Тендерные сделки. Что такое тендер? Виды, подготовка и проведение тендера. «Ху из ху», или что представляет собой тендер

14.01.2024 Договор

Заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Термин «тендер», используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или аукцион , так и других конкурентных процедур, например запрос котировок, запрос предложений.

Торги в Российской Федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги, осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа , проводятся только в один этап.

Законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов (Федеральный закон от 21 июля г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») предусматривает и другие способы закупок, которые не являются торгами - это запрос ценовых котировок , - которые могут применяться при небольших объемах закупок (менее 500 000 рублей в квартал по одноименным товарам), а также закупки у единственного источника, применяющиеся в случаях особо оговоренных в российском законодательстве.

Российское законодательство

21 июля года вышел федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в действие с 1 января года. Этот закон регламентирует все государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации, а также вводит ряд обязательных требований по публикации информации о проводимых закупках в сети Интернет.

В законе 94-ФЗ отсутствует термин «тендер», поскольку является заимствованным из английского языка путем калькирования (заимствования структуры элемента чужого языка) без его перевода и отражения истинного смысла слова. Вместо него используется термин, присутствующий в законодательстве РФ - открытый конкурс . Также закон определяет такие типы закупок как запрос котировок, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме , предварительный отбор, биржевые торги.

24 июля года был принят федеральный закон № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законом внесены значительные изменения в процедуры размещения государственных заказов, расширен перечень оснований для закупки по способу «у единственного поставщика», изменен порядок исчисления сроков (с календарных дней на рабочие), и др.

В дальнейшем были приняты Федеральные законы, вносящие многочисленные уточнения и поправки к закону. Актуальная редакция содержит поправки, вступившие в силу.

В соответствии с законодательством, государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации должны размещаться на едином официальном сайте госзакупок РФ zakupki.gov.ru и там же должны размещаться и итоги проведения этих торгов. Продублировать заказ на региональном сайте или другом источнике - допустимо, но публикация извещения о тендере на альтернативных источника при непубликации его на официальном сайте госзакупок - грубое нарушение.

18 июля 2011 года был принят Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В законе речь идет о предприятиях с госучастием: о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях. Он также распространяется на унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50% и на их дочерние предприятия. Закон 223-ФЗ не устанавливает ограничений на проведение закупок - закупки могут проводиться как в традиционной форме, так и в электронной, то есть на любых электронных торговых площадках . Единственное, что требует данный закон - упорядочить проведение закупок, формально описав порядок проведения закупок и используемые формы закупочных процедур в Положении о закупках, и опубликовать это положение на сайте zakupki.gov.ru. Кроме того, если данный сайт по тем или иным причинам перестанет осуществлять свою деятельность, компаниям необходимо будет публиковать всю необходимую информацию на своих собственных сайтах.

Различные коммерческие закрытые тендеры могут не публиковаться на официальном сайте госзакупок. Часто они публикуются только на сайте компании заказчика, коих в интернете огромное множество. Однако существуют различные агрегаторы информации, на которые попадают и тендеры официального сайта, и тендеры не размещенные на нем.

Махинации с тендерными предложениями

Цель махинаций - обеспечить выигрыш заранее выбранного претендента. О том, что тендер проводится нечестно, можно узнать по ряду характерных признаков:

См. также

Примечания

Литература

  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. - М .: «Альпина Паблишер», 2010. - 552 с. - ISBN 978-5-9614-1062-4

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Тендер (торги)" в других словарях:

    Тендер, торги - TENDER 1. Тендер. Конкурсная форма размещения заказов на производство товаров и подрядов на выполнение определенных работ. Производителей или подрядчиков приглашают выдвигать предложения, из которых выбирают наиболее выгодное. См. Competitive… … Словарь-справочник по экономике

    Торги - (Bidding) Торги это специфическая форма торговли, результат которой достигается посредством проведения конкурса или аукциона Информация об определении торгов, правила проведения аукционов и конкурсов, в том числе электронных торгов с… … Энциклопедия инвестора

    - (англ. tender от англ. tend обслуживать) многозначный термин. Экономика Тендер (торги) конкурсная форма проведения подрядных торгов. Тендер (извещение) извещение (уведомление) о намерении осуществить физическую поставку… … Википедия

    Предложение, поступающее при проведении торгов. нотис при поставке товара на фьючерской бирже. Словарь финансовых терминов. Тендер Тендер конкурсная форма проведения подрядных торгов; соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения … Финансовый словарь

    1. ТЕНДЕР [тэ; дэ], а; м. [от англ. tend обслуживать] 1. Вагон специальной конструкции, сцепленный с паровозом и предназначенный для хранения запасов воды, топлива и размещения вспомогательных устройств. Паровозный т. Перебросить уголь из тендера … Энциклопедический словарь

    - (англ.). 1) особого устройства вагон, следующий непосредственно за локомотивом, с водою и дровами, необходимыми для потребления во время пути. 2) одномачтовое мореходное судно, провожающее линейный корабль и служащее для передачи приказаний.… … Словарь иностранных слов русского языка

    торги - Традиционная форма торговли, заключение юридической сделки с любым лицом, предложившим наиболее выгодные условии. К публичным Т. и выставлению продукции на биржу прибегают, в основном, государственные и общественные учреждения. По существу Т.… … Справочник технического переводчика

    Англ. tender А. Письменное предложение, заявка, оферта о подписке на ценные бумаги, на торги. Б. Извещение о намерении поставить товар по срочному контракту. В. Предложение на поставку товара, оказание услуг в виде торгов. Г. Международные торги … Словарь бизнес-терминов

    Тендер - (англ. tender) 1) торги в форме аукциона или конкурса, проводимые, напр., в целях продажи товаров, распределения заказов на строительные работы, размещения ценных бумаг; 2) публичное письменное предложение, заявка … Энциклопедия права

    - (от англ. tend обслуживать) 1) конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые, для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа; 2) письменное предложение, заявление о подписке на ценные… … Экономический словарь электронная книга


Гражданское законодательство России определяет возможность заключения договоров путем осуществления торгов. Суть торгов сводится к заранее установленным условиям осуществления обязательств, по которым участники торгов на принципах состязательности и равноправия предлагают свои условия. Организатор торгов осуществляет выявление победителя среди таких участников и заключает с ним сделку на предложенных и заранее определенных условиях. Часть 4 статьи 447 ГК РФ устанавливает основные виды торгов и относит к ним аукцион и конкурс, которые могут быть как открытые, так и закрытые. Но так же уточняется, что законодательно могут устанавливаться и иные виды и формы торгов. Учитывая, что удовлетворение государственных и муниципальных нужд неизбежно связано с расходованием бюджетных средств, Законом 44-ФЗ установлены дополнительные виды торгов, которые позволяют заказчикам максимально эффективно осуществлять государственные и муниципальные закупки. Естественно, что не все закупки возможно осуществлять путем проведения торгов, в таких случаях закупка производится у единственного поставщика напрямую. Во всех остальных же случаях заказчиками применяются различная классификация и виды торгов, которые мы подробно рассмотрим в данной статье.

Понятие и виды торгов в России по Закону 44-ФЗ

Закон о контрактной системе предусматривает такие виды торгов, как:

  • конкурс, который в свою очередь подразделяется на открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс;
  • аукционы, которые бывают двух видов: электронный аукцион и закрытый аукцион;
  • запрос котировок,
  • запрос предложений.

Из приведенного хотелось бы отметить, что в настоящее время виды электронных торгов представлены только электронным аукционом. В ближайшем будущем планируется перевести большинство видов торгов в электронный вид.

Такая классификация и виды торгов значительно расширяют возможности заказчика по осуществлению закупок, поскольку в зависимости от объекта закупки, заказчик выбирает такой форму торгов, которая позволит максимально полно удовлетворить государственные или муниципальные нужды. Например, закупку организации отдыха детей и их оздоровления возможно осуществить в форме открытого конкурса, где основным критерием участника будет не цена им предложенная, а его квалификация. Таким образом, снижаются риски по определению недобросовестного победителя, который может привнести больше вреда, нежели пользы.

Конкурс

Из вышеуказанного уже можно определить, что конкурс является такой формой закупок, которая применяется в отношении сложных и общественно важных объектов закупки. И неспроста именно в данном виде торгов содержится столько разновидностей. Но суть их примерно одинакова, победитель выявляется по нескольким критериям, разной степени важности. Групп таких критериев две, это стоимостные и не стоимостные критерии. И в свою очередь если в группу стоимостных критериев входит только цена контракта, то в группу не стоимостных критериев входят расходы на эксплуатацию и ремонт, функциональные, качественные, и экологические характеристики, а также квалификация предполагаемых участников закупки. Заказчик по своему усмотрению устанавливает как минимум два критерия (можно больше) одним из которых обязательно должна быть цена контракта. При этом для некоторых видов закупок Правительством в постановлении №1085 установлены предельные величины значимости таких критериев для оценки заявок участников. В этом же постановлении также установлен порядок оценки заявок участников.

Аукцион

В отличие от конкурса в аукционе определение победителя осуществляется только по критерию цены, предложенной таким участником. По общему правилу победителем признается тот участник, который предложил наименьшую цену, если аукцион изначально был на понижение. Но есть и исключения. Так если участники доторговались до 0,5% от НМЦК, то в таком случае по Закону 44-ФЗ происходит изменение типа аукциона, на повышение за право заключения контракта. Победителем в таком случае является участник который напротив предложил наибольшую цену. И контракт с таким участником заключается только после того, как он оплатит эту цену. Так же, в случае если два участника предложили одинаковую цену, победителем является участник, который сделал свое предложение раньше. Преимущество аукциона перед конкурсом заключается в том, что определение победителя осуществляется значительно легче, за счет этого сама процедура получается более быстрой. Немаловажным фактором популярности аукционов по Закону 44-ФЗ в современной России является проведение открытых аукционов только в электронном виде. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что значительную частью функций по проведению такой закупки переходит от заказчика к оператору электронной площадки, на которой происходит сбор заявок участников и непосредственно сама процедура торгов. Это, в совокупности с выше обозначенными факторами, делает виды электронных торгов наиболее популярными среди заказчиков.

Запрос котировок

Данный вид торгов собрал в себе элементы и от конкурса и от аукциона. Так, победителем становится тот участник, который предложил, как и в аукционе, наименьшую цену. Но в отличие от аукциона, форма и способ подачи заявок более похож на конкурс. Заявки участниками подаются в конвертах и содержат в себе предложение о цене. В отличие от аукциона участники торгуются не в режиме реального времени, и не оценивают свое предложение относительно конкурентов. Особенностью запроса котировок также являются установленные Законом 44-ФЗ ограничения. Заказчик не может провести запрос котировок с НМЦК выше пятиста тысяч рублей. Так же общая сумма таких закупок не должна превышать десяти процентов от общего объема закупок заказчика в год.

Запрос предложений

Запрос предложений это нововведение Закона о контрактной системе, которое отличается от других видов торгов тем, что участники предлагает свои предложения, которые в обозначенное время разглашаются заказчиком. После этого участники вправе в течение одного дня подать свое окончательное предложение. Таким образом, этот способ закупки очень схож с запросом котировок, только в нем участники видят предложения своих конкурентов и могут изменить свое окончательное предложение с учетом данной информации. При этом у запроса предложений отсутствуют ограничения запроса котировок, но проводиться данный вид торгов может только в строго определенных законом случаях.

Иные виды торгов

Не только государственный и муниципальные заказчики осуществляют свои закупки путем проведения торгов. Данный способ заключения договора также очень распространён и среди коммерческих организаций, поскольку позволяет выявлять наиболее удачных бизнес-партнеров. Так же, заказчики которые осуществляет свои закупки в соответствии с Законом 223-ФЗ вольны самостоятельно определять виды и формы торгов, что породило совершенно разные виды торгов, порой очень экзотические. Но общие требования к видам торгов в первую очередь определены Гражданским кодексом РФ, где закреплено, что торги могут быть открытые и закрытые. Данная классификация определяется по степени допуска участников к ним. И если в открытых торгах может принять участие любой желающий, соответствующий установленным требованиям, то к закрытым привлекаются только определенные заказчиком участники.

Рассмотрев понятие и виды торгов хотелось бы дополнительно отметить, что их разнообразие не ограничивается рассмотренными в данной статьей, но основные и ключевые виды торгов в России мы осветили подробно.

Тендер (англ. tender - предложение) - конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Термин «тендер» , используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или торги, так могут подразумеваться и внеконкурсные (но конкурентные) процедуры, например запросы котировок, запросы цен, запросы предложений.

Торги в Российской федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа проводятся только в один этап.

Законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов (94-ФЗ) предусматривает и другие способы закупок, которые не являются торгами - это запрос ценовых котировок - которые могут применяться при небольших объемах закупок (менее 500000 руб), а также закупки у единственного источника применяющиеся в случаях особо оговоренных в Российском Законодательстве.

Акцепт оферты (применительно к конкурсам)
Согласие организатора конкурса на заключение государственного контракта на условиях конкурсной заявки поставщика (ст. 438 Гражданского кодекса РФ).

Аукцион
Способ заключения договора, отличающийся от конкурса возможностью участника изменять поданное предложение. (ст. 447-449 Гражданского кодекса РФ).

Банковская гарантия
Способ обеспечения исполнения обязательств, при котором в случае нарушения обязательств одной из сторон банк выплачивает другой стороне оговоренную сумму.

Государственный заказ
Заказ товаров, услуг или работ органами государственного управления за счёт бюджетных средств.

Государственный заказчик
Орган исполнительной власти (или государственное учреждение), получающий бюджетные средства и использующий их в качестве оплаты товаров, услуг или работ.

Государственные закупки
Закупки товаров, услуг и работ для государственных нужд.

Государственный контракт
Договор о закупке товаров, услуг или работ для государственных нужд.

Государственные нужды
Потребности органов государственного управления в товарах, услугах и работах, которые удовлетворяются за счёт бюджетных средств.

Запрос котировок
Один из способов заключения договора, при котором цены на одну продукцию запрашиваются у нескольких поставщиков одновременно.

Конкурсная заявка
Предложение поставщика (оферта), участвующего в конкурсе, на заключение договора по предмету конкурса, подготовленная согласно требованиям конкурсной документации.

Неустойка
Способ обеспечения исполнения обязательств, при которой нарушение обязанностей одной стороной приводит к выплате определённой денежной суммы другой стороне.

Обеспечение выполнения контракта
Исполнение поставщиком обязательств перед государственным заказчиком по выполнению государственного контракта.

Обеспечение исполнения обязательств
Одна из гарантий того, что сторона, несущая какие-либо обязательства перед другой стороной, исполнит их точно и вовремя.

Организатор конкурса
Лицо, на которое государственным заказчиком возложена ответственность за организацию и проведение конкурсов.

Оферта
Содержащее все основные условия предложение о заключении договора, адресованное какому-то кругу лиц.

Оценка конкурсных заявок
Этап проведения конкурса, когда определяется победивший поставщик.

Поручительство
Вид обеспечения исполнения обязательств, при котором в случае невыполнения определённых обязательств одной стороной перед другой, третья сторона обязана обеспечить исполнение этих обязательств.

Поставщик
Лицо, участвующее в конкурсе и имеющее возможность поставлять государственному заказчику необходимые товары, услуги или работы.

Предварительный квалификационный отбор
Процесс, в ходе которого выбирают удовлетворяющих установленным требованиям к гражданской правоспособности и квалифицированных поставщиков.

Прием конкурсных заявок
Этап конкурса, на котором идёт приём и регистрация конкурсных заявок поставщиков.

Принципы государственных закупок
Правила осуществления закупок товаров, работ или услуг для государственных нужд.

Продукция
Предмет закупки (товары, работы или услуги).

Работы
Вид деятельности, где основным результатом является и подлежит оплате само выполнение работы.

Срок действия конкурсной заявки
Срок, в течение которого идёт приём конкурсных заявок.

Тендер (от англ. tender – торги, конкурс)
Конкурсная форма проведения подрядных торгов, представляющая собой соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации; предложение на строительство объекта, оказание услуг или поставку товаров при проведении торгов; закрытый конкурс.

Тендерная документация
Это документация, разработанная тендерным комитетом и содержащая техническую и коммерческую части.

Техническая часть тендерной документации представляет собой:

    Описание и общую информацию о предмете и объекте торгов, в которой указываются месторасположение и назначение объекта, его основные технико-экономические данные, наличие внешней инфраструктуры, местных строительных материалов, подъездных дорог, а также сроки строительства;

  • Информацию о проведении и результатах инженерных изысканий на строительной площадке объекта;
  • Технические данные объекта, общие положения, генеральный план, архитектурно-строительная часть, включая чертежи с объемно-планировочными решениями, водоснабжение и канализация, отопление и вентиляция, электротехнические работы, газоснабжение, слаботочные системы, описание и основные характеристики технологического оборудования, а также требования экологической безопасности.
  • Подрядчик имеет право использовать другое оборудование с лучшими показателями, но не приводящее к ухудшению экологических показателей проекта в целом;
  • Организацию строительства;
  • Описание работ (по видам и группам работ).

Коммерческая часть тендерной документации включает требования в отношении:

    Цены и порядка ее определения;

  • Условий и сроков поставки;
  • Условий платежа и графика платежа;
  • Источника финансирования контракта;
  • Банковской гарантии на выполнение инофирмой или российской строительной организацией работ в соответствии с представляемой офертой в случае выигрыша ею торгов.

По усмотрению тендерного комитета в коммерческую часть тендерной документации может быть включено требование, касающееся отдельных видов страхования ответственности подрядчика (иностранной фирмы или российской организации) за невыполнение своих обязательств, исходя из соображения экономической целесообразности.

Тендерная комиссия
Постоянно или временно действующий орган, специально создаваемый заказчиком для проведения тендера (тендеров).

Товары
Материальные объекты, в большей степени готовые к использованию по прямому назначению.

Торги
Способ заключения договора.

Упрощённые способы закупок
Способы закупок с упрощённой процедурой (закупка у одного источника, запрос котировок).

Услуги
Интеллектуальная деятельность, которая не имеет отношения к изменению свойств материальных объектов, и результаты такой деятельности.

Проведение тендера - понятие, прочно вошедшее в лексикон представителей очень многих отраслей хозяйствования. Без проведения тендера трудно представить выбор исполнителей в капительном строительстве, а также при осуществлении программ, которые проводятся с использованием средств государственного бюджета и многое другое.
До сентября 2000 года проведение тендеров в строительстве регулировалось Постановлением Кабмина от 01 сентября 1998 года №1369 "О проведении торгов (тендеров) в строительстве". Постановление сыграло немалую роль в унификации подхода к проведению тендеров, порядка рассмотрения предложений. Постановление не обходило вниманием и вопрос ответственности организаторов тендера, устанавливая возможность подавать на них жалобы. А главное - в нем содержалось разъяснение большинства понятий, которые используются в отношениях проведения торгов (тендера).
Постановление №1369 было отменено Постановлением Кабмина от 27 сентября 2000 года №1469 "Об организационных мерах относительно функционирования государственных закупок", появившегося в связи с принятием Закона Украины "О закупке товаров, работ и услуг на государственные средства" от 22 февраля 2000 года №1490-111 (далее - Закон о госзакупках). Указанный закон закрепил многие из понятий, используемых в отношениях, связанных с проведением торгов (тендеров). Действием закона охвачены все отношения, связанные с проведением торгов (тендеров) на закупку товаров, выполнение работ и предоставление услуг, которые финансируются с использованием бюджетных средств.
Полная отмена Постановления №1369 была не совсем логичным шагом законодателя. В отличие от появившегося Закона о госзакупках, Постановление распространяло свое действие на все предприятия и организации, не зависимо от форм собственности и подчинения. Хотя его применение и устанавливалось как обязательное в случаях, если строительство проводилось с использованием бюджетных средств, кредитов, предоставленных под гарантии правительства и т.д. Теперь же урегулированными оказались только взаимоотношения, связанные с использованием бюджетных средств. Остальная же часть тендеров проводится, так сказать, по обычаям и регулируется теми положениям законодательства, которые определяют обязательства, вытекающие из объявления конкурса. Хотя, давно назрела необходимость единого законодательного акта, который бы регулировал проведение тендера при участии любых законодательно возможных субъектов.
Как и любые другие взаимоотношения, проведение тендера и участие в нем предполагает определение сторон (субъектов) этих взаимоотношений, наличие у них прав и обязанностей, порядка их осуществления и реализации. Сторонами взаимоотношений, связанных с проведением тендера являются заказчик и участник тендера (претендент). Заказчиком тендера согласно Закону о госзакупках выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления и подчиненные им учреждения и организации, а также учреждения и организации, уполномоченные соответственно Кабмином или органами местного самоуправления осуществлять закупку товаров, услуг и работ за государственные средства.
Законом несколько иначе называется участник тендера. Согласно содержащегося определения, участник назван сразу же исполнителем. Под исполнителем подразумевается субъект хозяйствования (резидент или нерезидент), который подтвердил намерение взять участие в процедуре закупки и подает или подал тендерное предложение.
Предметом тендера являются взаимоотношения, состоящие в том, что заказчик принимает лучшее из поступивших ему предложений в отношении предмета тендера. Предметом тендера могут выступать товары, работы и услуги. Достаточно подробная расшифровка этих понятий содержится в Законе о госзакупках:
"Товары - продукция любого вида и назначения, в том числе сырье, изделия, оборудование, технологии, предметы в твердом, редком, газообразном состоянии, включая электроэнергию, а также услуги, связанные с поставкой товаров, если их стоимость не превышает стоимости самих товаров.
Работы - любая деятельность, связанная с проектированием, строительством новых, расширением, реконструкцией, капитальным ремонтом и реставрацией объектов и строений производственного и непроизводственного назначения, техническим переоснащением действующих предприятий, а также сопровождающие работы услуги, в том числе геодезические работы, бурение, сейсмические исследования, аэро- и спутниковая фотосъемка и другие, если стоимость выполнения этих услуг не превышает стоимости самого строительства.
Услуги - любая закупка, кроме товаров и работ, включающих подготовку специалистов, обеспечение транспортом и связью, освоение технологий, научные исследования, медицинское и бытовое обслуживание."
По своей сути взаимоотношения, связанные с тендером, являются сходными с обязательствами, вытекающими их оглашения конкурса, которые регулирует глава 39 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК). Согласно ст.435 ГК оглашать конкурс могут только те организации, которым это право предоставлено уставом или положением о них.
Под торгами (тендером) понимается порядок осуществления конкурсного отбора исполнителей касательно закупки товаров, выполнения работ, предоставления услуг. Это определение содержит Закон о госзакупках, и, как видно, оно перекликается с понятием объявления конкурса, которое содержит ГК.
В области государственных торгов (тендеров) установлено регулирование со стороны государства, которое осуществляет Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, на которое возложено издание "Вестника государственных закупок". Законодательство предоставляет преференции отечественным исполнителям - возможным победителям тендера. Для этого в Законе о госзакупках установлена преференцированная поправка - способ предоставления заказчиком предпочтения отечественному производителю при определении победителя процедур тендера посредством применения процентной границы к цене его тендерного предложения в сравнении с наиболее выгодным среди поданных.
Начало процедуры тендера не может опережать публикации информации о нем в "Вестнике государственных закупок". Об участии в тендере будущие претенденты обращаются с заявлением и запрашивают тендерную документацию. Заказчик предоставляет субъектам, изъявившим желание участвовать в тендере, так называемые приглашения для участия и тендерную документацию в течение не более 7 дней от поступления запроса участника.
Тендерная документация - это документация, которая подготавливается заказчиком и передается исполнителям для подготовки ими тендерных предложений, относящихся к предмету закупки. За предоставление тендерной документации заказчик имеет право требовать плату, которая не может превышать затрат, связанных с ее подготовкой и рассылкой.
  До публикации о проведении тендера или до предоставления приглашения на участие в тендере может проводиться предварительная квалификация участников. Только те участники, которые прошли квалификационный отбор, допускаются к последующему участия в тендере. Роль квалификационной комиссии выполняет тендерный комитет.
 Закон о госзакупках устанавливает определенные требования к участникам, и для того, чтобы доказать свое соответствие требованиям участникам тендера необходимо предоставить целый ряд документов.
Обязательными документами для участия в любом тендере считаются:
-Заявление на участие в тендере с перечнем товаров, работ, услуг.
-Копии уставных документов и копия свидетельства о государственной регистрации, засвидетельствованные нотариально.
-Баланс и отчет о финансовых результатах на последнюю отчетную дату (убыточные предприятия обычно к участию в тендере не допускаются).
-Справки из налоговой об отсутствии задолженности перед бюджетом.
-Приказы (протоколы) на ответственных лиц.
-Копии лицензий, патентов (в случае если данная сфера попадает под определение лицензионной деятельности).
Прочие документы предоставляются в зависимости от тендера. Это могут быть справки из банка, подтверждающие денежный оборот, какие-либо экономические расчеты, о товарном обороте и т. п. Для проведения тендера заказчиком назначается тендерный комитет - группа специалистов, назначаемая заказчиком ответственной за осуществление процедур закупки, т.е. тендера. В целом организация тендера, в том числе и обеспечение деятельности тендерного комитета, возложена на заказчика. В срок, указанный в публикации об объявлении тендера, который не может быть меньше 45 дней, участники направляют тендерные предложения.
Тендерное предложение - это предложение в отношении определенного предмета закупки, которое готовится и подается исполнителем заказчику в соответствии с требованиями тендерной документации. Кроме того, участник может подать также и альтернативное тендерное предложение - то есть предложение, которое может быть подано исполнителем дополнительно в составе тендерного предложения, если это предусмотрено процедурой закупки и отличается от предложения, разработанного в соответствии с требованиями тендерной документацией. Заказчик может отклонить или принять тендерное предложение. Принятие тендерного предложения называется акцептом.
Акцепт тендерного предложения - принятие заказчиком тендерного предложения и дача согласия на его оплату. Тендерное предложение считается акцептированным (принятым), если заказчиком в установленный тендерными документами срок подано письменное подтверждение исполнителю акцепта тендерного предложения после определения его победителем процедуры тендера.
Акцепт направляется победителю тендера в течении 5 дней после окончания процедуры определения победителя. В целом процедура направления тендерного предложения (оферты) и его принятия (акцепта) перекликается по своему смыслу с общими правилами направления договорных предложений и ответов на них, установленных ст.156-158 ГК. Участие в тендере может предполагать предоставление участником тендерного обеспечения.
В тендерной документации указывается размер тендерного обеспечения, его вид, случаи, когда тендерное обеспечение не возвращается. Закон о госзакупках предполагает обеспечение выполнения договора на закупку, т.е. внесение победителем процедуры тендера суммы, размер которой не может превышать 15% сметной стоимости работ по такому договору при закупке товаров или услуг, и 5% при закупке работ. Договор на закупку - это любой договор между заказчиком и победителем тендера, который заключается в результате тендера.
Обеспечение договора (тендерное обеспечение) может производится в виде банковских гарантий, резервных аккредитивов, чеков, депозитов, векселей. По итогам проведения тендера составляется отчет, содержащий основную информацию о его проведении, заказчике, участниках, предмете, результатах. Для обжалования действий, связанных с проведением тендера, участник должен обратиться с жалобой к заказчику и уполномоченный орган -т.е. Минэкономики и по вопросам европейской интеграции. Обращение с жалобой возможно не позднее 15 дней со дня возникновения основания для обращения. После получения ответа, с которым жалобщик не согласен, он может обратиться в суд или хозяйственный суд в зависимости от участвующих субъектов. Споры, возникающие в связи с проведением торгов (тендеров), основанных на государственном заказе, попадают под обязательное досудебное урегулирование спора, как это определено ст.5 Хозяйственного процессуального кодекса Украины. Процедура обжалования, предусмотренная Законом о госзакупках, и представляет собой такое досудебное урегулирование.
Пока в законодательстве отсутствует, а практикой не выработан универсальный подход к проведению тендеров. Поэтому не следует доверять устным заверениям, и стараться получать все требования, правила, предложения, изменения к ним, изложенные письменно за подписью ответственных лиц, чтобы в последствии иметь возможность ссылать на документ: ведь все, что связано с тендером - это немалый труд. Для участников тендера важно самостоятельно обеспечить защиту своих прав, внимательно и со знанием дела подходить к оформлению документов, как можно больше общаться с организатором тендера, заказчиком и тендерным комитетом, уточняя любую полученную информацию, тщательно знакомиться с правилами проведения торгов (тендера), серьезно подходить к содержанию заключаемых договоров, при необходимости обращаться к специалистам.