Урок «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек. Презентация на тему " почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек" Основные понятия и определения

17.11.2023 Идеи


Тема: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?».

Автор: Сергеева Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов, МБОУ «Илькинская средняя общеобразовательная школа», с.Илькино, Меленковский район, Владимирская область.
Описание материала: предлагаю конспект урока окружающего мира для учащихся 1 класса. На уроке учащиеся создают картину луга, выполняя модели бабочек в технике оригами.

Конспект урока окружающего мира в 1 классе.
Тема:«Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

Цель урока:
познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, дать представление об их взаимосвязи; сформулировать правила поведения на лугу.
Задачи урока:
1.Образовательные:
дать представление о разнообразных видах цветов и бабочек, встречающихся на лугу, формировать умение определять их название с помощью атласа- определителя, дать представление о взаимосвязи между ними, проанализировать поведение людей на лугу
2.Развивающие:
совершенствовать мыслительные операции: анализ, обобщение, сопоставление; развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие; развивать эстетические представления учащихся об окружающем мире.
3. Воспитывающие:
воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края;
воспитывать аккуратность, любознательность.
Оборудование: знаки с правилами поведения в природе; картина луга; маски полевых цветов; модели полевых цветов, выполненные в технике оригами; схемы выполнения бабочки в технике оригами; атласы-определители "От земли до неба"; сухие лепестки роз; костюмы для Муравьишки, Черепахи, Бабочки.
Ход урока:
- Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Начинать урок пора.
(картинка "Солнышко")
- На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- Посмотрите на солнышко, какое оно лучистое и весёлое.Поднимите руку у кого из вас такое же настроение?
- Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любыми трудностями и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу и гостям, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, рабочее настроение.
- Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Какие правила работы в группе необходимо соблюдать?
(не перебивать друг друга, выслушивать других, помогать друг другу, совещаться, не кричать)
- Давайте соединим руки в цепочку и скажем наш девиз: (хором)
Я желаю всем успеха
Буду всем я помогать.
Мы отлично учимся
Всё у нас получится.
- Сегодня мы совершим заочную экскурсию на природу.
- Ребята, а при какой погоде лучше совершать экскурсии?
- К этому уроку вам предоставлялась возможность найти приметы, предвещающие хорошую погоду. Поделитесь своими находками.
К хорошей погоде божья коровка, взятая в руки, быстро слетает.
К хорошей погоде на траве обильная роса.
К хорошей погоде все одуванчики раскрыты
Воробьи летают кучами – к ясной погоде.
Птицы поют весело – к хорошей погоде.
Поздно вечером сильно трещат кузнечики.

- О чём мы должны помнить, отправляясь на экскурсию в природу?
- Найдите среди знаков у вас на партах найдите те знаки, которые говорят о правильном поведении в природе.
Работают по группам.
(Выбирают знаки, затем выходят с ними к доске и комментируют их).
Не ломай ветви деревьев и кустарников
Не рви цветов
Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе
Не лови бабочек, стрекоз и других насекомых.
Не разоряй муравейники.
Не подходи близко к гнёздам птиц. Если оказался около гнезда сразу уходи, иначе птицы-родители могут навсегда покинуть его.
Старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.
Не шуми в лесу, в парке.
Не оставляй в лес, у реки, на лугу мусора.
- Сегодня с нами наши друзья Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. (выходят к доске)
- До лета уже не так долго, но Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха предлагают вам совершить путешествие в лето прямо сейчас. А чтобы узнать в каком месте вы окажитесь, вам необходимо отгадать загадку:
(загадывает Черепаха)
На полянку вы пришли.
Вот трава, а вот цветы.
Порхают бабочки вокруг.
Зовём мы это место... (луг)
(картинка «Луг»)
- Где мы оказались? (на лугу)
- Как вы догадались, что это луг? (Много травы, цветов, бабочек, а деревьев нет)
- Луг – это обширные территории с травяной растительностью. Посмотрите, какие бывают луга.
Луга, которые располагаются по низменным берегам рек и озер в половодье заливаются вешними водами, называются заливными. Когда вода спадет, все вокруг зазеленеет, запестреют цветы, запорхают бабочки. Луга, которые расположены вдали от рек называются суходольными.
- Теперь вы знаете, какие бывают луга. Понаблюдайте и определите, какие луга недалеко от вашего дома.
- Посмотрите, а что принесли наши друзья?
Выходят Муравьишка и Черепаха
У Черепахи в руках картинка с бабочкой, а у Муравьишки - ромашка.
- О чем они хотят нам рассказать сегодня? Попробуйте определить, о чём Муравьишка хочет поговорить на уроке? (О цветах и бабочках)
- Подумайте, на какие вопросы нам сегодня предстоит вместе с Муравьишкой ответить?
- Прочитайте в учебник вопрос, который задал Муравьишка Мудрой Черепахе. Он будет главным, и мы постараемся найти на него ответ.
Учащиеся читают тему урока в учебнике.
- Итак, в конце экскурсии, я думаю, мы ответим на этот вопрос.
- Ну что идём дальше.
Стихотворение И. Сурикова "На лугу".
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.
- Давайте осмотримся вокруг. Что привлекает ваше внимание? (цветы)
Открывается плакат с лугом (без цветов)
- Посмотрите, а вот наш луг. Давайте его тоже сделаем цветущим.
С удовольствием хочу
Все цветы сюда позвать,
Пусть они прекрасным видом
Луг наш будут украшать!
- Какие вы знаете цветы, растущие на лугу?
Учитель загадывает загадки про цветы, выходят дети одевают маску цветка, читают стихи об этом цветке и прикрепляют цветок (выполненный в технике оригами) на плакат
Учитель:
На лугу растут сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (ромашки)
Ученик:
На лугу цветёт ромашка
Скромный беленький цветок,

Что из жёлтого кармашка
Уронила лепесток.
- Ребята, ромашку люди часто путают с другим очень похожим цветком. Это нивяник. Сравните их листья. Посмотрите у нивяника листья цельные (не изрезанные наподобие укропа). Также у нивяника один цветок на стебле. Нивяник внесён в список охраняемых растений.
Учитель:
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (колокольчики)

Ученик:
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики - цветы
Очень вежливы... А ты?
Учитель:
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк.
(одуванчик)

Ученик:
У тропинки одуванчик
Сбросил жёлтый сарафанчик.
Стал пушистым, словно пух:
- Братцы! Как же я опух!
Учитель:
Синее небо упало на луг,
Синим-пресиним всё стало вокруг,
На лугу расцвели, у синей реки,
Как синие небо, цветки… (васильки).

Ученик:
Я – синей небесной сини,
Полевой простой цветок.
От того я – не Василий,
А всего лишь – василёк.
Учитель:
Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет.
(Клевер)

Ученик:
С колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветёт,
И его «пчелиной кашкою»
Называет наш народ.
Учитель:
Звать его нам нечего,
Он и так придёт,
Расцветёт доверчиво
Прямо у ворот –
Солнцем налитой
Цветочек золотой.
(Лютик)

Посмотрите, каким нарядным стал наш луг? А хотелось бы вам собрать букет из этих красивых цветов?
- Сколько дней мы сможем радоваться цветам в вазе?
- А сколько бы они радовали людей, если бы остались на лугу?
- Получается, что срывая цветы, мы губим красоту?
Сценка
Мальчик:
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял
И завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?
Цветок:
Не рви меня, пожалуйста,
Я только день живу.
Дай наглядеться вволю мне
На солнце и весну.
Мальчик:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок…
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ –
Если МЫ сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
- Какой же мы сделаем вывод?
- А из каких же цветов тогда можно собирать букеты?
- Давайте на секунду закроем глаза и прислушаемся.
Включается аудиозапись (Звуки луга)
- Что вы услышали на лугу?
- Действительно, это звуки природы. Их издают животные, которые обитают на лугу.
- А кто там обитает?
(Картинки: шмель, кузнечик, божья коровка, пчела)
- Но есть на поляне такие насекомые, которые не издают никаких звуков, а привлекают наше внимание больше других.
- Муравьишка загадает вам про это насекомое загадку.
Загадка:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
- Давайте представим себя бабочками и немножко отдохнём.
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел, Утром бабочка проснулась. Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела, На четыре - полетела. У реки остановилась, Над водою покружилась,
И тихонько приземлилась.
- Вы, конечно, не раз наблюдали, как в тёплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.
- Красота бабочки в лёгкости и крыльях. Их крылья покрыты множеством чешуек.И если неосторожно схватить бабочку, на пальцах останется цветной налёт из чешуек –пыльца. Крылья бабочек очень хрупкие.
- С чем можно сравнить эту хрупкость?
- Для этого проведём опыт. У вас на столах лежат сухие лепестки роз. Возьмите и сожмите лепесток в руке.
- Что произошло? (лепесток сломался, раскрошился)
- Тоже самое происходит, когда вы ловите бабочку. Крылья бабочек ломаются, она не может перелететь с цветка на цветок и погибает.
- За их красоту люди дали бабочкам красивые имена. Давайте, познакомимся с ними.
- Найдите в Рабочей тетради № на стр.31
- Иногда мы видим красивую бабочку, но не знаем её названия. Для того чтобы узнать название бабочки, существуют специальные атласы-определители бабочек.
- Откройте Атлас-определитель, найдите бабочек и определите их название. В тетради соедините картинку с соответствующим названием.
Работа в парах.
- Многие названия бабочкам даны неслучайно, из-за их окраски
- Каким бабочкам название дано по окраске и почему?(голубянка, желтушка, лимонница, пестрянка)
- Образ бабочки связывается у нас с ярким цветом, солнцем и цветами. Поэтому люди придумали бабочкам красивые имена, вы можете сами узнать тайну происхождения имени бабочки в книгах автора нашего учебника «Зелёные страницы», «Великан на поляне», а так же других книгах домашней, школьной или сельской библиотеки.
Обращение к выставке книг.
- Все эти бабочки спокойно кружат на наших полянках.
- Ребята, понравились ли вам бабочки?
- Захотелось ли вам поймать какую–нибудь?
- Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту! Всякий раз, когда мы видим бабочку, нам хочется сохранить её на память, или поймать для того, чтобы показать друзьям. Давайте себе признаемся, что поймать бабочку, это значит УБИТЬ её!
Беседа о взаимосвязях растений и животных на лугу.
- Подумайте, почему на поляне живёт столько насекомых и особенно много бабочек? (Потому что здесь много цветов.)
- Что даёт бабочкам луг?
- Бабочки и другие насекомые перелетают с одного цветка на другой, потому что они питаются сладким нектаром, а иногда и пыльцой, которые находятся внутри цветков. В процессе питания многие насекомые переносят пыльцу, которая налипает на их туловище, с цветка одного растения на цветок другого. Так происходит опыление. Всё это необходимо для того, чтобы начали образовываться семена у растений. А для чего растению семена?
- Так значит, бабочки не просто порхают на полянах. Наблюдая за природой, можно узнать многие её секреты. Послушайте, что нам расскажет бабочка.
Сценка
Бабочка:
Я бабочка-красавица
Крылья голубые
И разве вам не нравятся
Глаза мои большие?
От восхода до заката
Я летаю на лугу.
И ловить меня не надо,
Потому что не смогу:
Опылять ромашки, розы,
Землянику с лебедой.
Это значит для природы
Обернётся всё бедой!

Ученик:
Нет семян, и нет растений. Чистый воздух вдруг исчез. И тогда порой осенней
В золотой не сходим лес.
- О какой беде рассказали нам ребята? (если погибнут бабочки, то погибнут цветы и другие растения)
- Бабочки и цветы всегда рядом.
- Почему бабочки не могут жить без цветов?
- Почему цветы не могут жить без бабочек?
- Бабочки не могут жить без цветов, т.к. они питаются их нектаром, а цветы не могут жить без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого не будет плодов и семян.
-Сравните свой вывод с выводом учебника на стр.47
Работа с учебником стр.46
- Рассмотрите рисунки на странице 46.Дети пришли на лужайку. Что они делают?
(На рисунке слева: нарвали цветов, поймали бабочку, бросили упаковки от продуктов).
-Что стало с цветами? С бабочкой? (Цветы повяли, мальчик нес бабочку и у нее сломались крылья. Бабочка умерла).
- На лугу, где были эти ребята, помята трава, сломаны цветы, валяется мусор. И уже не летают бабочки. Правильно ли поступили дети? (Нет)
- Ребята, а сейчас попробуйте представить, каким будет луг после того, как уйдут эти дети. Хотелось бы вам вернуться на такой луг?
- Что делают на лугу дети на правом рисунке? (На рисунке справа: фотографируют бабочек, стрекоз, делают зарисовки, любуются красотой луга).
- И что же принесли домой дети со второго рисунка? (фото, рисунки)
- Произошло что-то с цветами, бабочками? (Нет)
- Правильно ли вели себя дети на лугу на первом рисунке? Чего они не знали? (Они не знают правила поведения на лугу)
- Давайте попробуем объяснить, как нужно вести себя на лугу?
Составление памятки (выбирают карточки с надписями и вклеивают в таблицу)
На лугу запрещается:
рвать цветы
составлять букеты
ловить бабочек
оставлять мусор

На лугу разрешается:
наблюдать
делать заметки
зарисовывать
фотографировать
Проверка:
1 группа зачитывает, что запрещается делать на лугу
2 группа зачитывает, что разрешается делать на лугу

Итог урока:
- Молодцы! Послушайте напутствие наших друзей.
Выходят Муравьишка и Черепаха.
Черепаха:
Насекомых берегите,
Руками не давите,
Ногами не топчите!
Насекомые на лугу
Много пользы принесут!
Муравьишка:
Не обижайте муравья,
Его обидеть просто,
Ведь муравьи – они совсем,
Ну, очень маленького роста!
Черепаха:
Пусть живут пауки, бабочки, стрекозы,
Мухи, мошки, комары
В природе все они важны,
Природе нашей насекомые нужны!
- Пришло время ответить на главный вопрос Муравьишки: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» (Они не могут жить друг без друга, если мы рвем цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам)
- Давайте поселим на наш луг бабочек и оживим его.
Работают в паре. Изготавливают бабочку в технике оригами.
- Выходят и прикрепляют на плакат луга на доске.
- Посмотрите, каким ярким и живым стал наш луг.
- Давайте будем стремиться сохранять и приумножать красоту нашего края.
- Скажите, сохранилось ли у вас радостное солнечное настроение. Поднимите солнышко, которое соответствует вашему настроению.
- Поделитесь, какие впечатления, открытия и знания вы возьмёте с сегодняшнего урока?
- Спасибо за работу!

«Легенды цветов» - И остался бы царским пленником, если бы не садовник Георгий… Красивая легенда рассказывает об астре, которая в переводе с греческого означает «звезда». Кружковое занятие по теме «Легенды о цветах». Сирень. Но царский цветок уже вырвался на волю и стал любимым в народе. Ландыш. Несколько капель упали на землю и превратились в лилии.

«Как питаются растения» - 3. Существуют растения хищники. Марена красильная. Выделяется: в атмосферу кислород как побочный продукт фотосинтеза. 1. У растений существует: Байгуватова З.З. Образуются: органические вещества для питания растений. Почвенное питание. Раффлезия Росянка Венерина мухоловка. Органические вещества. Энергия солнца.

«Как питаются животные» - Паук – крестовик бабочка комар. Вывод 1. Проверь свои знания. Питательные вещества расходуются на рост и движение организима. Схема урока. Как и чем питаются насекомые? Зубы ловчая сеть хоботок клешни ногочелюсти стрекательные клетки китовый ус. Схема пищеварения. Как питаются разные животные. Как и чем питается паук?

«Чем питаются животные» - Шимпанзе. Хомяки. Кошки- ещё одни плотоядные животные. Хомякам нельзя давать сладкую, солёную и острую пищу. Белки - травоядные животные. Белки питаются орехами и семенами, грибами и ягодами, не откажутся и от яблок. Волки. Какие фрукты шимпанзе любят больше всего? Конечно, спелые бананы! Плотоядные или хищники едят мясо.

«Как правильно питаться» - Диагностическое направление исследование питания школьников методом опроса и анкетирования. Горячее питание для всех! Чтоб расти и развиваться, нужно правильно питаться! Надо руки чисто мыть! Витаминный стол! Будь здоров всегда- День, неделю, года! Цели и задачи: Готовимся к конкурсу "Чистых тарелок".

«Рисование бабочки» - Из яиц появляются личинки, которые у бабочек называются гусеницами. Как и все насекомые, бабочки откладывают яйца. Второй вариант Бабочка из мультфильма. Многие бабочки и зимуют на стадии куколки. Мы нарисовали бабочку! Внутри куколки происходят разные метаморфозы. Стираем все вспомогательные и уже не нужные нам линии.

Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Школа России»

Учитель МБОУ «СОШ № 8» г.Бийска Калимуллина И.В.

Тема: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек.

Цели: Дать представление о цветах и бабочках луга, их взаимосвязи, познакомить с правилами поведения на лугу; развивать внимание, память, умение самостоятельно добывать знания, устную связную речь; воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение; развивать коммуникативные способности общения со сверстниками и взрослыми.

Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; формулировать правила поведения в природе и соблюдать их.

Ресурсы урока: учебник А.А. Плешакова, 1 класс, слайды с изображением цветущего луга, цветов, бабочек; карточки с названием растений и бабочек, смайлики для оценивания достижений на уроке; картинки с изображением Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи, атласы-определители «От Земли до неба».

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Сегодня солнечный весенний день.

Покажите смайлик, соответствующий вашему настроению.

А есть ли настроение узнать что-то новое на уроке?

Желаю вам плодотворной работы в открытии новых знаний.

Показывают смайлики настроения

II.Самоопределение к деятельности

III.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

IV.Постановка учебной задачи

Начнем урок с отгадывания загадки.

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

(Прикрепляю на доску бабочку)

Как думаете, что я поместила на обратной стороне картинки?

Почему так думаете?

Кто знает, почему бабочки связаны с цветами?

Кто из вас прав, узнаем немного позже.

Кто догадался, о чём же будем говорить сегодня на уроке?

Прочитайте тему урока в учебнике.

Муравьишка Вопросик вновь приглашает нас к себе в гости. А вот куда, узнаете, отгадав загадку. Её нам прочитает…

Появляется слайд с изображением луга.

Как вы думаете, а для чего приглашает Муравьишка Вопросик на луг?

Ребята, давайте поставим учебные задачи на урок.

Ребята, а что и кто может нам помочь решить учебные задачи?

Бабочка

Цветочек.

Предлагают свои варианты ответа.

О взаимосвязи цветов и бабочек.

Читает заранее подготовленный ученик:

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой

И жёлт, и синь, и ал. (Луг)

Ставят задачи:

Узнать:

1.Какие цветы растут на лугу?

2.Какие бабочки живут на лугу?

3.Как связаны бабочки с цветами?

4.Услышать звуки природы.

5.Научиться правилам поведения на лугу.

Отвечаю т:

1.Учебник

2.Атлас-определитель

3.Учитель

V.«Открытие»

нового знания

Итак, тему определили, задачи поставили. Можно приступать к работе.

Ребята, закройте глаза и представьте, что бы вы услышали, если сейчас оказались на лугу?

А что бы увидели?

А что бы почувствовали?

Ребята, а какие луговые цветы вы знаете?

У меня на столе лежат картинки с изображением цветов. Выберите картинку со знакомым цветком и прикрепите на луг.

А каких бабочек вы знаете?

Где вы их встречали в природе?

Бабочки - одни из самых красивых живых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: Махаон, Адмирал, Зорька, Лимонница.

Кто догадался, почему бабочку назвали Лимонница?

Посмотрите внимательно на наш луг. Кого же там не хватает?

А появятся на лугу они после того, как вы выполните задания в учебнике на странице 46.

Посмотрите, какие чудесные бабочки нарисованы в учебнике! Подумайте, какие могут быть у них названия и на каких цветах они сидят.

А теперь попробуйте узнать названия этих красавиц и цветов, на которых они сидят с помощью атласа-определителя.

Работа в группах

На картине с изображением луга появляются бабочки : голубянка, пестрянка, зорька.

Появляются цветы: нивяник, таволга, короставник и карточки с их названием на доске.

Да.

Жужжание насекомых, пение птиц, шелест травы

Цветы, бабочек, травы, …

Аромат цветов, лёгкий ветерок, …

(Ромашка, колокольчик, одуванчик, …)

Выбирают знакомый цветок и прикрепляют к картине с изображением луга.

(Лимонница, капустница, адмирал, павлиний глаз…)

Лимонница – жёлтая, как лимон.

Бабочек.

Ответы детей.

1 группа . Определяет название бабочек

2 группа. Определяет название цветов

Самопроверка по учебнику (стр.88)

VI.Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз- росой она умылась,

Два –изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела.

На четыре – полетела.

У цветка остановилась,

Над лужайкой закружилась.

VII.Первичное закрепление

Продолжение работы.

Работа в группах

- Рассмотрите рисунки ниже. Составьте рассказ по этим рисункам.

Сделайте выводы.

На какой луг вам приятно приходить?

Посмотрите, что принесли домой дети с первого рисунка?

Что стало с цветами? С бабочкой?

А что принесли домой дети со второго рисунка?

Стало что-то с цветами и бабочками? Почему они не улетели?

Наблюдая за природой, можно узнать многие секреты.

Как вы думаете, а почему бабочки и цветы всегда рядом?

Почему бабочки не могут жить без цветов?

Кто знает, что такое нектар?

Давайте найдём это слово в словаре С.И.Ожегова и прочитаем.

НЕКТАР- сладкий сок, выделяемый цветами медоносных растений.

А почему цветы не могут жить без бабочек?

А хотите убедиться, правильно ли мы думаем?

Тогда прочитайте интересные факты, с которыми вас хочет познакомить Мудрая Черепаха.

Используя эту информацию, сами расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек.

Так, кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

1 группа – описывает рисунок слева.

2 группа - описывает рисунок справа.

Примерные рассказы детей:

1) На луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из – под газированной воды и стаканчики. На лугу стало некрасиво, не видно больше бабочек.

2) На луг пришли дети. «Ах, как тут чудесно!» - сказали они. Алёша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные дети стали делать зарисовки. Им тут очень понравилось. Дети ушли, а бабочки по-прежнему порхали с цветка на цветок.

Выводы детей.

Букет, бабочку.

Фотографии, рисунки.

Бабочки не могут жить без цветов, а цветы без бабочек.

Они питаются нектаром.

Потому что бабочки их опыляют. Без этого у цветов не будет плодов и семян.

Да.

Чтение в парах информации Мудрой Черепахи на стр.47 в рубрике «Знаете ли вы что…»

Они не могут жить друг без друга.

VII. Включение в систему знаний

Как же мы должны вести себя на природе, чтобы не навредить ей?

Назовите правила поведения на лугу с частицей «НЕ» и со словом «МОЖНО».

А теперь давайте прочитаем текст выделенный жирным шрифтом в учебнике на стр.47 и узнаем, как думает об этом Мудрая Черепаха.

Работа в группах

1 группа: 1) Не ловить бабочек

2)Не рвать цветы

3)Не бросать мусор

4)Не кричать

5)Не включать громко музыку

2 группа:

1)Наблюдать

2)Рисовать

3)Фотографировать

Читают текст

VIII.Рефлексия

Жёлтый смайлик – улыбается, потому что на все вопросы урока найдены ответы.

Зеленый смайлик – не улыбается, потому что были допущены ошибки, и их нужно исправить.

Красный смайлик – огорчён, потому что мы не ответили на вопрос и придётся начать сначала.

Оценивают свою работу.

IX.Итоги урока

Вернёмся к учебным задачам.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Приведите примеры цветов и бабочек луга.

Какие правила поведения в природе мы будем соблюдать?

Почему необходимо соблюдать эти правила?

От этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы.

Так мы не причиним вреда природе, зато узнаем многие её секреты!


Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Цель урока: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; посредством мыслительных операций в ходе групповой формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
  • формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
  • расширение кругозора детей;

2. Развивающие:

  • развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
  • совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;
  • развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

3. Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
  • воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;
  • воспитание усидчивости, аккуратности, любознательности.

Информационная карта урока

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок – виртуальная экспедиция

Интегрированный: окружающий мир, ИКТ.

Продолжительность урока : 45 минут

Программа: Школа России

Учебник: А.А.Плешаков “Мир вокруг нас” 1 класс,

рабочая тетрадь к данному учебнику

Материально-техническое оснащение:

Для учащихся:

  • компьютеры, презентация
  • учебник, рабочая тетрадь, карандаш

Для учителя:

  • компьютер;
  • презентация к уроку;
  • схемы знаков, которые можно установить в природе;
  • атлас-определитель бабочек
  • книги, энциклопедии о животных

План урока

1.Организационный момент

2. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

3. Постановка проблемного вопроса

4. Беседа о растениях и животных луга

  • Физминутка

5. Беседа о взаимосвязи растений и животных на лугу

6. Итог беседы.

  • Работа с учебником

7 .Экологическая задача.

8. Релаксация

9. Работа на компьютерах.

10. Итог урока

11. Творческое задание.

Ход урока

1.Организационный момент Слайд 1

1«А»

Тема : «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?»

Тип урока : Открытие новых знаний

Цель : Создать условия для ознакомления учащихся с цветами и бабочками луга; изучить правила поведения в природе.

Задачи урока:

1.Образовательные:

Знакомство учащихся с цветами и бабочками луга;

Формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;

Расширение кругозора детей;

2.Развивающие:

Совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;

Развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;

Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

3. Воспитательные:

Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;

Воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;

Воспитание усидчивости, аккуратности, любознательности.

Оборудование:

Для учителя:

    Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор,

    Для учащихся:

Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Анатольевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Рада видеть вас.

Дети здороваются. Внимательно слушают учителя. Проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний

Ребята, на прошлом уроке вы проходили тему «Почему их так назвали?»

Я права?

А теперь скажите, почему подорожник назвали именно так? Медуницу? Недотрогу?

А жука-оленя? Жука-носорога? Жука-слона?

Введение в тему

Ребята, какое сейчас время года?

Какое ваше любимое время года?

А хотели бы вы, чтобы сейчас было лето?

Прекрасно!

До лета ещё долго, но Муравьишка Вопросик, Мудрая Черепаха и я предлагаем совершить сегодня путешествие, оказаться летом…, а где, догадайтесь сами.

Зелёное, зелёное
Сегодня всё вокруг
Зелёными травинками
Шумит зелёный... (луг)

(Показать картинки с изображением луга)

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

На нем разбросаны букеты.

Давайте с вами посмотрим небольшое видео про луг.

Кого и что вы увидели на нем?

Что там растет?

Кто на нем обитает?

Мысленно перенесемся на луг, представим себе, как мы гуляем по нему, представим себе всю его красоту. Особенно он красив весной и летом!

Отвечают на вопросы учителя. Слушают стихотворения. Отгадывают загадки. Смотрят видеоматериалы.

Определение темы

Как надо вести себя на лугу, чтобы после нашего ухода он не стал тусклым и бесцветным? Об этом поговорим на уроке.

Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Освоение учебного материала и формирование УУД

Что же такое луг?

Луг – это большая территория с травянистой растительностью.

А что мы можем увидеть на лугу?

А какие звуки мы бы услышали?

Поднимите руки, кто из вас был на лугу.

Где располагаются луга? (Луга располагаются по берегам рек, озёр, на краю леса и высоко в горах.)

Послушайте стихотворение о растениях луга. Будьте внимательны, т.к. я потом задам вопросы.

Что растёт?”

На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка.
Что ещё? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ, как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки.
Граммофончики-вьюнки.
Ещё много разных травок
У тропинок и канавок
И красивых и пушистых, разноцветных и душистых.

Много ли растений и цветов можно увидеть на лугу?

Перечислите те, которые вы запомнили.

Молодцы, ребята.

Давайте с некоторыми из них познакомимся поближе.

Лютик

Звать его нам нечего,
Он и так придёт,
Расцветёт доверчиво
Прямо у ворот
Солнцем налитой
Лютик золотой.

- Ярко-желтые блестящие цветки лютика можно увидеть с мая до осени, он цветет все лето. Растет лютик на лугах, сыроватых полянках, в оврагах, по берегам рек, вдоль дорог, на огородах. Лютик - самое обычное растение, но оно ядовитое. Животные это знают и не едят его.

Ромашка

Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки -
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.

- Ромашка - род многолетних цветковых растений семейства Астровые или Сложноцветные. Невысокие, цветущие в первый год жизни, часто пахучие травы.

Колокольчик

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А вы?

- В пышном разнотравье июньских лугов голубыми, синими, лазоревыми огоньками вспыхивают издали заметные цветки колокольчиков. У разных колокольчиков цветки имеют одинаковый вид – форму колокола, образованного пятью сросшимися лепестками. В народе колокольчики еще называют звонцами, звоночками, бубнами.

Клевер

Здесь, у рощицы березовой,
Где к лугам сбегает рожь,
Кашки белой, кашки розовой,
Кашки алой – не сочтешь!
С колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветет,
И его “пчелиной кашкою”
Называет наш народ.

- Луговой клевер встречается на лугах и лесных полянах. Его цветки можно видеть с конца мая до осени. В них очень много сладкого нектара, поэтому клевер часто навещают пчелы. Клевер специально сеют на колхозных полях, так как он дает питательное сено для животных. Цветки клевера используют в медицине. Вот такое это полезное растение.

Одуванчик

незабудка

цветы, траву, насекомых

Жужжание насекомых, пение птиц

Физкультминутка

На доске

Продолжение работы по теме

Послушайте ещё 1 загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся -
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел. (Бабочка)

Бабочки одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливая и яркая окраска их крыльев поистине сказочная. Именно на лугу можно встретить огромное количество бабочек.

Бабочки не могут жить без цветов, как и цветы не могут жить без бабочек.

Послушайте об этом стихотворение.

Цветок всю ночь готовит "мед",
И бабочку сластену в гости ждет.
Бери, мол, но как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу...
И бабочка несет ее, и вот –
Цветок увял, и зреет плод.

Что даёт цветок бабочке? А чем помогает бабочка цветку? Познакомимся с некоторыми бабочками поближе.

За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.

Познакомимся с ними.

Вот летает адмирал

С красными полосками.

Адмирала я узнал

По наряду броскому.

Бабочка есть махаон

Хороша со всех сторон.

Крылья не простые,

С узором золотые

Посмотрел с цветка на нас

Расписной павлиний глаз.

Бабочка как сказка.

Зовут павлиноглазка.

Бабочка с хвостами,

Полюбуйтесь сами.

Окрашена броско,

Крылышки в полоску.

Бабочки – крапивницы –

Нынче именинницы.

На листках крапивы

Нарядны и красивы.

К сожалению, в природе мы не можем полюбоваться всеми бабочками. Некоторые виды уже исчезли. А некоторые занесены в Красную книгу, потому что и они находятся на грани исчезновения.

. Работа по учебнику.

Рисунок с. 34

Рассмотрите верхний рисунок. Какой красивый луг, правда?

Но вот на луг пришли дети.

Как ведут себя дети на рисунке слева? Хорошо ли они поступают?

А как ведут себя дети справа? Фотографируют бабочек, стрекоз, рисуют.

Рисунок на с. 35

- Если мы сорвём цветы на лугу и принесём их домой, то они порадуют нас день-два и букет завянет. Если мы поймаем бабочку и некоторое время подержим её в руках, она погибнет, т. к. на наших пальчиках останется пыльца с крылышек и бабочка не сможет улететь.

Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга?(нет)

Прочитаем объяснение Мудрой Черепахи.

Почему бабочки не могут жить без цветов? (они питаются их нектаром)

Почему цветы не могут жить без бабочек? (бабочки опыляют их, без этого у цветов не было бы плодов и семян)

Кто же догадался, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? (Они не могут жить друг без друга)

Значит, если мы рвём цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам. Ведь они не могут жить друг без друга.

А как вы думаете, только ли на лугу и только ли летом не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

Резервное задание

Рабочая тетрадь с. 32. № 3.

Раскрась картинку

Подвод итогов и выводов. Рефлексия.

Итак, наш урок подходит к концу.

Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

Что вам запомнилось больше всего?

Вам понравился урок?

Молодцы! Спасибо за работу.

Ответы детей