисы

3. Катастрофы


Попытки изменить ситуацию

1. Конференция ООН в Стокгольме (1972 г.)

Вывод конференции:

В мире существуют противоречия во взглядах на процесс развития у индустриально развитых и развивающихся государств.

Индустриально развитые – хотели экологизации, проведения работ по очищению планеты

Развивающиеся – хотели экономического развития, преодоления бедности


2. 1983 год – создана Международная комиссия по окружающей среды и развитию (МКОСР).

Вывод комиссии

Необходимость объединения направлений развития обеих групп государств

Экологизация и преодоление отсталости – возможный выход из кризисной ситуации.

В докладе "Наше общее будущее» этот выход определяется как " "устойчивое развитие" (УР)


3. 1992 год – Конференция ООН по окружающей среде и развитию

в Рио-де-Жанейро

4. 2002 год – декларация Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию

Человечество до сих пор не пришло к выработке единой научно-обоснованной стратегии развития

Положения Концепции устойчивого развития носят скорее политический и рекомендательный характер.

Ведущим ученым из различных областей знания еще только предстоит исследовать понятие «устойчивое развитие», наполнить его конкретным содержанием

Возможные пути развития цивилизации


Пути развития

Биоцентризм

Основной принцип

Устойчивое развитие

Человек для биосферы

Господствующая философия

Антропоцентризм

Человечество + биосфера = гармонизация отношений

Пути достижения целей развития

Биосфера - единая самоорганизующаяся система. Человечество - часть биосферы

Биосфера для человека

Развитие человечества в согласии с законами развития биосферы

«Назад к природе». Предоставление биосфере возможности восстановления своих функций путем отказа от благ цивилизации

Осознанные ограничения на потребление ресурсов биосферы. Удовлетворение потребностей с учетом возможностей биосферы

Биосфера - источник ресурсов для удовлетворения возрастающих потребностей человечества

Обеспечение «процветания» человечества за счет технологического и технического прогресса

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

Личностные : познавательный интерес к экологии.. Понимание не-обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со-обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные : участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Концепция устойчивого развития

Ухудшение экологической обстановки во многих регионах земного шара и на планете в целом требует все более энергичных международных усилий, объединения всего человечества для за-щиты жизни на планете.

В 1983 г. Всемирная Комиссия ООН по окружающей среде и развитию в своем отчете «Наше общее будущее» призвала к «новой эре экономического развития , безопасного для окружаю-щей среды».

Комиссия отметила, что «человечество способно сделать развитие устойчивым - обеспечить удовлетворение нужд настоящего, не подвергая риску способность будущих по-колений удовлетворять свои потребности». Таким образом, не-обходим переход к устойчивым формам развития, которые тре-буют разумных взаимоотношений с окружающей средой. Пер-спективу на этом пути открывает обширная программа «Повестка дня на XXI век», принятая на Конференции ООН по окружаю-щей среде и развитию в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

В документах Конференции первые два тезиса сформулиро-ваны следующим образом:

«Все государства и все люди будут сотрудничать в осуще-ствлении крайне важной задачи устранения бедности как необ-ходимого требования для того, чтобы уменьшить неравенство в стандартах жизни и лучше удовлетворять требования большин-ства людей в мире».

«Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государствам следует ослабить и исключить экологически неприемлемые производство и потреб-ление и поддержать необходимую демографическую политику».

Остальные тезисы Конференции прямо или косвенно связаны с первыми двумя. В таблице № 5 вы можете ознакомиться с ос-новными проблемами, обсуждавшимися на Конференции ООН в июне 1992 г.

Человек - естественный компонент биосферы , он возник в результате ее эволюции, и на него, как и на все остальные виды, распространяются законы биосферы.

Человечество может существовать на планете только в доволь-но узком интервале ее параметров. Как и любой другой вид, чело-век имеет свою экологическую нишу - систему взаимоотношений с окружающей средой, законы развития, которых человеку необходи-мо учитывать в своей деятельности. Отступление от этих законов может привести человечество к катастрофическим последствиям.

Таким образом, человечество стоит сегодня перед важной проблемой выработки стратегии своего выживания на планете. В связи с этим Н. Н. Моисеев" определяет устойчивое развитие как «реализацию

Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

СТРАТЕГИИ человека, его пути к эпохе ноосферы, т. е. к состоянию коэволюции Общества и Природы». При этом под коэволюцией следует понимать совместную эволюцию социальной и природной систем, объединенных тесными экологи-
ческими связями, при которых эволюция одной системы зависит от эволюции другой и
одновременно влияет на нее. Следует отметить, что в науке проблема устойчивого развития еще не нашла однозначного, принятого всеми учеными объяснения. Концепция устойчивого развития сегодня еще в начале своего теоретического и практического подтверждения.

Главный источник выбросов в атмосферу - это производство и потребление энергии

В июне 1997 г. в Нью-Йорке состоялась Очередная Сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам окружающей среды и развитию, посвященная обсуждению итогов 5 летнего периода по становлению устойчивого развития челове-чества (после Конференции 1992 г. в Рио-де-Жанейро).

В работе форума принимали участие представители свыше 60 стран мира. Делегацию России возглавлял премьер-министр В. С. Черномыр-дин. В своем выступлении отметил приоритетность проблем экологии, экономики, выживаемости человечества в разработке стратегических направлений устойчивого развития России.

Запросы и задания

1.Определите в порядке наибольшей важности выдвину-тые руководителем Римского клуба А. Печчеи социаль-ные и экологические проблемы, стоящие перед челове-чеством

бесконтрольное распространение человека, засе-ляющего планету;

неравенство в обществе;

голод и недоедание;

безработица;

инфляция;

энергетический кризис;

недостаток природных ресурсов;

устаревшая система образования;

неграмотность населения;

преступность;

наркомания;

ядерное вооружение;

коррупция среди политиков;

бюрократизм;

деградация (разрушение) природной среды;

упадок моральных ценностей;

утрата веры в будущее;

недопонимание опасности экологических бедствий;

военные конфликты.

Попытайтесь обосновать предложенное вами ранжирование современных проблем.

2.Перечислите основные тезисы «Повестки дня XXI века» и дайте им свое объяснение.

3.На основании предложенных в таблице №6 определе-ний сформулируйте свое трактование термина «устой-чивое развитие».

Что такое устойчивое развитие ?

О Концепции устойчивого развития

Устойчивое развитие: новая стратегия планеты Земля

17 целей в области устойчивого развития

Ресурсы :

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Хостинг презентаций

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    История концепции устойчивого развития. Процесс экологизации научных знаний. Принципы устойчивого развития. Ограничения, накладываемые на способность окружающей среды удовлетворять потребности человечества. Стратегия устойчивого экологического развития.

    презентация , добавлен 18.12.2014

    Методические основы, принципы и сущность концепции устойчивого развития. Нормативно-правое регулирование концепции устойчивого развития, международные нормы и ее закрепление в российском законодательстве, триединое обоснование, пути совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2010

    О понятии "Устойчивое развитие". Взаимосвязь устойчивого развития и безопасности. Процесс глобализации обеспечения безопасности. Соответствие измерений устойчивого развития и видов безопасности.

    реферат , добавлен 25.10.2006

    История возникновения термина "устойчивое развитие". Принципы устойчивого развития. Реализация проектов по обеспечению устойчивого развития в различных сферах в некоторых городах мира. Городское планирование и развитие. Отходы потребления и производства.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2012

    Исследования Римским клубом проблемы роста и развития человечества в будущем. Альтернативные взгляды на глобальные проблемы. Роль этих идей в формировании современных взглядов на рост и развитие. Основные положения Концепции устойчивого развития.

    курсовая работа , добавлен 07.09.2010

    Понятие экологической безопасности. Законодательно-правовая основа управления качеством окружающей среды в РБ. Устойчивое развитие страны на принципах "Зеленой экономики". Концепция устойчивого развития как цель общественного развития Беларуси в XXI в.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2016

    Стратегия устойчивого развития, его экологические, экономические, социальные компоненты. Истоки, факторы и результаты взаимоотношения человека и природы. Состояние биосферы и антропогенных изменений. Закономерности глобальных процессов природопользования.

    учебное пособие , добавлен 26.04.2013

Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

(«текущее использование ресурсов с учетом их обязательной доступности в будущем»)

Понятие устойчивого долговременного развития рассматривается в нескольких аспектах:

Политико-правовой аспект.

Экономический аспект.

Экологический аспект.

Социальный аспект.

Международный аспект.

Информативный аспект.

Несмотря на экологическую ориентацию, проблема устойчивого развития остается в целом больше социальной и экономической

История развития КСО

С 2000г. КСО стала одним из приоритетов ЕС

В Великобритании учрежден пост министра по проблемам КСО.

2005г. объявлен в ЕС годом социальной ответственности.

Сегодня КСО важный фактор формирования политики США, Великобритании, других стран.

Определения КСО

По классическому определению Еврокомиссии концепция КСО отражает

добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды.

КСО - управление воздействием на общество и измерение этого воздействия (основатель британской экспертной организации Девид Логан)

КСО - действия, которые соответствуют этическим, юридическим, коммерческим и публичным ожиданиям общества от бизнеса или превосходят эти ожидания (орг. Business for Social Responsibility – BSR)

КСО – концепция, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта/услуги, добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом.

В «Зеленой книге» Европейского Союза, посвященной социальной проблематике, корпоративная социальная ответственность определяется как

концепция , в соответствии с которой компании интегрируют социальные

мероприятия и мероприятия по защите окружающей среды в свою деловую практику и свои взаимодействия с акционерами на добровольной основе, признавая при этом, что ответственное поведение способствует

успеху в бизнесе

Пять причин проявлять социальную ответственность:

Социальная тема еще долго будет оставаться горячей. Социальная сфера - сфера общей ответственности государства и бизнеса.

Ответственность неразрывно связана с расширением возможностей и влияния.

Ресурсы бизнеса , особенно в социальной сфере, ограничены. Давление на бизнес со стороны власти, не коммерческих организаций и общества возрастает. В этих условиях бизнес вынужден искать более экономичные и более эффективные способы реагирования на социальные ожидания общества.

Расширив социальную сферу от традиционной помощи социально незащищенным до решения широкого спектра социально значимых проблем (от переподготовки кадров до экологической безопасности), бизнес получает серьезный канал реализации своих основных

интересов.

Основным мотивом социальной активности бизнеса остается давление. Когда подавляющее большинство компаний занимается социально значимой деятельностью, и вам приходится ею заниматься, откуда бы ни исходило это давление.

Правило «Трех Д »

Корпоративная социальная ответственность:

Добровольная Дополнительная

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Устойчивое развитие

1972 г.- Деннис и Донела Медоуз - «Пределы роста» - «…сложившийся механизм формирования и удовлетворения потребностей ведет к катастрофе…». Деннис Медоуз

Устойчивое развитие: Рождаемость должна быть примерно равна смертности, Темпы инвестирования примерно равны темпам амортизации капитала, Темпы потребления невозобновимых ресурсов – не выше темпов разработки их устойчивой возобновимой замены, Интенсивность выбросов – не выше возможности окружающей среды поглощать их.

ООН – Комиссия «Наше общее будущее» - разработка теории устойчивого развития. Т.е. формирование нового нравственного человека, меняющего свои потребности, принимающего ответственность за жизнь других людей. Необходимость гармонизации отношений человека, общества и природы.

1992г. – конференция ООН по устойчивому развитию. Программный документ «Повестка дня на ХХ I век». Национальные программы по переходу к устойчивому развитию.

1996 г. – в России разработана и принята Концепция перехода РФ к устойчивому развитию.

2002 г. – международный форум «Рио - 10» - составление программы практической деятельности по экологическому обустройству мира.

Устойчивое развитие Реализация Концепции устойчивого развития требует согласованных действий всего человечества!

2008 год был объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом планеты Земля!

Спасибо за внимание! Учитель ГБОУ специальная школа№8 Климкина И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНКУРС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

В 2015 г. творческая группа педагогов (в команде с автором идеи концепции Е.М.Степаненко) Невского района инициировала и провела первый открытый районный конкурс «Эффект радуги». Конкурс рассматривает...