Презентация по теме положительная мотивация школьника. Презентация "мотивация учебной деятельности". Страх перед школой

13.01.2024 Иностранные

18.01.2017 23:52

(Слайд 1 - 2)

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.»

Шалва Амонашвили

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

Цель педагогической деятельности - формирование личности, желающей учиться.

(Слайд - 4)

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

(Слайд - 5)

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Виды мотивации:

1. Мотивация лежащая вне учебной деятельности

. «Отрицательная» - это побуждения школьника,вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.

Положительная в двух формах:

Определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими)

Определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.

2. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности

Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)

Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей).

(Слайд - 7)

Необходимо понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте: а) Познавательная мотивация. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы. Чаще всего познавательные интересы формируются чисто стихийно. В редких случаях у одних вовремя рядом оказывается папа, книга, дядя, у других - талантливый учитель.

б) Мотивация достижения успеха. У детей с высокой успеваемостью ярко вы-ражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, пра-вильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко стано-вится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее сле-дует отличать от престижной мотивации. в) Престижная мотивация. Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые спо-собности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, по-стоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей. Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний при-водят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха. г) Мотивация избегания неудачи. У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивает-ся. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения вы-сокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются из-бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низ-кая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей. К окончанию началь-ной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания не-успеха приобретает значительную силу. Тре-вожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив. д) Компенсаторная мотивация. К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится ис-точником тяжелых переживаний ребенка.

(Слайд - 8)

Как развивать у школьника интерес к предмету?

Интересный урок можно создать за счет следующих условий:

· -личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

· -методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний - поле для творческой деятельности любого преподавателя.

(Слайд - 9)

Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать следующие факторы, влияющие на формирование учебной мотивации

(Слайд -10)

Современная школа - это школа, в которой учителя создают свои технологии, проектируют образовательные процессы, отталкиваясь “от ребёнка", от его потребностей, мотивов, возможностей и спосібностей.

(Слайд - 11)

В основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения универсальными учебными действиями (УУД).

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий .

(Слайд- 12)

Группируются в три основных блока:

1) личностные;

3) предметные.

(Слайд-13) Метапредметные - это регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

(Слайд - 14)Регулятивные ууд начинают формироваться с первых уроков.

Каждый раздел начинается со шмуцтитула, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел

Такая дидактическая структура: общая цель — ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) — реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) — творческие проверочные задания способствуют формированию познавательной мотивации младшего школьника.

(Слайд -15)

Задания для диагностики и формирования регулятивных УУД:

  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  • «ищу ошибки»;

(Слайд 16-18)-

Задания по математике, по русскому языку

(Слайд - 19 -20)-

Работа с сигнальными карточками, контрольно - оценочная деятельность).

(Слайд 21) Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика

  1. « найди отличия»;
  2. «на что похоже?»;
  3. поиск лишнего;
  4. «лабиринты»;
  5. упорядочивание;
  6. «цепочки»;
  7. хитроумные решения;
  8. работа со словарями;
  9. моделирование;
  10. технология критического мышления(ассоциативный куст, сенкан)
  11. дидактические игры;
  12. проектная деятельность
  13. ведение читательских дневников

(Слайд - 22-24)

Большую роль играет частично-поисковый метод обучения, который побуждает учеников к решению проблемы. (Окружающий мир «Какие бывают растения?», «Какие бывают животные?»)

Немаловажную роль в формировании познавательных мотивов играют дидактические игры. Если необходимо доказать разнообразие растений, перечислить предметы, помогает «Волшебная палочка», «Микрофон». Передавая ее как эстафету, или микрофон, ребята называют объекты, главное условие не повторяться. В конце игры обязательно оценивается ее результат.

(Слайд- 28) Нельзя обойти стороной и такой вид работы как проектная деятельность. Работа над проектами начинается с 1 класса. Изначально это иллюстрирование предложенной темы, впоследствии, серьезная научная работа, как индивидуальная, так и групповая: проекты «Мои питомцы», «Узоры и орнаменты на посуде», «Моя семья», «Животные».

(Слайд 29) А следовательно формируется еще один вид УУД - коммуникативный.

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • «отгадай, о ком говорим»;
  • для обратной связи);
  • «подготовь рассказ…»,

«опиши устно…», «объясни

(Слайд - 30)

Виды творческих работ на уроках литературного чтения способствуют формированию у детей положительной, познавательной мотивации

(Слайд 31 - 32) Практически на каждом уроке ребята работают в парах, группе. С первого класса выработаны правила поведения в паре и группе. В результате формируются коммуникативные способности сотрудничества: умение работать с соседом по парте, распределяя работу между собой, договариваться, учиться слушать товарища и высказывать свое мнение, формируется речевое развитие, речевое общение.

(Слайд 33-35)

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

Мониторинг техники чтения за 2015 - 2017 уч.г;

Мониторинг промежуточной аттестации по русскому языку и математике во 2 классе 2016 - 2017 уч.г.

Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

Можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции

Просмотр содержимого документа
«Доклад с презентацией на тему "Мотивация учебной деятельности - путь к повышению результативности обучения"»

Общеобразовательная школа I – II cтупеней № 16 г. Тореза

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ –

ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Киба Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

классный руководитель 2 класса

руководитель школьной НМК кл. руководителей


Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.

Шалва Амонашвили


Тема послекурсового задания -

формирование

общеучебных умений и навыков .


Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться.

Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов


  • Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.


Виды мотивации

Походять від латинського " соmpete ", що означає " відповідаю "

Компетентність –інтегрована здатність учня, що складається із знань, умінь, досвіду і ставлення, що реалізуються на практиці

Компетенція - суспільно визнаний рівень знань, умінь, навичок і ставлень у певній сфері діяльності людини


Общая структура мотивации

Неперервна шкільна бізнес-освіта на Донеччині в широкому розумінні означає підготовку учнів до навчання протягом життя. Тому шкільна бізнес-освіта здійснюється на дошкільному та шкільному ступенях навчання, які є основою ефективності подальшої неперервної освіти, формують головні складові світогляду людини. Наданий варіант концепції складено саме для цих ступенів освіти. Програма неперервної бізнес освіти на дошкільному та шкільному ступенях враховує чотири рівні навчання й спрямовується на задоволення індивідуальних потреб.


Условия для развития интереса к обучению

Личность учителя

Методы и приёмы обучения



Современная школа – это школа, в которой учителя создают свои технологии, проектируют образовательные процессы, отталкиваясь “от ребёнка", от его потребностей, мотивов,

возможностей и способностей.


Основа мотивации

Потребности ученика

Интересы личности

Учебно – познавательные

Формирование УУД


Универсальные учебные действия

ЛИЧНОСТНЫЕ:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

регулятивные

познавательные

коммуникативные


Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Планирование

1 .Общеучебные

1.Планированиеучебного

сотрудничества

с учителем и

сверстниками

2.Логические

2.Прогнозирование

3.Постановка и решение

3.Контроль

2.Постановка вопросов

4.Коррекция

3.Разрешение конфликтов

4.Управление поведением

партнёра

6.Саморегуляция

5.Умения выражать свои


Регулятивные УУД

Каждый раздел начинается со шмуцтитула, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел.


Задания для диагностики и формирования регулятивных УУД:

  • «Преднамеренные ошибки»;
  • Поиск информации в предложенных источниках;
  • Взаимоконтроль;
  • «Ищу ошибки»;
  • КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

математика

  • Задание № 1
  • В каждой паре найди пример с меньшим ответом и закрась его, в котором он записан.Проверь вычислением.
  • 14-4 18-2
  • 5+4 19-3
  • Задание № 2
  • Проверь верны ли равенства?
  • 5+4=7-3 4+1=7-2
  • Задание № 3
  • Турнир
  • На карточке дано ряд столбиков примеров. За 1 мин назвать быстро ответы на примеры. Чем больше правильных ответов, тем выше отметка.

Русский язык

  • Задание 1.
  • « Преднамеренные ошибки»;
  • Найдите и выпишите слова среди напечатанных без пробелов букв, исправьте возможные в них ошибки.

ВУКПРСАБАКАЖЮТР (собака)

МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ (медведь)

  • (Умение контроля и коррекции)

  • Задание 2.
  • На доске заглавные буквы: В Д Е К Т
  • - Что вы можете сказать об этих буквах? Какая лишняя? Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке. (Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.)
  • - Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что не получилось?



Задания для диагностики и формирования познавательных УУД:

  • «найди отличия»;
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
  • упорядочивание;
  • хитроумные решения;
  • работа со словарями;
  • моделирование;
  • технологии критического мышления

(ассоциативный куст, синквейн);

  • дидактические игры;
  • проектная деятельность.

Задание№1

  • Покажи деду Морозу самый короткий путь.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Во втором классе в уроки часто включаются упражнения на различение геометрических фигур: прямая и кривая линии, отрезок прямой, замкнутая и незамкнутая ломаные, различные многоугольники.

М.И. Моро и др. «Математика», 2 класс, 1 часть


Найди среди букв потерявшееся слово

раслонлуцветокалев



Проект по окружающему миру «Моя семья»


Проект по окружающему миру «Мои питомцы»


Проект по математике «Узоры и орнаменты на посуде »


Задания для диагностики и формирования коммуникативных УУД:

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссвордов, плана к тексту, загадок, небылиц;
  • «отгадай, о ком говорим»;
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов
  • для обратной связи);
  • «подготовь рассказ…»,
  • «опиши устно…», «объясни…»








Желаю успехов в профессиональной деятельности !

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мотивация учебной деятельности школьников Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. 900igr.net

Как мотивировать познавательную деятельность ученика? «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» Л.С.Выготский «Деятельности без мотива не бывает» А.Н.Леонтьев

Мотив Мотив – источник деятельности любого человека. «Энергетическая батарейка» личности, от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Мотив интерес, потребность, стремление, убеждение, идеал, эмоции, влечения, инстинкты, установки, это то что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.

«Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие. Педагог опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ребёнка формируется: *тенденция к уклонению от учёбы *деятельность и результаты учения незначительны *сильная отвлекаемость на уроке *быстрое утомление *чувство удручённости и неудовлетворённости *неподвижность, ригидность мышления.

Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Учитель порой забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности

Факторы влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников. Содержание учебного материала. Стиль общения учителя и учащегося. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

Для этого необходимо? Особый характер преподнесения учебного материала: а). аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный); б). деловой; в).необычный. Использование, показ, подчёркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания: а).важность отдельных частей; б).трудность, сложность (простота, доступность); в).новизна, познавательность материала; г).открытие нового в известном; д).историзм, современные достижения науки; е).интересные факты, противоречия, парадоксы. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. Показ значимости знаний, умений: а).общественной, б).личностной. Межпредметные связи

Стиль общения учителя и учащегося Авторитарный Формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический Способствует внутренней мотивации. Либеральный (попустительский) Снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех»

Стиль общения учителя и учащегося Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявлении доверия к силам и возможностям ученика. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь.

Организация учебной деятельности 3 этапа: 1).мотивационный, 2).операционально-познавательный, 3).рефлексивно-оценочный.

Мотивационный этап это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Мотивационный этап состоит из трёх учебных действий: 1).создание учебно-проблемной ситуации; 2).формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации; 3).рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.

создание учебно-проблемной ситуации достигается с помощью следующих приёмов: а).постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; б).рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; в).рассказа о том, как решалась эта проблема в истории науки.

Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.

Мотивационный этап На данном этапе важно обратить внимание на предъявление требований к учащимся. Они могут быть: по содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); алгоритмы; единые и индивидуальные, групповые, общие и детальные, прямые и косвенные

Операционально-познавательный этап На этом этапе важно добиваться, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо ситуаций различного характера: Интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора); Игрового (познавательные игры, соревнования и т.д.); Эмоционального (успеха, увлечённости темой…). Во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.

рефлексивно-оценочный этап связан с: анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.

рефлексивно-оценочный этап Если учитель уделяет этому этапу должное внимание, то: учащиеся испытывают удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это ведёт к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем.

рефлексивно-оценочный этап Если учитель уделяет этому этапу мало внимания и всё сводит к выставлению оценок, то тогда может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива познавательной деятельности. Важно, чтобы в оценке: давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчёркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков; а не только констатировалось их наличие

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности ученика

I. Эмоциональные методы мотивации поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью.

II. Познавательные методы мотивации опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод)

III. Волевые методы мотивации предъявление учебных требований, информирование об образовательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности

IV. Социальные методы мотивации развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.

Уровни познавательного интереса I уровень – проявление ситуативного интереса к учёбе, к предмету (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки). II уровень – учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).

Уровни познавательного интереса III уровень – интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке). IV уровень – повышенный познавательный интерес (легко даётся предмет; с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель)

Уровни познавательного интереса Положительные показатели I и II уровня сформированности познавательного интереса важны и нужны на первоначальном этапе. Важны другие параметры – III уровень и особенно IV уровень. Ученики получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес к обобщениям и законам. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают интерес к самообразовательной деятельности. Положительная мотивация здесь устойчивая, и она заложена в сам процесс учения.

Система развития мотивации учения Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий – комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трёх основных групп: причинно-следственные связи, комбинирование информации, планирование и выполнение практической деятельности.

Система развития мотивации учения Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.

Оценка уроков по мотивационным критериям КРИТЕРИИ (УРОВЕНЬ) ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ 1.Низкий 1.Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учёбе. 2.Критический 2.Учитель объясняет необходимость выполнения заданий. 3.Удовлетворительный 3.Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, занимательных фактов. 4.Хороший 4.Использование творческой задачи с интересным содержанием. 5.Высокий 5.Использование системы творческих заданий с интересным содержанием. 6.Оптимальный 6.Организация поиска и решения исследовательской задачи.

Подведём итог Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности»


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ» В. А. Сухомлинский

3 слайд

Описание слайда:

В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же (по объему и содержанию) учебного материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей. Одну из причин этого мы видим в различном уровне сформированности учебной мотивации.

4 слайд

Описание слайда:

МОТИВАЦИЯ ВНЕШНЯЯ ВНУТРЕННЯЯ ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ Месть Власть ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ Стремление получить высокие отметки; Одобрение учителя; Одобрение учащихся, одобрение родителей; Симпатия к учителю; Стремление превзойти других, соперничество. ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ Избегание неудачи: стремление избежать низкой оценки; Стремление избегать наказаний учителя; Стремление избежать критики. ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ Интересен изучаемый предмет; Интересен метод преподавания; Стремление добиться особых успехов; Осознание своего познавательного прогресса; Доверие учителя; Хорошее настроение; Уверенность в своих силах.

5 слайд

Описание слайда:

К внутренним мотивам относится: собственное развитие в процессе учения; действие с другими и для других; познание нового, неизвестного.

6 слайд

Описание слайда:

К внешним мотивам относятся: учёба как вынужденное поведение; процесс учёбы как привычное функционирование; учёба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания.

7 слайд

Описание слайда:

Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Формировать и развивать мотивацию – это значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в условия и ситуацию развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

8 слайд

Описание слайда:

Одним из показателей развития личности ученика является уровень сформированности его учебной мотивации. Высокая мотивация У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. Хороший уровень мотивации Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

9 слайд

Описание слайда:

Низкий уровень мотивации Эти дети посещают школу неохотно. Предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

10 слайд

Описание слайда:

Что снижает мотивацию ребенка? Недостаток любви затрудняет развитие ребёнка. Влияние плохого психологического климата в школе. Несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса. Перегрузка однообразным учебным материалом. Переизбыток медийной информации вредит ребёнку. Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться. Родительский страх мешает детям стать самостоятельными. Чрезмерные нагрузки отнимают энергию. Завышенные требования не дают полноценно учиться.

11 слайд

Описание слайда:

Мотивационное обучение ребёнка Постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда; Создавать ситуации успеха; Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Способствовать развитию как «сильных», так и «слабых» учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию; Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.

14 слайд

Описание слайда:

Технологии и методики применяемые в начальной школе: технология личностно-ориентированного образования; технология уровневой дифференциации; технология игрового обучения; технология театральной педагогики; технология развития критического мышления; технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение); проектная и исследовательская деятельность; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии.

15 слайд

Описание слайда:

Формы стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения дидактические игры и упражнения; внеклассные мероприятия по предметам; творческие работы учащихся по разным предметам; проведение предметных олимпиад; интеграция обучения (проведение интегрированных уроков); использование различных педагогических технологий.

16 слайд

Описание слайда:

Приемы работы повышающие мотивацию учебной и познавательной деятельности Индивидуальные задания Работа в парах и группах Анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками Стимуляция вопросов со стороны учащихся Деление заданий на дозы Рациональная система упражнений Проговаривание, комментирование, систематическое повторение Использование карточек-консультаций, алгоритмов, схем, опор и т.д. Согласование объема домашнего задания

17 слайд

Описание слайда:

Динамично помогает начать урок такой приём, как «Улыбнемся друг другу», что способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. Данный приём развивает коммуникативный навык, эмоционально настраивает детей.

18 слайд

Описание слайда:

Повышает мотивацию учащихся на уроке и работа над загадками. Загадка – удивительная игра, соревнование на смекалку. Она обладает большими возможностями для наблюдения за окружающим миром, учит воспринимать жизнь многогранно, помогает совершенствовать речь, тренирует внимание и память, развивает любознательность. Дети хорошо знают загадки и очень их любят, пробуют составлять их сами. Загадки используем и для определения темы урока.

19 слайд

Описание слайда:

Так, как в младшем школьном возрасте игра остаётся ведущим видом деятельности, поэтому использование игровых технологий при организации работы на уроке является необходимым. На уроке в виде игры – сказки, у детей младшего школьного возраста возрастает активность, и они с удовольствием помогают попавшему в беду сказочному герою.

20 слайд

Описание слайда:

Работа в парах и группах - организация совместных действий, ведёт к активизации учебно-познавательных процессов, коммуникации, общению, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Эпиграф Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д. Ушинский

3 слайд

Описание слайда:

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

4 слайд

Описание слайда:

Диагностика адаптации первоклассников У большей части нынешних детей отсутствует учебная мотивация: - у 79% учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования (т.е. преобладают игровые мотивы), - у 1% учащихся не сформирована, - и только у 20% сформирована.

5 слайд

Описание слайда:

3 типа отношения к учению: положительное, безразличное и отрицательное. Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели. Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

6 слайд

Описание слайда:

Отношение школьника к учению Выражается в следующей активности: - готовность выполнять учебные задания - стремление к самостоятельной деятельности - сознательность выполнения задания - систематичность обучения - стремление повысить свой личный уровень, самостоятельность: осуществление деятельности самим учащимся без помощи учителя, взрослых.

7 слайд

Описание слайда:

Причины низкой успеваемости учащихся 1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности (усидчивость, терпение, навыки счета, запоминания, письма, внимательность, умение слушать и выразительно говорить, чувство ответственности, умения и навыки сотрудничества с окружающими и т.д.). Многие навыки приобретаются до поступления в школу, другие формируются в начальной школе, третьи совершенствуются вплоть до выпуска из школы.

8 слайд

Описание слайда:

Причины низкой успеваемости учащихся 2. Отвлекающие факторы детской жизни. Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Но это ему трудно делать потому, что вокруг него различные соблазны: телевизор, компьютер, друзья, центры развлечений и др.;

9 слайд

Описание слайда:

Причины низкой успеваемости учащихся 3. Однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина. В школе детям не хватает движения, смены впечатлений, событий, ярких, совместных с учителями, родителями, творческих дел; 4. Авторитарная позиция учителей и родителей, когда в школе и дома темой разговора становится учеба и успеваемость, когда других тем общения не существует.

10 слайд

Описание слайда:

Что такое мотивация? Мотивация (от латинского корня, означающего "двигать«) - внутреннее побуждение, интерес, заинтересованность, желание, стремление к чему-то. Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.

11 слайд

Описание слайда:

Группы мотивов: Внутренние (познавательные) мотивы. Связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения, потребность в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. 2. Внешние (социальные) мотивы. Связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

12 слайд

Описание слайда:

Преобладающая мотивация Для развития личности ученика наиболее благоприятным является преобладание внутренней мотивации учебной деятельности. Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на него потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него личностный смысл. Истинный источник мотивации человека находится в нём самом. Вот почему значение придаётся не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам.

13 слайд

Описание слайда:

Структура мотиваций 1. Познавательная мотивация. Ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился. 2. Мотивация достижения успеха. Ребёнок проявляет желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей.

14 слайд

Описание слайда:

Мотивация успеха Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.

15 слайд

Описание слайда:

Структура мотиваций Престижная мотивация Характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей.

16 слайд

Описание слайда:

Структура мотиваций 5. Компенсаторная мотивация Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области - в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.

17 слайд

Описание слайда:

Преобладающая мотивация Среди разнообразных социальных мотивов учения ведущими в начальной школе являются мотивы: - «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно».

18 слайд

Описание слайда:

Мотивационная роль отметки В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. Учащиеся 1-2 классов воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.

19 слайд

Описание слайда:

Отношение родителей к школьной отметке Что ты получил сегодня? Ничего, не расстраивайся, у нас еще есть время все исправить. Я так и знала. И в кого ты такой уродился? Марш в свою комнату! И не показывайся мне на глаза! Ты ведь умница! В следующий раз учительница в этом убедится. Сколько можно тебе это объяснять! Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь еще раз сделать самостоятельно? Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты? Садись и учи еще раз, а я потом проверю! Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден. Знаешь, когда я была маленькой, этот материал тоже давался мне с трудом. Давай еще раз заглянем в учебник, я думаю это нам поможет. Вот так и будешь на тройках и двойках ехать? Вот придет отец, он тебе покажет за двойку! Посмотри, как я учился, а ты?

20 слайд

Описание слайда:

Отношение родителей к школьной отметке Не ругайте ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим. Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок, объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного упорного труда. Не заставляйте ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия. Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.

21 слайд

Описание слайда:

Отношение родителей к школьной отметке Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей. Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

22 слайд

Описание слайда:

Как поддерживать школьную мотивацию 1.Поддерживать и формировать интерес к информации «Ужасно интересно все то, что неизвестно». Роль взрослых поощрять этот интерес. Младших школьников волнует, как все вокруг устроено, как все работает, собирается и разбирается. 2.Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия. Дойти до эффективного способа решения самому - это удовольствие исследователя творца. Необходимо развивать самостоятельность мышления детей.

О мотивации … «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» К.Д. Ушинский «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А. Сухомлинский «Высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей» Т.Д. Дубовицкая «Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения» П.Я. Гальперин «На свете есть только один способ побудить людей что-то сделать заставить человека захотеть это сделать». Дейл Карнеги


Мотив. Мотивация. Учебная мотивация. МОТИВ (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. МОТИВАЦИЯ – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения.


Основные мотивы деятельности человека. Всё многообразие мотивов, которые побуждают человека работать, предпринимать какие-либо действия и, в целом, двигаться по жизни, можно свести к пяти: мотив вознаграждения; социальный мотив; процессный мотив; мотив достижения; идейный мотив.




Социального сотрудничества Узкие социальные Широкие социальные Виды мотивов Направленные на достижение успеха Направленные на избегание неудач Внутренние - мотивы, напрямую связанные с учебной деятельностью Внешние – мотивы не связанные с учебной деятельностью Само образование Учебно- познавательные Широко- познавательные Познавательные Связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения Социальные Связаны с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми


Типы мотивации Внешняя мотивация широкая социальная мотивация (включает в себя мотивы: каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранных языков, а также для общего развития; английский язык – самый распространенный в мире, и его надо знать; иностранный язык знают в семье, и это заставляет меня изучать его; изучаю, т.к. этот предмет есть в школьной программе; учу из уважения к учителю; хочу знать иностранный язык не хуже своих товарищей). Внутренняя мотивация: 1) мотивация, связанная с перспективным развитием личности (изучаю, т.к. иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни (в институте; в будущей работе; смогу помочь кому–нибудь сам)); 2) коммуникативная мотивация (интересно общаться с ребятами на уроке; на занятиях иностранного языка интересно; хочу научиться писать письма (для переписки)); 3) мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью (интересуюсь иностранным языком как таковым (учу стихи, выполняю упражнения, перевожу интересные тексты, ощущаю успех в учении)).


Степени отношения учащихся к обучению Выделяется несколько ступеней включенности обучаемого в процесс учения: положительное, отрицательное, безразличное (или нейтральное). Признаки положительного отношения Активность учеников в учебном процессе; Умение ставить перспективные цели; Умение отстаивать свое мнение; Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности; Умение преодолевать трудности на пути достижения цели; Поиск нестандартных способов решения учебных задач; Гибкость и мобильность способов действий; Переход к творческой деятельности; Увеличение доли самообразования.


Степени отношения учащихся к обучению Для отрицательного отношения школьников к учению характерны: Бедность и узость мотивов; Слабая заинтересованность в успехах; Слабая нацеленность на оценку; Неумение ставить цели, преодолевать трудности; Нежелание учиться; Отрицательное отношение к школе, учителям. Безразличное отношение имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.


Причины снижения мотивации Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются: неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся; невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием; неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом; особенности личности учителя - не всегда уделяется должное внимание мотивации учащихся. Причинами снижения мотивации, зависящими от ученика, являются: низкий уровень знаний: несформированность учебной деятельности, и прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний: реже - несложившиеся отношения с классом; в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие; слабое здоровье ученика.


Характеристика мотивации учения школьников по возрасту (по Немовой Н.В.) Дошкольники Потребность в новых впечатлениях; Потребность в учении как новой деятельности; Потребность заслужить похвалу взрослых; Потребность стать лучшим, стать отличником. Начальная школа Чувство долга (возрастает в два раза и значительно превышает познавательную мотивацию); Престижная мотивация – желание получить высокую отметку, возрастает к 3-4 классу; Мотив избегания санкций, то есть наказания; Интерес к предмету (уменьшается в 5 раз – до 5% учащихся); Основная мотивация – внешняя, престижная и принудительная; Мотивация неустойчивая, нет интереса к определенным предметам, нет способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения.


Характеристика мотивации учения школьников по возрасту (по Немовой Н.В.) Подростковая школа Стойкий интерес к определенному предмету; Мотив избегания неудачи; Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения; Познавательный интерес только у высокомотивированных; Мотив достижения успеха в учебе не развивается; Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.). Старшая школа Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях; Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета); Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний; Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам; Внутренняя, собственная мотивация.


«Неправильная мотивация» учащихся Несформированность у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать причиной их слабой успеваемости; У ученика может существовать направленность на учебный процесс, но в тоже время он может ориентироваться не на результат деятельности, а только на оценку; У школьников помимо сугубо познавательных потребностей, учебных интересов могут действовать мотивы «избегания неприятностей», «избегание неудач», страха получить низкие отметки. Побуждениями к обучению могут быть: жесткий внешний контроль со стороны учителей и родителей.


Факторы, влияющие на мотивацию образовательная система, образовательное учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организация учебного процесса; особенности обучающегося (возраст, пол. интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); особенности педагога (системой его отношений к ученику, к профессии); специфика учебного предмета.


Способы диагностики мотивации учащихся анкеты, опросы диагностические тесты, разработанные специально для выявления мотивации учащихся; изучение работ учащихся (домашние задания, индивидуальные задания, и т.д.); наблюдение за учащимися в ходе учебной деятельности; анкетирование родителей учащихся; фронтальные проверки преподавания предмета.


Способы повышения мотивации Значимыми в работе по формированию мотивации учения можно считать следующие установки и действия учителя, а также методы повышения мотивации: учет возрастных особенностей школьников; личностная направленность в обучении; выбор действия в соответствии с возможностями ученика; создание ситуации успеха; применение поощрения и порицания; показ достижений учащегося; использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий, соревнований; формирование адекватной самооценки у учащихся; вера учителя в возможности ученика; совместный с учащимися выбор средств по достижению цели; использование коллективных и групповых форм работы; эмоциональная речь учителя, увлеченное преподавание; педагогический такт и мастерство учителя; создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; нестандартная форма проведения уроков; новизна учебного материала; использование игровой, проектной, информационных технологий; чередование форм и методов обучения; использование здоровьесберегающих технологий; проведение релаксационных пауз на уроке, физкультминуток.


Этапы работы над повышением уровня мотивации учащихся Цель: поиск эффективных путей и средств формирования и повышения учебной мотивации. Задачи: 1. Провести теоретический анализ понятия о мотивах. Разобраться в вопросе, что такое мотив, какие бывают мотивы и какие виды мотивов мне, как педагогу, необходимо формировать и развивать в своих учениках 2. Изучить мотивационную сферу учащихся, провести диагностику уровня мотивации учащихся. Это диагностирующий этап, на котором будет изучен уровень мотивации, потому что изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Результаты изучения лягут в основу разработки способов работы на уроках и во внеурочной деятельности с применением различных приёмов по формированию учебной мотивации учащегося. Для выявления уровня мотивации к учению используются различные диагностические методики. (Смотри: Презентация «Психолого-педагогические диагностики»). 3. Найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации. Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося. На этапе проектировки проводится теоретическая подготовка к деятельности и с опорой на теорию подбираются наиболее эффективные приёмы и методы по формированию и повышению мотивации на уроке и во внеурочной деятельности. Теоретически формирование включает несколько блоков - работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств. Средства и приемы, которые может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся представлены в Презентации «Средства повышения мотивации учащихся». 4. Апробировать найденные средства формирования и повышения учебной мотивации. Формирование является систематическим и целенаправленным процессом, если педагог сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. 5. Проанализировать достигнутые результаты, провести повторную диагностику уровня мотивации учащихся. На рефлексивном этапе каждый раз сравниваются полученные результаты проделанной работы с исходными. И на их основе планируется дальнейшая работа. Уровень мотивации учеников повышается благодаря решению поставленных задач. 6. Наметить дальнейшие пути достижения поставленной цели.


Показатели повышения учебной мотивации учащихся позитивная динамика уровня качества обучения; позитивная динамика количества учащихся, участвующих во внеурочной деятельности (олимпиадах, конкурсах, проектной деятельности), а также наличие призовых мест по результатам участия; положительные результаты государственной итоговой аттестации.