От проблемы к требованиям. Теория принятия решений в разработке ПО. Три быстрых и эффективных метода решения проблем Средством решение таких проблем необходимо

28.01.2024 Идеи

Проблема редко устраняется с первой попытки. В действительности поспешность создает больше дополнительных проблем, не позволяя найти решение. Иногда самый разумный выход – не делать поспешных шагов.

В большинстве случаев существует несколько вероятных вариантов решения любой проблемы, и очевидное решение совсем не обязательно является лучшим. Правильнее всего – обдумать дополнительные возможности, которые смогут подсказать нужное решение. Это поможет выбрать оптимальный способ действий.

Разработка вариантов

Разработка вариантов включает в себя три процесса: сбор информации, генерирование идей и составление списка.

1. Сбор информации

Первый этап поиска решения – это сбор максимально большого количества информации, имеющей отношение к проблеме. Процесс сбора информации требует предусмотрительности. Рассмотрим, например, случай с компьютерной программой. Если вы установили настройку «Ограничение по цене», возможно, вы пропустили появление на рынке идеальной для вашего бизнеса оборудования.

Собирать информацию нужно следующим образом:

Уточнять, что вам необходимо узнать;

Собирать дополнительные сведения, используя свои собственные возможности и консультируясь у других людей;

Составлять список фактов, которые вам удалось узнать любым способом и которые согласуются со здравым смыслом и доступны для понимания.

Факты, имеющие отношение к делу, необязательно будут соответствовать сложности проблемы. Обычно то, что представляется самым запутанным, оказывается элементарным.

Тест на выживание. Вам следует знать направление, в котором следует двигаться, характер ландшафта, предел вашей коллективной выносливости и скорости велосипеда. (А также можете ли вы полагаться друг на друга.)

Компьютерная программа. Вам следует больше знать о различных продуктах на компьютерном рынке. Посоветуйтесь со специалистами в этой области. Затем соотнесите всю полученную информацию с вашими требованиями. (Описание технических характеристик может быть блестящими, а в действительности…)

Смена места работы. Вам необходимо узнать все об уровне жизни той страны, куда вы собрались, стоимости вещей повседневного обихода, налоговых обязательствах, возможности возвращения, качестве условий для проживания, работы и обучения детей. (Мягкий климат – это замечательно, а каковы цены на зубную пасту и туалетную бумагу?)

Нарушение графика. Вам необходимо узнать, что не работает и по какой причине. Посоветуйтесь с другими и убедитесь лично, ладят ли работники друг с другом, насколько эффективна их совместная работа. (Существует ли между сотрудниками конкуренция, может ли чья-то зависть быть причиной неудач в общем деле?)

Сколько времени и усилий вы потратите на выполнение этих пунктов, зависит от вас, но помните, если вам придется подолгу ожидать каждой крохи информации, то жизнь пойдет своим чередом, пока вы будете заниматься сбором фактов. Опасность промедления состоит в том, что вы можете забыть, для чего собираете информацию, и упустите момент для действий. С другой стороны, не собрав достаточно информации, вы не сможете принять правильное решение.

Как только вы соберете всю возможную информацию, то получите более полное и точное представление о ситуации и основу, от которой можно отталкиваться при поиске необходимого решения. К примеру, в ситуации «Нарушение сроков» выяснилось, что двое сотрудников не ладят друг с другом, а это тормозит работу и срывает производство.

2. Генерирование идеи

Следующий шаг – это разработка идеи, которая должна быть катализатором для принятия решения. Всего лишь несколько проблем имеют одно решение. Что действительно необходимо сделать, так это найти правильное решение. Для этого вам нужен:

объективный подход к проблеме. Готовность смотреть на вещи со стороны поможет уберечься от влияния собственного субъективного мнения. Вы также начнете более охотно принимать нестандартные решения.

поиск творческих идей. Знакомство со взглядами на проблему других людей зачастую позволяет увидеть все в новом свете. Этот процесс нуждается в тщательном контроле.

– Нужно строго ограничить время, отведенное для размышления. (Слишком долгое обдумывание может помешать воплощению идеи в жизнь.)

– Все выдвинутые предложения должны быть приняты в первоначальном виде без обсуждения и записаны для дальнейшего анализа. (Даже безрассудная идея может быть приемлема для последующего рассмотрения, так как может натолкнуть на другие варианты.)

– Каждый должен разрабатывать и предлагать идеи. (Пока идеи предлагаются, потеря веры в успех исключена, следовательно, никакое мнение не будет сразу отклонено.)

Мнение окружающих людей почти наверняка обеспечит вас более широким выбором новых идей и возможных вариантов.

3. Составление списка идей

Запишите все идеи, с помощью которых можно прийти к решению проблемы. К примеру:

Тест на выживание

Способы добраться до контрольной точки:

Вариант 1. Один из вас крутит педали, а второй сидит на раме.

Вариант 2. Вы оба идете и катите велосипед.

Вариант 3. Один идет, второй едет впереди.

Вариант 4. Вы бросаете жребий, кто из вас отстает.


Нарушение графика

Для выполнения работы в срок можно использовать несколько вариантов.

Вариант 1. Установить новые стандарты.

Вариант 2. Улучшить порядок работы.

Вариант 3. Обсудить все с главными исполнителями и убедить их самостоятельно решить проблему.

Вариант 4. Заменить нерадивых работников.


Записывая разнообразные идеи, которые могут помочь в решении проблемы, вы увидите огромное количество выходов из сложившейся ситуации. Более того, как только все будет записано, сможете даже сформулировать будущее решение. К примеру:


Тест на выживание

Вариант 5. Вы оба можете и ехать, и идти. Один из вас едет на велосипеде в течение получаса, оставляет велосипед следующему и идет пешком. Второй доходит до велосипеда и за пятнадцать минут обгоняет идущего.

Затем оставляет велосипед и идет пешком. И так происходит до тех пор, пока вы оба не достигнете пункта назначения.


Нарушение графика

Вариант 5. Одного из работников оставьте на его рабочем месте, а второго переведите в другой отдел.

Анализ вариантов

Поиск наилучшего пути решения проблемы означает анализ всех возможных вариантов. Редко встречается проблема, которую можно решить только одним способом. Если вам кажется, что решение – единственное, постарайтесь признать, что вы недостаточно хорошо изучили остальные варианты.

Три вещи, на которые следует обратить внимание.

1. Ограничения.

Чтобы начать отбор решений, вы можете подгонять их под некоторые или под все основные условия, которые обычно влияют на оценку вариантов, а именно:

Стоимость . (Какую сумму вы реально можете потратить?)

Доступность . (Когда я смогу получить то-то и то-то?)

Время . (Сколько времени это займет?)

Например:

Компьютерная программа

Если четвертый вариант в вашем списке – это программа, у которой намного больше возможностей, чем вам нужно, и к тому же она требует много времени для обучения, а стоит на пятьдесят процентов дороже, чем вы в состоянии потратить на ее приобретение, то, вероятнее всего, вы отклоните этот вариант.

Однако если первые три решения из вашего списка полностью удовлетворяют вас доступностью, а также возможностью сэкономить время и деньги, то эти варианты непременно останутся в вашем списке для дальнейшего рассмотрения.

2. Аргументы «за» и «против»

После рассмотрения ограничений у вас останется всего несколько вариантов. Сейчас предстоит взвесить все «за» и «против».

Например, в случае с компьютерной программой:

Вариант 1. Недорогая и доступная программа.

– «За»: она соответствует вашим требованиям не полностью.

– «Против»: ограниченный объем памяти.

Вариант 2. Довольно сложная стандартная программа.

– «За»: программа полностью удовлетворяет вашим требованиям.

– «Против»: требуется время на обучение персонала.

Вариант 3. Новая усовершенствованная программа.

– «За»: наличие дополнительных возможностей сверх требуемых.

– «Против»: цена на 15% выше, чем вы можете себе позволить.

Серьезная оценка поможет исключить те решения, которые совершенно неосуществимы.

3. Шансы на успех

Следующим шагом должно быть отсеивание наименее пригодных вариантов и оценка шансов на успех каждого из оставшихся решений. Это может подать вам наиболее удачную идею, которая и решит проблему.

Вариант 1. Маловероятно, что эту программу удастся приспособить к постоянным изменениям на рынке.

Вариант 2. Эта программа, возможно, и будет выполнять ваши требования, но понадобятся дополнительные затраты на обучение персонала.

Вариант 3. Вероятно, этот вариант удовлетворит все ваши потребности, даже если он несколько дороже того, что вы можете себе позволить.

Отсеивание вариантов, которые явно не смогут обеспечить удовлетворительное решение, подразумевает, что первый будет отброшен и второй, возможно, тоже. А вот третий вариант, несмотря на перерасходы, – наилучший способ решить проблему.

Все это может показаться каким-то запутанным и трудоемким процессом, но это действительно позволит понять, какое из решений имеет шанс на воплощение в жизнь, а какое является неосуществимой идеей. Шансы сделать выбор наугад уменьшатся.

Последний взгляд

Прежде чем закончить анализ вариантов, обдумайте проблему еще раз. Вам следует убедиться, что вы видите ситуацию в перспективе, а не просто вошли в азарт в процессе разработки возможных вариантов решения проблемы. (К примеру, вы настолько запутались в ценах на рынке, что можете подумать, что 15 тысяч фунтов стерлингов за компьютерную программу – сущий пустяк, несмотря на то что вы планировали потратить только половину от этой суммы.)

По этой причине следует ответить еще на три вопроса.

1. Нужно ли вам окончательное решение или достаточно предпринять временные меры?

2. Необходимо решить проблему немедленно или можно отложить и подождать более благоприятной ситуации?

3. Нужно ли вообще решать эту проблему?

Таким образом, например, в случае с установкой компьютерной программы, ответив на эти вопросы, вы увидите, что нет необходимости срочно менять ее, вполне можно удовольствоваться недорогой обновленной версией в качестве временной меры. Через полгода вы сможете себе позволить новейшую программу, и, возможно, к тому времени ее цена даже упадет.

Что же касается смены места работы, когда вы ответите на поставленные вопросы, то поймете, что уже приняли решение отказаться от предложения. Собрав всю информацию до мельчайших деталей, вы осозна ете, что, работая на нынешнем месте, расширяя свои перспективы, сотрудничая с людьми, вы имеете множество возможностей для карьерного роста. Следовательно, это не та проблема, которую нужно решать.

Делаем выводы

Даже если кажется, что ответ очевиден с самого начала, стоит потратить немного времени на изучение всех возможных вариантов, так как очевидный выбор может оказаться не самым лучшим в сложившейся ситуации.

Если вы рассмотрите максимальное количество интересных и конкурентоспособных вариантов, у вас появятся огромные возможности для решения проблемы и выбора наиболее правильного варианта.

Закончив анализ ситуации, вы, возможно, придете к выводу, что с этой проблемой можно жить и нет никакой потребности принимать решение, пока ситуация не начнет усугубляться. Также может оказаться, что это вовсе не проблема и вы бы никогда не узнали о ней, если бы не потянули за эту канитель – поиск решения.

Спросите себя

Обдумайте ваш способ находить выход из ситуации и дайте ответы на следующие вопросы.

^ Всю ли возможную информацию вы собрали?

^ Признае те ли вы, что раньше никогда не могли получить всю информацию, как бы вы этого ни хотели?

^ Подошли ли вы к проблеме непредвзято и с множеством разнообразных идей?

^ Вы уже сделали выбор наилучшего варианта для серьезного рассмотрения?

^ Отсеяли ли вы неприемлемые варианты после учета определенных ограничений?

^ Взвесили ли вы все «за» и «против» по всем вариантам и предусмотрели ли шансы на успех для каждого из них?

^ Чувствуете ли вы, что тот или иной вариант может решить проблему?

Все получится, если…

Собрать достаточно информации о сути проблемы;

Проанализировать информацию;

Выработать как можно больше вариантов решения проблемы;

Правильно сопоставить ваши варианты относительно стоимости, доступности и времени;

Взвесить все «за» и «против»;

Обдумать все возможности и вероятность успеха;

Быть уверенным в том, что это и есть решение проблемы.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Жизнь некоторых людей напоминает собой лабиринт: они перемещаются по нему наугад и никуда не приходят. Они не знают, приближаются ли к своим целям. Они упираются в тупики, но снова выбирают тот же путь. Последнее, кстати, вообще характерно многим людям. Сталкиваясь с проблемами, мы зачастую по несколько раз проделываем одно и то же для их решения. И хорошо если после очередной попытки не бросаем саму затею, а ищем другой путь.

В этой статье мы представим три метода решения проблем. Первый из них заключается в том, чтобы определить ваше привычное поведение. Он является самым важным. Под «решением проблем» стоит понимать все, с чем сталкивается человек на протяжении дня и что требует решения.

Существует три вида проблем:

  1. Основные проблемы.
  2. Обычные проблемы.
  3. Уникальные проблемы.

Вы должны научиться классифицировать проблемы, с которыми сталкиваетесь, разделяя их на эти три типа. Это повысит эффективность их решения.

Основные проблемы: 80% фокуса

Эти проблемы возникают периодически. Они, безусловно, являются наиболее распространенным и важным типом проблем. Вы решаете их, придумывая правило, описывающее, что вы будете делать, когда возникает конкретная проблема. Для начала нужно научиться извлекать ежедневные уроки.

Например:

  • Наблюдения
  • Закономерности
  • Шаблоны поведения

Причина, по которой появляется данный тип проблем, заключается в том, что мы не осознаем их. Или даже осознаем, но у нас нет мотивации или сил справиться с ними.

Когда вы начинаете извлекать уроки ежедневно, то преодолеваете себя, конкретизируете привычку и выясняете, какое влияние она оказывает на вашу жизнь. Например:

  • Вы обнаружили, что с трудом просыпаетесь по утрам
  • Обнаружили, что с самого утра не можете заставить себя работать
  • Или выяснили, что становитесь раздражительным в определенной ситуации каждый день

Основные проблемы проявляются каждый день - и это их главный признак. Когда вы заметили определенные закономерности и определили общие проблемы, нужно разработать правило, которому будете следовать, когда проблема повторится. Запишите это правило, держите постоянно перед глазами, внедряйте его как можно скорее. Так оно превратится в .

Обычные проблемы: 15% фокуса

Обычные проблемы случаются время от времени, но достаточно часто для того, чтобы быть замеченными. Хорошим решением будет использование анализа последствия худшего сценария. Он работает следующим образом:

  1. Что самое худшее может произойти? (событие)
  2. Насколько вероятно, что это случится? (оценочная вероятность)
  3. Могу ли я взять на себя этот риск? (воспринимаемый риск)

Событие, умноженное на оценочную вероятность, равняется воспринимаемому риску. Но этот метод имеет недостаток: он зависит от текущего настроения. В плохом настроении вы можете переоценить угрозу и откажитесь принимать решение. И наоборот.

Однако этот метод значительно лучше, чем не делать ничего, как обычно поступает большинство людей. У нас масса проблем, но мы их не решаем, потому что лень, потому что страшно, потому что лучше ничего не делать, само решится.

Уникальные проблемы: 5% фокуса

Уникальные проблемы редки и их тяжело предсказать. Они похожи на черных лебедей. Плохо то, что думаем мы о них 95% времени.

Расплачиваться за это приходится на двух уровнях:

  1. Мы волнуемся о вещах, которые вряд ли наступят. вызывает ненужный .
  2. Мы тратим время и ментальное пространство, которые могут быть более продуктивно использованы для других целей.

Люди под стрессом заразительны. Когда вы общаетесь с подобными людьми, то сами начинаете испытывать раздражительность.

Лучший способ противостоять уникальным проблемам - быть к ним готовым. Например, вы боитесь, что что-то случится с вашим компьютером:

  • Он сломается
  • Его украдут
  • Вы потеряете доступ к важной и нужной информации

Несмотря на то, что вероятность этого крайне мала, от этих волнений не уйти. Вы можете перебросить свои файлы в облачный сервис и даже в случае потери компьютера иметь к ним доступ. Суть в том, чтобы убирать мысли о таких проблемах из головы.

Желаем вам удачи!

Рано или поздно в любого человека могут возникнуть непредвиденные ситуации и серьезные проблемы, которые требуют срочного решения. Можно попробовать собственные силы или обратиться за помощью. Далее более подробно рассмотрим 10 наиболее эффективных способов решения проблем.

Навигатор по способам

1. Способ. Взгляд со стороны

В первую очередь не следует сразу паниковать. Нужно сесть и успокоиться. Каждая проблема обязательно имеет свой способ решения. Поэтому нужно посмотреть на ситуацию с другой стороны. Рекомендуется искать все доступные источники информации, которые помогут найти ответы на важные вопросы. Только самообладание и трезвый ум помогут справиться практически с любой проблемой самостоятельно. Нужно просто верить в себя и доверять собственным ощущениям.

2. Способ. Обратиться к специалистам

Если самостоятельно не удается найти эффективный способ решения проблем, то всегда можно обратиться к профессионалам. Сегодня существует множество узкоспециализированных специалистов, которые готовы помочь практически в любой ситуации. Профессионалы легко помогут решить любую проблему. Главным недостатком данного метода является то, что за любые услуги придется платить. Но специалист позволит сэкономить каждому время и нервы, что является важными фактором и серьезным преимуществом данного метода.

Интересно: 10 способов преодоления стресса

3. Способ. Обратиться за помощью к близким людям

Если человек оказался в безвыходной ситуации, то стоит просить о помощи друзей и родственников. Близкие люди обязательно помогут ценным советом, деньгами или физическим трудом. Поэтому не стоит терять надежды. Нужно помогать друг другу. Рано или поздно кому-то понадобится и ваша помощь. Поэтому не стоит бояться просить и обращаться к родным и друзьям. Найдутся добрые люди, которые обязательно протянут вам руку помощи.

4. Способ. Изменить фокус

Если во время решения проблемы не возникло ни одной разумной идеи, то нужно сделать паузу. Рекомендуется отдохнуть, переключиться на другой объект, отвлечься от тревожных мыслей. После отдыха с новыми силами нужно подойти к проблеме. Может тогда удастся найти альтернативный и единственный правильный выход из нее. Главное не паниковать и всегда держать себя в руках, чтобы не случилось. Только так можно найти разумное решение практически в любой ситуации. Это обязательно позволит найти способ решения проблем.

Интересно: 10 способов успокоиться без еды

5. Способ. Автоматическое письмо

Это оригинальный способ решения проблем. Для этого нужно просто писать письма. Простой психологический прием, который позволит найти выход из сложной ситуации. Просто нужно постараться описать все основные детали проблемы в письме. При этом можно использовать графики и рисунки. Написанию письма нужно уделять не менее 20 минут в день. В конечном итоге после завершения письма человек сможет самостоятельно решить проблему. Поэтому стоит попробовать этот простой и доступный прием.

6. Способ. Хоопонопоно

Этот способ имеет очень необычное, и даже мистическое название. Но именно так на Гавайях местные жители когда-то решали проблемы. Нужно просто повторять про себя четыре магические фразы, которые помогают успокоиться и найти выход из любой ситуации.

«Мне очень жаль». «Пожалуйста, прости меня». «Я люблю тебя». «Спасибо тебе». Постоянно повторяя эти магические фразы, дает возможность наполнить тело живительной энергией и силой.

7. Способ. Размещение

Немецкий психолог Берт Хеллингер разработал этот эффективный способ решения проблем. Метод позволяет проанализировать ситуацию, которая сложилась. В результате удается установить причины, которые привели к проблеме. Детальный анализ позволяет определить эффективные методы решения той или иной проблемы. Поэтому стоит попробовать использовать эффективные приемы ведущих психологов, чтобы быть счастливым и успешным.

Интересно: 10 способов ответить на хамство

8. Способ. Реинкарнационика

Данный прием заставляет человека погрузиться глубоко в свое подсознание, почувствовать свои настоящие эмоции и чувства. Погружение в воспоминания позволяет найти корень проблемы. Поэтому нужно воспроизвести все события по порядку, что привело к возникновению критической ситуации. Это позволит выявить свои и чужие ошибки, а также взглянуть на проблему с другого ракурса. Глубокий самоанализ позволит каждому познать самого себя. Это в будущем позволит направить свои мысли и планы в правильное русло. Поэтому нужно глобально подходить к решению серьезных проблем.

9. Способ. Задействуйте нетворкинг

Нетворкинг это использование посторонних связей для удовлетворения собственных потребностей. У каждого человека есть родственники и друзья, а они в свою очередь имеют также коллег по работе и друзей. Поэтому можно использовать связи близких людей для решения проблем. Это один из самых эффективных способов решения существующих проблем.

10. Способ. Пресловутая самооценка

Довольно часто критическое отношение к своим возможностям и знаниям мешает в жизни многим людям. Неуверенность в собственных силах и нерешительность не позволяет человеку принять единственно правильное решение. В этом случае нужно пересмотреть отношение к себе и своим возможностям. Рекомендуется поверить в себя. Только самовнушение в собственные возможности помогут найти выход из любой ситуации. Поэтому нужно работать над собой и самосовершенствоваться. Это способ решения проблем после переоценки своих возможностей и умений.

А теперь напиши комментарий!

Процесс решения задачи состоит из таких основных подпроцессов, как:

  • Обнаружение проблемной ситуации;
  • Постановка задачи - строгое определение исходного (данного) и требуемого;
  • Нахождение решения задачи.

Эти этапы можно обнаружить во многих теориях решения задач. Так, стадии постановки задачи и нахождения решения задачи отчётливо видны в теориях последователя Вюрцбургской школы Отто Зельца, гештальт-психолога К. Дункера и когнитивиста Грино, несмотря на все их различия.

Стадии решения задачи в теориях О. Зельца, К. Дункера, Грино

О. Зельц К. Дункер Грино
1. Образование комплекса, в который входят: а) характеристики известного и б) отношения известное-неизвестное, определяющие в) место неизвестного в комплексе. Незавершённость этого комплекса - суть проблемности. 1. Проникновение в проблемную ситуацию - понимание её внутренних связей, восприятие её как целого, заключающего в себе некий конфликт. 1. Построение когнитивной сети, состоящей из элементов известного (данного) и неизвестного (отношения между элементами известного и неизвестного пока не установлены).
2. Запуск интеллектуальных операций: припоминание или создание решения. 2. Нахождение функционального значения решения.
3. Реализация (воплощение) функционального значения в конкретное решение.
2. Построение связей (отношений) между элементами, модификация сети при помощи дополнительной информации из памяти.

Психологические факторы

На ход решения задачи и успешность её решения влияют следующие факторы.

  • Установка :
  • Характеристики субъекта :
  • Эмоцональное (мотивационное) состояние :
  • Предшествующая неудача снижает эффективность решения;
  • Наилучшие результаты имеют место при средней интенсивности мотивации; чрезмерная или недостаточная мотивация приводит к ухудшению результатов (закон Йеркса - Додсона).
  • Знания : могут как повышать, так и снижать эффективность решения (из-за стереотипизации, привычки).
  • Интеллект : люди с низким интеллектом более восприимчивы к установке.
  • Личность : показано, что успешность решения задач связана с 1) гибкостью, 2) инициативой, 3) уверенностью , 4) нонконформизмом , 5) способностью сдерживать движения (очень медленно чертить линии и и т. п.).

Теории решения задач

Информационный подход

С точки зрения информационного подхода задача - это различие между двумя состояниями; задача считается решённой, когда признаки имеющегося и требуемого состояния идентичны. Таким образом, процесс решения задачи имеет место, когда организм или система искусственного интеллекта осуществляет переход из данного состояния в желаемое целевое состояние .

Представители информационного подхода исходили их того, что человек, так же как компьютер , оперирует символами (знаками), следовательно, вычислительные машины можно «использовать как устройства для имитации процесса человеческого мышления» . Модели решения задач, которые они создавали, зачастую одновременно представляли собой компьютерные программы (наиболее известный пример - «Универсальный решатель задач» (англ.) Ньюэлла и Саймона, созданный в 1957 году).

Линдсей и Норман

Линдсей и Норман описывают решение задач следующим образом.

Вся имеющаяся на данный момент информация , относящаяся к задаче, называется состоянием осведомлённости . Решение задачи представляет собой последовательный переход от одного состояния осведомлённости к другому, а затем к следующему и т. д., пока не будет достигнуто требуемое окончательное состояние осведомлённости, т. е. решение. Такие переходы осуществляются с помощью операторов - средств, уменьшающих разрыв между наличным состоянием осведомлённости и тем состоянием, которое последует за ним. Нахождение операторов и составляет главную сложность при решении задачи.

Возможны две стратегии решения: прямой и обратный поиск. 1. При прямом поиске «человек сначала испытывает какой-то метод подхода к задаче, а затем смотрит, продвинулся ли он вперёд в результате его применения». 2. При обратном поиске «человек рассматривает искомое решение, задаваясь вопросом: какой предварительный шаг необходим для того, чтобы прийти к нему? После определения этого шага определяется шаг, непосредственно ему предшествующий, и т. д., в лучшем случае - влоть до отправной точки, заданной в постановке исходной задачи». Обратный поиск осуществляется с помощью анализа средство-результат (сопоставления средств и целей): на каждом шаге данная промежуточная цель сравнивается с наличным состоянием осведомлённости и находится оператор - средство, уменьшающее разрыв.

Имеются два вида операторов: 1) алгоритмы (совокупность правил, гарантирующих результат) и 2) эвристические приёмы (для сложных задач, где не найдены алгоритмы).

Психофизиологические данные

Исследование О. К. Тихомирова

Появлению в сознании решения задачи предшествует эмоциональная активация и чувство близости решения.

Это установил О. К. Тихомиров, изучая процесс решения шахматных задач . Он предлагал испытуемым рассуждать во время решения задачи вслух и параллельно регистрировал их кожно-гальваническую реакцию (КГР), которая служила признаком эмоциональной активации.

Эксперименты показали, что сначала возникает эмоциональная активация . За ней - обычно через 0-0.5 секунд - следуют эмоциональные восклицания («Ага!», «Ой!» и т. п.). За эмоциональными восклицаниями обычно следуют слова, обозначающие чувство близости решения : приближение к неосознанной ещё идее («так-так-так-так», «вот-вот-вот-вот», «наверное…») или ещё неясные результаты поиска («что-то мелькнуло», «что-то есть», «кажется, нашёл», «кажется, решено»); реже это выражение необходимости попробовать («попробуем-попробуем», «интересно-интересно»), сомнения («„а“… „а“… или не „а“?») или сигналы самоостановки («стоп-стоп-стоп-стоп»); ещё реже сразу называется решение. За этим следует решение - называние конкретного принципиального для решения задачи хода, - через 1.5-13.5 секунд после появления эмоциональной активации, в среднем - через 5.5 секунд.

Решение задач животными

Дискуссии относительно механизмов решения задач животными разворачиваются вокруг метода проб и ошибок и инсайта .

Метод проб и ошибок

Торндайк (1889) полагал (и экспериментально демонстрировал), что механизмом решения задач животными является не понимание и рассуждение, а метод проб и ошибок .

Торндайк помещал животных (кошек) в специальные проблемные ящики - клетки «с секретом», выход из которых открывался нажатием на кнопку или рычаг, потягиванием за шнур, петлю и т. п., которые находились в клетке или около самой решётки снаружи. Торндайк обнаружил, что сначала кошки мечутся по клетке и цепляются за всё, что могут достать; в результате этого они рано или поздно случайно задевают механизм, открывающий клетку, и освобождаются. Когда кошку вновь сажают в клетку, её хаотическая активность приводит к успеху немного быстрее, в следующий раз ещё быстрее и т. д. Кривые научения демонстрируют постепеное овладение решением.

Согласно теории Торндайка, животные действуют случайным образом, причём вероятность повторения подкреплённой реакции возрастает .

Однако некоторые данные самого Торндайка говорят против его теории. Так, в случаях с некоторыми «ленивыми» кошками Торндайка «внимание, которое нередко сочетается с недостатком энергии, позволяло кошке быстрее образовать ассоциацию после первой удачи» . А заменив впоследствии (1901) кошек обезьянами, Торндайк обнаружил, что почти все задачи решались «путём быстрого, нередко казавшегося мгновенным, оставления безуспешных движений и выбора правильного... Естественно заключить, что обезьяны, внезапно переходящие от множества беспорядочных движений к одному определенному действию с крючком или задвижкой, имеют понятие о крючке, о задвижке или о том движении, которое они производят»…

Р. Вудвортс отмечает, что «не было обнаружено ни одного случая такого поведения в проблемной ситуации , когда животное бросалось бы на все окружающее без всякого учета объективной ситуации. Животное всегда реагирует на те или иные предметы, и почти всем его реакциям присуща известная степень правомерности. Метод проб и ошибок состоит не в слепых, рассчитанных на случайную удачу движениях, а в испробовании определенных путей к цели. Насколько мы можем судить по поведению животного, у него всегда имеется некоторое схватывание объективной ситуации. Другое дело, что в любой ситуации, которую можно назвать проблемной, это схватывание никогда не бывает с самого начала полным. Ситуация должна быть исследована, а это редко может быть сделано без передвижений и манипулирования. Но даже при первом взгляде на ситуацию общие очертания проблемы вскрываются в достаточной мере, чтобы до известной степени ограничить область исследования и манипулирования».

Инсайт

Решение задач путём внезапного озарения (инсайта) , понимания ситуации, проникновения в её суть описано В. Кёлером . Эксперименты Кёлера демонстрируют следующие примеры того, как это происходит.

  • Курица, видя перед собой цель, отделённую от неё некоторым препятствием (забором), «совсем беспомощна, постоянно налетает, если видит цель перед собою сквозь решётку, на препятствие, беспокойно бегая туда и сюда», и не способна добраться к этой цели иначе как с помощью таких метаний, лишь постепенно приближающих её к цели (что напоминает описания Торндайка). Напротив, собака или ребёнок (например, девочка 1 года 3 мес., едва научившаяся ходить), оценив пространственные характеристики ситуации, могут сразу найти кратчайший обходной путь.
  • Обезьяна способна схватить палку и достать ею еду, находящуюся вне клетки (без всяких проб и ошибок).
  • Случайно соединив две короткие палки, которые по отдельности недостаточно длинны, чтобы дотянуться до еды, шимпанзе тут же достаёт еду получившейся длинной палкой.
  • Шимпанзе влезает на ящик или даже ставит ящики друг на друга, чтобы достать высоко висящий плод.

Использование орудий

Известно, что животные в некоторых случаях способны использовать орудия при решении задач, однако дискуссионным остаётся вопрос о том, в какой мере такое использование является врождённым (инстинктивным), а в какой - проявлением интеллекта .

Примеры использования орудий животными.

Некоторые люди кажутся другим очень талантливыми, способными на разрешение самых сложных трудностей. Но этим выдающимся практикам зачастую присуща одна черта - неосознанная компетентность. Даже не зная ответов на вопросы, они знают, где их отыскать. У этих людей можно научиться правильному подходу к решению проблем. Ведь если волшебной палочки для разрешения трудностей пока не изобрели, то всевозможные методы и техники позволяют каждому человеку и отвечать на актуальные для себя вопросы.

Анализ трудностей

В основе многих методов решения проблем лежит процесс, содержащий в себе четыре основных этапа:

  • Для начала необходимо определить, в чем заключается проблема. Какова ее истинная причина? Как стало понятно, что она в принципе существует?
  • После этого подбирают возможные варианты разрешения данной трудности. Записывают любые идеи, которые приходят в голову.
  • Следующий этап - предварительная оценка вариантов, а затем и выбор наиболее подходящего. Какая стратегия лучше всего подходит именно для этой трудности? А какую осуществить наиболее просто? Возможно, для некоторых стратегий необходимы дополнительные ресурсы - финансы, здоровье или связи с людьми, которых пока нет. И поэтому стоит остановиться на тех способах, которые имеются в распоряжение.
  • Заключительный этап - это воплощение избранного варианта в жизнь. По завершении данного этапа следует ответить на вопрос о том, успешной ли была подобранная стратегия. Это поможет откорректировать действия при возникновении новых проблем, аналогичных предыдущей.

Данный метод анализа в решении проблем является основой для разрешения различных трудностей. На их основе можно составлять всевозможные вариации, адаптированные под индивидуальные особенности человека.

Социальные проблемы: способы разрешения

Под термином «социальная проблема» понимают такие сложности, как безработица, расслоение общества, высокий уровень заболеваемости и смертности среди населения. Методы решения социальных проблем, в первую очередь, заключаются в принятии правительством определенных решений. Выражаются они в законодательных актах правящих органов власти, проведении всевозможных мероприятий, направленных на решение трудности, а также и использование современных интернет-возможностей. Они позволяют заявить открыто о том, что существует определенная проблема. А пользователи интернета выражают свое мнение по определенному вопросу и предлагают различные альтернативные варианты их разрешения.

Управленческие проблемы

В процессе разработки и принятия организационной стратегии лицо, которое принимает решение, может использовать различные методы решения управленческих проблем. Рассмотрим некоторые из них.

  • Двухфазное анкетирование. Позволяет установить главные факторы, которые влияют на текущую ситуацию, посредством индивидуальной работы экспертов.
  • Позволяет получить данные об аналитической зависимости, которая отражает уровень влияния определенных факторов и их показателей на текущую ситуацию. Главным образом такие данные получают из статистического анализа.
  • Экономическая оценка. Позволяет сделать вывод о финансовом состоянии организации. Применяется в условиях доступности бухгалтерских отчетов. Типичная финансовая модель базируется на определении точки безубыточности работы предприятия.
  • Способ контрольных вопросов. Данный метод решения проблем в организации предполагает подведение к ответам с использованием наводящих вопросов. Они могут применяться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обсуждении имеющейся трудности.

Способы разрешения проблем в учебном процессе

Постановка проблемы - один из основных способов обучения. Такой подход позволяет учащимся включить мыслительный процесс, вспомнить предыдущий опыт и знания, связанные с актуальной на занятии трудностью.

Один из основных методов решения учебной проблемы заключается в побуждающем диалоге, который позволяет учащимся выдвинуть гипотезы. Как правило, побуждение осуществляется учителем при помощи стандартной фразы: «Какие есть гипотезы по данному поводу?» Данный вопрос провоцирует выдвижение совершенно любых предположений - как неверных, так и решающих, правильных.

В том случае, если класс молчит, или же учащиеся выдвигают одни лишь ошибочные гипотезы, преподаватель должен дать подсказку к решающей версии. Такая подсказка продумывается учителем заранее при подготовке к уроку. Для устной проверки используется еще одна стандартная фраза: «Согласны ли вы с данной гипотезой или нет? Почему?»

Актуализация сложности

Решение проблемы - метод обучения, позволяющий ученикам наиболее глубоко сконцентрироваться на теме урока. Еще один способ сделать это заключается в актуализации определенной трудности. Например, преподаватель просит класс дать определение термину «атмосферное давление». Затем задает и другие вопросы. Например, отчего над разными участками земной поверхности его показатели могут быть неодинаковыми. Ответ фиксируется мелом на доске. Во время проведения урока преподаватель также рисует различные схемы, которые позволяют еще больше заострить внимание учащихся на той или иной трудности.

Творческие принципы в разрешении трудностей

Процесс креативного мышления делает акцент на следующих основных моментах при разрешении трудностей:

  • Необходимость разделять формирование новых идей и их последующую оценку. Когда происходит мозговой штурм, следует уделить достаточное количество времени, чтобы зафиксировать все новые идеи. Возможных стратегий преодоления препятствий должно быть сформулировано как можно больше. Их не стоит оценивать до той поры, пока мозговой штурм не будет завершен.
  • Проблемы должны быть переформулированы в ясные и четкие вопросы. Побудить себя, другого человека или группу к поиску креативных решений будет намного проще в том случае, если трудность предстанет в форме конкретного вопроса, предполагающего необычный ответ.
  • Использование слов «да, и» существенно поможет развить новую идею. Одно из главных правил импровизации заключается в том, что каждую творческую идею можно быстро загубить словом «но…» («Этот вариант хорош, но…»). Этой коротенькой лексической единицы следует избегать любой ценой. Вместо этого стоит дополнить возможный вариант решения проблемы словами «да, и…».

Данные принципы могут применяться как при индивидуальном решении проблем, так и во время мозгового штурма. Генерацию новых идей лучше всего начать, задавая интересные вопросы и опираясь на те предпосылки, которые уже имеются. А к суждениям и оценкам можно будет приступить позднее - когда штурм будет завершен.

Сформулировать трудность наоборот

Один из наиболее популярных методов творческого решения проблем. В процессе применения данного подхода любое позитивное утверждение необходимо поменять на негативное. К примеру, если есть сложности с поиском новых идей в сфере работы с клиентами, можно представить себе самый худший вариант обслуживания покупателей. Это поможет отвлечься от стандартных подходов, и неожиданные повороты перспективы могут оказаться очень удачными. Техника позволяет автоматически отказаться от критики, помогает увидеть до этого времени не замечаемые комбинации идей.

Произвольный выбор слов

Если стандартные методы анализа и решения проблем не помогают, можно прибегнуть к самым необычным и креативным способам. Смысл данного метода заключается в совершенно случайном выборе комбинации слов. Легче всего сделать это, просто просматривая журнал, книгу или газету. Необходимо открыть любую страницу, а затем наугад водить пальцем до того момента, пока не возникнет желание остановиться. Если же палец остановится на картинке или фотографии, следует воспользоваться названием фрагмента. К примеру, на снимке изображен человек, и палец остановился на его шляпе. В таком случае используется слово «шляпа».

Данная методика подходит и для самостоятельной работы, и для поиска решений в группе. Он позволяет в течение нескольких минут выстроить совершенно новый ассоциативный ряд, который или приведет к новым идеям, или же покажет нестандартное направления для креативного процесса.

Психологические методы решения проблем: использование опыта

История разрешения трудностей в психологии предоставляет большое количество всевозможных идей, которые могут оказаться очень полезными и в теперешней практике.

Еще в далеком 1911 году Э. Торндайк наблюдал за тем, каким образом кошки пытались выкарабкаться из клетки, в которую исследователь их поместил. На основании проделанного эксперимента ученый сделал любопытный вывод: если успех при разрешении проблемы был достигнут способом проб и ошибок, то в следующий раз при возникновении аналогичной проблемы гораздо более велика вероятность использования именно той стратегии, которая оказалась успешной в предыдущий раз. Торндайк назвал этот феномен законом эффекта. вполне может быть использован в качестве эффективного метода решения проблемы. На основании исследований Торндайка можно сделать и такой вывод: опыт прошлого помогает пролить свет на теперешнюю трудность.

Идея гештальт-психологов: репродуктивное мышление

Идеи, выдвинутые Торндайком, были развиты его последователями. Многие из этих ученых были сторонниками гештальт-терапии. Они утверждали, что многие сложности могут быть решены при помощи такого метода как репродуктивное мышление. Смысл данного подхода заключается в том, что повторное воспроизведение опыта из прошлого оказывает существенную помощь в разрешении актуальной проблемы.

Препятствия продуктивности

Гештальт-психологи используют такой подход, который предполагает детальное рассмотрение помех для разрешения трудностей. Две главные помехи заключаются в следующем.

  • Зацикленность. Человек, который в прошлом застрял на определенной стратегии поведения, не может осознать: в актуальной ситуации сегодня этот метод совершенно не работает. Он настолько зацикливается на определенной стратегии, что не замечает отсутствия эффективности своих действий.
  • Неиспользование альтернативных методик. Это когнитивное искажение сходно с предыдущим. Психологи называют его функциональной фиксированностью. К примеру, у человека имеется линейка, но ему требуется отрезать ровный кусочек бумаги. Он фиксируется только на одном способе использования линейки, забывая о том, что ею можно не только измерять предметы, но и разглаживать поверхность бумаги. Тогда оторвать ровный листок будет гораздо проще.

Отсюда можно сделать следующий вывод: лучший метод решения проблем - это нестандартные решения. Под стандартом в данном случае понимается опыт, за который цепляется человек. А также это могут быть и предвзятые представления о своих возможностях, или же об использовании определенного инструмента.

Использование данных методов позволит решить самые сложные трудности в различных сферах. А способы, направленные на активизацию креативного мышления, подтолкнут к созданию собственных подходов для решения трудностей.