Алгоритм подготовки и проведения похода. Подготовка к походу Основная цель тщательной подготовки к походу

16.03.2024 Жизнь и бизнес

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ТУРИСТСКОМУ ПОХОДУ

Материал подготовила:

МБОУ ДОД СЮТур

Успех туристского путешествия зависит от множества самых разных причин: интересный, правильно построенный маршрут, соответствующий силам и опыту группы; достаточная подготовка каждого участника - физическая, техническая, а для руководителя - и тактическая; продуманное оснащение группы всем необходимым (снаряжение, продукты питания, медикаменты); строгое соблюдение правил безопасности на маршруте; в некоторой степени - благоприятная погода.

Однако при самом удачном стечении внешних обстоятельств, при самой тщательной подготовке поход может не доставить туристам радости, если между ними сложатся нездоровые отношения. Конфликты в группе могут не только испортить впечатление от путешествия, но и привести к серьёзным происшествиям. Значит, среди важнейших факторов успеха должен быть назван и психологический климат в туристской группе.

Удовольствие, полученное участниками туристского похода от совершённого ими путешествия, а в некоторых случаях и его благополучный исход зависят от психологической подготовленности туристов. Психологическая подготовка призвана сформировать у каждого туриста и всей туристской группы в целом психологическую готовность оптимально действовать в самых сложных, непредвиденных ситуациях.

В походах мы проживаем ещё одну жизнь. По насыщенности событиями, эмоциональными переживаниями эти недели зачастую равны многим месяцам в городе. Увлечение людей туризмом, в том числе и спортивным, растёт на глазах. К туризму приобщаются люди всех возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся по своему культурному уровню и физическому развитию. Но интерес к туризму играет далеко не одинаковую роль в жизни тех, кто им занимается. Соотношение между интересом к туризму и другими интересами человека подвержено весьма существенным колебаниям как у разных людей, так и у одного и того же человека в разные периоды жизни. Диапазон таких колебаний ограничен двумя полюсами. На одном из них - отношение к спортивному путешествию как к возможному варианту отдыха (наряду с поездкой на курорт, в гости к родным, экскурсионной поездкой на теплоходе и пр.). На другом полюсе - фанатическое отношение к туризму, который поглощает все прочие интересы и становится главным смыслом жизни. Работа, учёба, повседневный быт рассматриваются как паузы между походами. Ожидания, с которыми человек обращается к туризму, сложны, множественны и чаще всего недостаточно осознаны. Далеко не каждый может дать вразумительный ответ на вопрос: «Зачем идёте в горы вы?», тем не менее путешествия в горах завоевывают всё большую популярность.


Отправляясь в поход, люди, по собственной инициативе попавшие в туризм, преследуют разнообразные цели:

Ø Спортивные: выполнение разрядных нормативов, тактико-техническое и физическое преодоление природных трудностей (зайти на определённую вершину, пройти препятствие определённой сложности), спортивный рост. Причём здесь выделяется 2 пути:

а) пройти наиболее рационально, интеллектуально,

б) пройти как можно скорее, напористо, подчиняя всё своей воле.

Ø Преодоление себя (моральное и физическое), самоутверждение. Причём сюда попадут и те, у кого энергии избыток и те, у кого её так мало, что им необходимо снова и снова доказывать себе и окружающим её наличие.

Ø Борьба с соперниками (прямое (специальные очные и заочные соревнования по итогам проведённых походов) и косвенное (в процессе спортивного роста, при выполнении нормативов и получении очередных разрядов, званий и титулов - "туристская карьера"), соперничество.

Ø Учебные (научиться разводить костёр, ставить палатку, ориентироваться на местности и т. д.)

Ø Экскурсионно-познавательные (повидать какие-то края, например, Алтайские горы, сибирскую тайгу, тундру, познакомиться с бытом и нравами людей, населяющих их, посетить места, связанные с жизнью и деятельностью известных людей, исторические, архитектурные, природные объекты и т. д.)

Ø Военно-патриотические (пройти по местам боёв Великой Отечественной войны).

Ø Цели, связанные с выполнением общественных заданий (собрать гербарий, провести простейшие гидрологические измерения).

Ø Оздоровительные цели (укрепление организма, улучшение самочувствия, снятие напряжения после трудовой недели; д анные исследований Научно-исследовательского института Академии педагогических наук свидетельствуют о том, что для поддержания здоровья – и физического, и психического – человек должен проводить на природе минимум 200 часов в год ).

Ø Коммуникативные (поиски общения, у родителей это может быть поиск новых путей к собственным детям).

Ø «За компанию» (особенно типично для первых походов).

Ø Любопытство – просто посмотреть, что это такое – горы или посетить определённый район.

Ø Найти супруга/супругу.

Ø Отдых, переключение на другой вид деятельности , отвлечение от ежедневных проблем, бегство от трудной ситуации.

Ø Эстетические (насладиться красотой окружающего пейзажа, пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом, испытать на себе воспетое поэтами очарование этого времени года).

Ø Романтика: костры, песни, даже лишения.

Ø Экзотические, например, созерцание, занятие разными духовными практиками.

Ø Дань моде.

Ожидания лиц, пришедших в туризм без особой инициативы со своей стороны, как и само обращение их к туризму, носят случайный характер, и поэтому трудно предвидеть их поведение в путешествии.

Возможно сочетание нескольких целей, но в этом случае необходимо чётко выделить среди них главную. Множество одинаково важных целей приводит к хронической нехватке времени, спешке, постоянной необходимости отдать предпочтение одному из двух одинаково важных дел, незапланированно-высоким физическим нагрузкам, нервотрёпке, всеобщей раздражительности, измученности, конфликтам. Да, кроме всего, пытаясь выполнить несколько взятых на себя заданий, туристы обычно не могут как следует выполнить ни одного. Поэтому при организации похода цель должна быть не подразумеваемой, а словесно сформулированной и доведённой до сведения каждого участника похода на стадии подготовки похода. Во избежание разочарований необходимо, чтобы цели у участников группы совпадали.


Результат любого путешествия, похода оценивается каждым человеком в зависимости от того, насколько удовлетворены личные ожидания.

В зависимости от целей и ожиданий участника путешествия и степени их выраженности (силы) происходит:

а) формирование личного вероятностного прогноза;

б) объединение в группу с одними людьми и противопоставление другим.

Схематически прогноз участника похода можно представить следующим образом:

Участник путешествия

надеется, что

опасается, что

маршрут похода

будет интересным, разнообразным, достаточно трудным, но посильным

может оказаться скучным, однообразным, чрезмерно сложным или слишком простым

группа

будет дружной, веселой, с общими интересами

может оказаться конфликтной, унылой, разобщенной

руководитель (инструктор)

будет компетентным, толковым, тактичным, выдержанным

может оказаться некомпетентным, неорганизованным, бестактным, несдержанным

погода

будет хорошая

может быть плохой

неожиданности

встретятся лишь радостные, приятные

могут произойти неприятные (ЧП, болезни, непреодолимые преграды)

программа путешествия

будет выполнена

может сорваться

Приведенный перечень может быть дополнен, но нас сейчас интересует его структура, а не детали. В результате левая колонка (со всеми возможными добавлениями) образует положительную модель ситуации в сознании человека, а правая - отрицательную. У каждого человека обе модели складываются на основе жизненного опыта и в значительной степени зависят от личных особенностей.

Сталкиваясь с реальностью, человек оценивает её, сопоставляет с обеими моделями. Происходит это (как и формирование самих моделей) большей частью неосознанно. Бесспорно, ситуация, полностью совпадающая с положительной моделью (или превосходящая её), вызовет у человека удовольствие. Но действительность редко балует нас полным соответствием нашим ожиданиям. Обычно какие-то из них сбываются неполностью или совсем не сбываются. Тем не менее, общее впечатление от путешествия может быть положительным, особенно если несбывшееся будет компенсировано превышением других ожиданий. Это относится ко всем пунктам схемы, кроме одного - "неожиданности". Можно остаться довольным походом, который проходил при очень плохой погоде, в котором не удалось многого увидеть, выполнить всю намеченную программу. Поход может понравиться вопреки каким-то неприятным взаимоотношениям в группе. И даже не очень хороший руководитель может его не испортить. Но если при полном благополучии в путешествии человек не столкнется с приятными неожиданностями (неважно, в чем именно они будут выражаться) - такое путешествие не принесет радости, удовольствия. Оно будет скучным, обыденным. Поход, похожий, как две капли воды, на предыдущий, не доставляет такого же удовольствия, зачастую вызывает даже разочарование. Положение можно сравнить с тем, как относится здоровый человек к своему самочувствию: тот, кто привык чувствовать себя здоровым, не испытывает радости по этому поводу. Он просто, не задумываясь, пользуется своим хорошим самочувствием.

Но, допустим, события принимают нежелательный оборот, и ситуация приближается к отрицательной модели. В подобных случаях человек не ограничивается простой констатацией фактов. Варианты, предусмотренные правой колонкой, не просто вероятны - каждый из них нежелателен для человека. С появлением признаков их реализации он настораживается и - хочет того или нет - готовится к защите. В качестве защиты выступают поведенческие навыки ("шаблоны поведения"), сформировавшиеся на основе предшествующего опыта. Могут быть использованы и развитые представления о том, как надо поступать в той или иной ситуации, основанные лишь на знании и не подкрепленные личным опытом.

Однако если характер опасности человеку не вполне ясен, то он, естественно, не может противопоставить ей определенный защитный шаблон. В этих случаях человек остро переживает свою неподготовленность к опасности. Поэтому в ситуации неопределенности, таящей в себе возможности разного рода неприятных неожиданностей, человек испытывает чувство внутреннего напряжения, растерянность, страх. В результате, в состоянии тревожного ожидания готовность к действиям может оказаться резко повышенной или чрезмерно заторможенной. Причем наряду с реакциями, в какой-то мере соответствующими обстановке, могут включаться и относительно посторонние (все это напоминает картину фальстарта у спортсменов: срывается раньше времени один и увлекает за собой остальных). Так, случайно оторвавшись от группы, неопытный турист вместо трезвого анализа ситуации зачастую начинает поспешно и бессистемно действовать, что приводит к окончательной утрате ориентировки. В личных отношениях источником бурных или чрезмерно широких реакций часто оказывается не вполне ясный чужой поступок или двусмысленное высказывание. Возможно и прямо противоположное поведение, когда в сложной, опасной обстановке человек бездействует и даже проявляет благодушие за счёт недостаточного включения или полного отсутствия защитных реакций.

Но объективный результат как отдельных путешествий, так и занятий туризмом в целом выходит далеко за рамки удовлетворения индивидуальных ожиданий. Так, туризм развивает многие ценные черты личности (патриотизм, коллективизм , мужество, любовь к природе, жизнерадостность и др.), формирует новые интересы, способствует развитию силы и выносливости. Причём происходит это независимо оттого, ставит перед собой подобную задачу человек, занимающийся туризмом, или нет.

Туристские походы являются не только средством массового отдыха, нередко они требуют предельного напряжения духовных и физических сил, экзаменуя туристов по психологической совместимости и морально-волевой устойчивости. Многие ценные сведения о поведении людей в сложных природных условиях (высокогорья, при низких и высоких температурах), в малонаселенных районах были получены во время туристских походов, экспедиций А. Бомбара, Т. Хейердала, экспедиций «Комсомольской правды». Накопленные наблюдения и результаты специальных исследований, в свою очередь, могут быть использованы непосредственно для психологической подготовки к туристскому походу.

Тем не менее, психологические факторы не всегда учитываются при организации путешествий или обучении инструкторов. По всем другим вопросам туризма существует общедоступная методическая литература, а маршрутно-квалификационные комиссии и контрольно-спасательная служба тщательно проверяют готовность групп к предстоящим походам по соответствующим нормативам. Лишь психологическую подготовку каждый инструктор или руководитель проводит, исходя преимущественно из собственного опыта, собственных ошибок.

Комплексная психологическая подготовка состоит из индивидуальной и групповой подготовки. Индивидуальная психологическая подготовка, прежде всего, предполагает получение исчерпывающих сведений о районе путешествия и его цели. Участники предстоящего похода должны соразмерить свои возможности с вероятными трудностями. Легкомыслие, завышенная самооценка могут привести к разочарованию, конфликту с группой, сходу с маршрута, а то и к более тяжелым последствиям. Сказанное относится не только к новичкам, но и к опытным туристам. В этом плане наиболее опасны походы по плохо освоенным туристами районам, о которых трудно получить необходимые сведения. Нередко реальные условия похода значительно отличаются от ранее сложившихся представлений.

Однако сами по себе знания о возможных трудностях не гарантируют успеха. Не менее важны практические навыки и умения, которые могут быть приобретены только в тренировочных походах, максимально приближённых к условиям предстоящего путешествия. Впрочем, опыт показал, что при столкновении с неожиданными трудностями наилучшим способом действуют отнюдь не самые опытные или физически сильные туристы. Нередко более важным оказывается способность сохранить стойкость и душевное равновесие, оптимизм, мобилизовать себя и товарищей на преодоление трудностей. При этом на помощь туристам могут прийти некоторые приёмы психической саморегуляции (аутогенной тренировки). Этим приёмам посвящены многие популярные и научные публикации , поэтому для иллюстрации мы приведём классическую формулу самовнушения, предназначенную для снятия физической усталости и психической напряжённости:

«Я совершенно спокоен, правая (левая) рука расслаблена, она наливается теплом, тяжелеет. Сердце бьется ровно и спокойно. Дыхание ровное, спокойное, дышится легко, солнечное сплетение излучает тепло. Лоб холодный».

Целенаправленное самовнушение лучше всего производить в состоянии релаксации (мышечного расслабления), но его значение не следует переоценивать. Это лишь вспомогательное средство. Основное внимание следует сосредоточить на сознательной дисциплине, собранности. Сказанное относится и к внешнему виду туристов, режиму питания, соблюдению норм гигиены, умению переключаться, сохранять чувство юмора.

Сложный и продолжительный поход - серьёзное испытание физических и духовных сил человека. При больших физических нагрузках ослабляются внимание, память, снижается общая работоспособность, может появиться апатия, безразличие к окружающему. Особенно характерно такое психологическое состояние для условий высокогорья, где физическая нагрузка отягощается кислородным голоданием («горная» болезнь), а также при низкой и высокой температуре воздуха. Эффективным средством воздействия руководителя группы на туристов, потерявших уверенность в своих силах, служит внушение , например по формуле: «Ты можешь идти, ты должен идти, ты будешь идти, ты пойдёшь!»

Нельзя забывать о том, что туризм - коллективный вид деятельности; известно немало случаев, когда группа, состоящая из хорошо подготовленных опытных туристов, оказывается недееспособной из-за внутренних раздоров и противоречий. Формирование туристской группы, способной совершать походы высшей категории сложности,- длительный и сложный процесс. При этом приходится практически решать множество социально-психологических проблем, связанных с групповой совместимостью, лидерством, руководством, влиянием группы на личность и личности на группу, формированием благоприятного психологического климата и предупреждением конфликта и т. д.

Формальная группа – это группа, сформированная на основании каких-либо документов, во главе её стоит руководитель (например, ваша учебная группа СЮТур, группа из школьного класса, института, производственного коллектива). Неформальная группа – это группа, сформированная на основе личных симпатий, привязанностей, общих потребностей, этой группой управляет лидер. Большинство туристских групп относятся к неформальным и образуются следующим образом: несколько человек объединяются, находят руководителя со стороны или выдвигают его из своих рядов, или обратный процесс – руководитель подбирает группу «под себя» в зависимости от преследуемых им целей. Пример: объявление в Интернете: «Приглашаю в поход 2 к. с. любителей стихов и философских бесед».

Специалисты по социальной психологии различают несколько уровней контактных групп. Исходной точкой отсчета является группа-конгломерат - совокупность ранее непосредственно незнакомых людей, собранных в одно время и в одном месте. Это может быть вновь сформированная группа самодеятельных туристов (собранная по Интернету) либо группа плановых туристов, только что прибывших на турбазу по путевке. По мере знакомства внутри группы образуются связи, симпатии и антипатии, постепенно выкристаллизовывается определенная структура межличностных взаимоотношений. Но складывающиеся отношения недостаточно прочны и надежны, во многом случайны. Психологический климат, лицо группы, ее традиции формируются с первых же минут общения. Кто-то пришел с другом, другие в одиночку, один разговорчив и собрал вокруг себя слушателей, другой замкнут и держится обособленно. На первых порах формирование группы носит стихийный характер, зависящий от индивидуальных особенностей туристов. Важно своевременно направить формирование группы в должном направлении, иначе стихийно сложившиеся микрогруппировки будут угрожать расколом. При должном руководстве группой межличностные отношения станут более насыщенными, тесными, богатыми содержанием.

В зависимости от численности группы ее внутренняя структура может усложняться «по вертикали» и «по горизонтали». По мере нарастания групповой сплоченности появляется тенденция к обособлению от других групп и коллективов. При «автономизации» туристы как бы растворяются в группе, появляется разграничение на «мы» и «они». Тенденция к обособлению и замкнутости туристской группы ведет к появлению узкокорпоративного духа, групповому эгоизму, при котором личные и групповые интересы оказываются подчас сильнее общественных.

Отличительной чертой «схоженных» туристских групп-коллективов является высокая общественная активность, готовность прийти на помощь товарищам, попутчикам. В таких коллективах сильны традиции, интересы туристов разнообразны, они много времени проводят вместе. Большое значение имеет преемственность целей. После завершения похода группа не распадается, а ставит перед собой новые, более сложные задачи. Члены туристского коллектива требовательны и принципиальны, они много внимания уделяют подготовке новичков. Многие туристы даже после окончания своей спортивной карьеры долго сохраняют связь с коллективом.

Развитие исходной группы-конгломерата может приобрести и нежелательное направление, если ее члены будут стремиться прежде всего к достижению собственных эгоистических целей в ущерб своим товарищам. В таком случае группа оказывается разобщенной, внутри ее образуются неустойчивые, ситуативные микрогруппировки. Имеющиеся противоречия ведут к столкновениям, конфликтам, ущемлению интересов одних туристов за счет других, чьи интересы учитываются в первую очередь. При столкновении с трудностями такая группа нередко оказывается дезорганизованной , в ее недрах подготавливается почва для конфликтов, вспышек агрессивности .

Еще более неблагоприятная обстановка складывается в группе, руководство которой использует ее как средство достижения собственных целей; нередко оно манипулирует туристами, сознательно сталкивая их в своих интересах по принципу «разделяй и властвуй». По существу, такая группа является антиколлективом.

При организационном оформлении туристской группы не всегда удается полностью учесть желания и личные симпатии туристов. В связи с этим возникает проблема расхождения формальных (официальных) и неформальных взаимоотношений. В особенно сложном положении оказывается руководитель группы, которому необходимо завоевать позицию подлинного, авторитетного лидера коллектива, доказать на деле свое право распоряжаться людьми. Руководитель организует всю жизнедеятельность группы, формулирует цели, определяет способы их достижения, принимает решения, распределяет обязанности, дает поручения, контролирует и оценивает действия туристов, подводит итоги похода. Хорошему руководителю туристской группы присущи организаторские и коммуникативные способности, умение добиваться поставленной цели, искусство убеждать, а когда необходимо - и принуждать участников похода к выполнению своих обязанностей.

Необходимо различать подлинное лидерство и стремление к доминированию, официальное и неофициальное лидерство, устойчивое и ситуативное и т. д. В группе может быть один лидер или несколько, конкурирующие между собой или действующие в разных сферах: спортивной, хозяйственной, организационной, коммуникативной и т. д. Необходимо отметить, что в присутствии единоличного лидера другие члены группы могут испытывать психологический дискомфорт, находиться в подавленном настроении.

В туристской группе, наряду с явным лидером, может быть и скрытый, который при некоторых обстоятельствах может предъявлять свои права. Чаще всего борьба за первенство начинается при первых трудностях, когда руководитель группы обнаруживает неспособность успешно справиться со своей ролью. Причиной этого может быть неправильный стиль руководства группой. Выбор оптимального стиля руководства зависит от состава группы и конкретной ситуации, в которой оказались туристы.

Демократический стиль руководства более приемлем в ситуациях, способствующих коллегиальной выработке решений . Этот стиль оказывает благоприятное влияние на психологический климат в группе, но неприемлем при дефиците времени, когда требуется быстрое принятие и исполнение решений. В этих случаях более эффективен авторитарный стиль, исключающий какие-либо дискуссии.

Демократический лидер в своей деятельности стремится учитывать индивидуальные особенности, знания и опыт членов группы. Он не избирателен в контактах, равен в обращении со всеми туристами, объективно оценивает возможности и личные качества своих спутников. Авторитарный лидер исходит из усредненных представлений о членах группы, не учитывает их индивидуальных особенностей, хотя порой выделяет несколько туристов, близко сходится с ними и использует их в своих целях. Порой он резок, нетактичен, судит о людях субъективно. Такие свойства лидера усиливают психологическую напряженность в группе, создают нервозную обстановку. Целенаправленность авторитарного лидера нередко ведет к значительным спортивным успехам, но ужиться с ним нелегко. Опытный руководитель туристской группы должен уметь варьировать стиль своей деятельности в зависимости от состава группы и обстоятельств. Авторитарное руководство целесообразно в отношении вновь сформированной группы новичков, способных по неопытности допустить ошибку. В «схоженной» группе со сложившимися отношениями и традициями лучше справляется со своими обязанностями демократический лидер, которому в этом помогают его товарищи.

При организации туристского похода особенно тщательно следует продумать вопрос о руководителе группы. Далеко не каждый турист после участия в нескольких походах оказывается подготовленным к новой роли. Здесь необходим строгий контроль, поскольку во главе «диких», незарегистрированных туристских групп могут оказаться авантюристы . Как известно, большинство чрезвычайных происшествий происходит с туристами, действующими в обход установленных правил.

Отсутствие или избыток лидеров группы - одна из существенных причин недееспособности туристской группы. Группа, состоящая из пассивных туристов, будет вялой, недостаточно динамичной. Если же каждый турист будет претендовать на роль лидера, проявлять ненужную инициативу, возникнут непримиримые противоречия. Желательно, чтобы в группе был один непререкаемый авторитет и несколько потенциальных лидеров, дополняющих друг друга в разных сферах деятельности.

Психологическая совместимость членов группы определяется сходством их интересов и стремлений, единством целей и мотивов, реализуемых в походе. Совместимость группы в какой-то мере зависит от близости интеллектуального уровня туристов, сходства их характеров и даже привычек. Сказанное не означает, что, объединив похожих друг на друга людей в одну группу, мы автоматически добьемся успеха. Формирование группы требует времени, практической схоженности и, конечно, обоюдного желания достичь поставленной цели, даже если для этого придется в чем-то поступиться собственными интересами. С другой стороны, неповторимая индивидуальность каждого при доброжелательном отношении друг к другу способствует духовному обогащению. Ведь, как известно, «противоположности сходятся». Принцип комплиментарности (лат. "complimentare" - "взаимодополнять") состоит в том, что один из партнеров по совместной деятельности должен брать инициативу в свои руки, быть лидером и вести другого за собой. В другом виде деятельности они могут поменяться ролями и т. д.

Существенное значение имеет количество участников похода. Социально-психологические исследования показали, что предельная численность контактной группы не должна превышать 30 человек, в противном случае она будет недостаточно сплоченной и плохо управляемой. Возникновение микрогруппировок следует предупредить, разделив группу на подразделения с собственными органами управления . Особое внимание следует уделить непопулярным членам группы, находящимся на «периферии» общения, в изоляции. По некоторым данным, оптимальная численность туристской группы должна быть 7±2 человека.

Многих туристов интересует вопрос о влиянии на эффективность групповой деятельности половых, возрастных, профессиональных и национальных различий. Практика показала, что туристские группы, состоящие из женщин, способны самостоятельно совершать походы высшей категории сложности. Что же касается смешанных групп, то считается, что женщины должны составлять не более 1/3 группы (но не менее 2 человек). В смешанной группе создаётся здоровый психологический климат благодаря атмосфере взаимопомощи .

Подготовленность в области психологии - это прежде всего ясные представления о специфической психической реальности, связанные с ненасыщаемым интересом к ней и с готовностью напрямую контактировать с ней в межличностном общении. У психологически подготовленного педагога должно быть прежде всего именно обостренное «чувство одушевленности» сторонних людей (и прежде всего его питомцев), а не просто вербальное, концептуальное знание соответствующего рода. В работе с учащимися воспитательные задачи педагога (и их психологическое обеспечение) важно считать приоритетными. Как говорится, если не воспитывать человека, то лучше его и не учить: он меньше принесёт вреда.

Задачи

1. Где ночевать?

После нескольких напряжённых дней основательно вымокшая группа вышла к заброшенной избе у спокойной лесной речки. В избушке есть печь, нары на всех, но требуется уборка и нет дров. За ними надо переходить вброд по колено на другой берег.

Чтобы поход получился как можно более удачным, к нему стоит тщательно подготовиться. Конечно, не нужно доходить до крайностей, и до грамм взвешивать еду или рассчитывать время пути с погрешностью в минуту. Но и при этом совсем неподготовленными отправляться в поход, особенно дальний, затея не из лучших. Сегодня поговорим в этой статье не о том, как выжить на природе, не имея ничего, а как подготовиться к походу так, чтобы он не превратился в приключения Беара Гриллса.

Совместное планирование количества вещей и еды для похода

Если вы отправляетесь не в , то очень важно грамотно распределить ношу среди всех участников. В первую очередь это касается еды.

Большая часть еды обычно берётся из дома. Это крупы, картошка, макароны и прочее. И необходимо распределить вес еды по участникам равномерно, учитывая тот факт, что девушкам надо нести меньше. И так, чтобы один нёс один вид еды, другой – другой вид еды. Скажем, одному участнику будет поручено приобрести и нести гречку на всю группу. Другой понесёт тушёнку. Третий – сладкое, или, как это называют походники, - «ништячки». Таким образом будет экономия тары, так как если каждый возьмёт по маленькому пакетику каш, картошки, макарон и прочего, то это все будет иметь намного больший объем, чем тоже самое будет уложеное в одну тару и будет находиться у одного человека.

Кроме того, в этом случае каждый человек несёт ответственность за свою часть провизии и вещей. И поэтому вероятность что-то забыть уменьшается, так как список необходимых вещей у каждого человека будет меньшим.

Тоже касается и других вещей. Не стоит на группу нести каждому котелок для разогрева воды и еды, не стоит нести больше 1 ножа на 4-5 человек и т.д.

Это же можно сказать и про палатки. Необходимо изначально определиться, сколько человек идёт в поход и сколько спальных мест надо иметь.

Не забывайте также про аптечку. Не надо каждому нести бинты и зелёнку. Надо назначить ответственного, который в случае чего будет выполнять роль медика, или если не дай Бог с ним самим что-то случится, все будут знать, где находятся лекарства.

Должен быть ответственный за приготовление еды, за розжиг костра, за обеспечение спальных мест. Поэтому собирайтесь перед походом несколько раз совместно, чтобы чётко разделить обязанности – что кому нести и чем заниматься на стоянке.

Планирование маршрута и длительности похода


Подготовка к походу не может обойтись без планирования маршрута. Особенно когда речь идёт о дальних походах и местах, в которых вы никогда не были.

Важно правильно распределить силы, рассчитать примерную скорость ходьбы.

Определить, есть ли по ходу движения источники чистой пресной воды, чтобы, исходя из их наличия, рассчитать с собой изначально.

Кроме того, надо постараться узнать у тех, кто уже был в этих местах, какой там рельеф, есть ли удобные места для привалов или биваков.

Чем большим количеством информации вы будете владеть, тем меньше вероятность форс-мажоров в вашем походе.

Не забывайте также о том, что при планировании времени в движении лучше брать минимально возможные скорости передвижения. Лучше идти с опережением графика и отдохнуть подольше на привале, чем не укладываться во время и торопиться до очередного места ночлега. В этом случае большая часть группы подойдёт к привалу измотанная.

Оценка физического состояния участников похода


Прежде чем собраться в поход, необходимо оценить состояние тех, кто собирается принять в нем участие. Чем более длительный и дальний поход намечается, тем более важным становится этот параметр.

Энтузиазм – штука хорошая. Но если энтузиазм не подкреплён физ.подготовкой, то каким бы великим не было желание поучаствовать в походе, но к определённому моменту тело начнёт сдаваться, и желание будет только одно – скорей бы это закончилось.

Чтобы таких ситуаций не возникало, необходимо сразу понять, кто на что способен, и не брать в поход тех людей, которые явно не выдержат данное испытание.

Стоит так же учитывать опыт участников. Если не так давно кто-то без проблем осилил мероприятие с подобной нагрузкой и длительностью, то следующий поход можно планировать уже более сложным.

В идеале было бы неплохо, чтобы каждый участник прошёл медицинское обследование. Однако это довольно дорого, и не всегда покажет истинную готовность, поэтому достаточно будет измерить давление и пульс. И не брать в длительный и тяжёлый поход людей с проблемами с сердцем. Кардиограмму проходят многие регулярно. Поэтому каждый должен сам понимать этот момент.

План лекции

    Бивачные работы

    Подготовка к походу, путешествию

Любой туристский поход (степенной, категорийный или ПВД) должен быть итогом большой подготовительной работы. Заблаго­временное продумывание и планирование мероприятий в походе является основой успешного, интересного и безаварийного путе­шествия. В походе все взаимосвязано: цель похода, например, оп­ределяет состав группы, снаряжение и маршрут; время проведе­ния - личное и групповое снаряжение; от распределения обязан­ностей среди участников зависят разработка маршрута, сбор све­дений о маршруте, организация питания и т. д. Каждый занимается своим делом: одни разрабатывают маршрут, другие собирают све­дения о маршруте, третьи приводят в порядок групповое снаряже­ние, четвертые организовывают питание и т. п.

Приведенная ниже очередность этапов подготовки к походу оправдала себя на практике:

Определение задачи (цели похода);

Подбор группы участников;

Распределение обязанностей среди участников похода;

Определение района похода;

Сбор сведений о районе путешествия;

Разработка маршрута;

Составление календарного плана;

Составление сметы похода;

Подбор личного снаряжения;

Подбор группового снаряжения;

Организация питания;

Документация похода;

Сам поход;

Подведение итогов похода.

    Личное и групповое туристское снаряжение

Подбор личного снаряжения

Личное снаряжение подбирается с учетом маршрута и времени года, когда проводится поход. Основное снаряжение:

1. Рюкзак. Главное, чтобы рюкзак соответствовал ребенку по размеру. Необходимо проверить проч­ность плечевых лямок, под которые желательно подложить на пле­чи войлок или поролон.

2. Легкий спортивный костюм. Желательно простой и недоро­гой, чтобы не было боязни его порвать или испачкать и чувствовать и себя в нем свободно.

3. Как минимум пара комплектов нижнего белья (трусы и майка).

4. Майка с длинным рукавом. При коротком рукаве могут воз­никнуть солнечные ожоги. Загорать нужно только на привале. При необходимости тонкая резинка вокруг запястья предохранит от проникновения клещей. Количество маек должно быть не менее двух.

5. Свитер легкий. При движении его можно подложить на плечи под лямки рюкзака, ночью привязать на поясницу.

6. Носки (2 пары простых и 2 пары шерстяных). Шерстяные носки, одетые поверх простых носков, предохраняют ноги от потертостей, собирают пот, и ноги остаются сухими. Носки мож­но менять на каждом привале, пристегнув снятые носки к рюк­заку для просушки.

7. Накидка от дождя. Ее можно сделать из куска полиэтилена в виде мешка, прорезав отверстие для лица. Величина такого мешка Должна позволять надеть его на себя, не снимая рюкзака.

8. Головной убор. Желательно иметь легкую светлую шапочку с козырьком. В крайнем случае на носовом платке можно завязать Узелки на углах и надеть его в лесу на голову

9. Ботинки разношенные, лучше туристские. Толстая подошва ботинка предохраняет стопу от острых мелких камешков.

10. Тапочки легкие для привала.

11. Миска, ложка, кружка. Ложка лучше деревянная, кружка алюминиевая с пластмассовой ручкой, миска при желании одна на 2-3 человека.

12. Спальный мешок или одеяло. Лучше брать спальный мешок, разворачивающийся в одеяло. Можно на 4 человека взять два таких одеяла: одно постелить, другим накрыться.

13. Складной нож

14. Полотенце и туалетные принадлежности (зубная щетка, па­ста, мыло).

15. Компас для проведения игр на привалах.

16. Кусок пленки 1 х 1 м. При сырой погоде на привале на него можно поставить рюкзак.

Групповое снаряжение

Групповое снаряжение подбирается с учетом маршрута, време­ни года и числа участников похода.

Пример группового снаряжения на 10-12 человек.

1. Палатка - 3 штуки. В двухместной палатке спят обычно по четыре человека. Лучше ходить с шатровой палаткой типа «Зима». Вес се 5,5 кг, вес тента к ней 2,5 кг. Удобнее, когда все размещают­ся в одной палатке, так все ребята будут на виду.

2. Топор большой и топорик туристский. Маленьким топориком детям удобнее рубить мелкий хворост. Обязательно на лезвие топо­ра надевать чехол.

3. Пила. Желательно двуручная, уменьшенная в размерах. На зу­бья необходимо сделать чехол.

4. Лопата саперная.

5. Котлы туристские или ведра из белой жести. Необходимо иметь 3 штуки, чтобы одновременно можно было приготовить первое, второе и третье блюда.

6. Ножи кухонные - 2 штуки с округленными концами.

7. Половник – 2 штуки: один для пищи, другой для чая.

8. Веревка длиной 10-15 м. Для сушки одежды, изготовления перил для переправы по бревну и т. д.

9. Спички. Берут несколько коробков, запаивают в полиэтилен и распределяют на несколько человек по одному коробку на каж­дого.

10. Свечи – 2 штуки для разжигания костра в сырую погоду.

11. Фонарики – по количеству палаток.

12. Хозяйственное мыло. Для стирки носков, белья, кухош полотенец и т. д.

13. Аптечка.

14. Ремонтный набор по виду туризма (см. приложение 3).

15. Карта, схема.

16. Вымпел группы.

17. Инвентарь для краеведческой работы и для сушки расте­ний - подбирается исходя из задач похода.

18. Гитара, песенник.

19. Тара для продуктов. Для сыпучих продуктов лучше взять мешочки-«колбаски», они удобно укладываются в рюкзак.

20. Тент для костра и дров.

21. Полиэтиленовая пленка на палатку и под палатку (весной и осенью).

22. Прищепки для укрепления пленки на палатке.

    Туристские должности в группе

При подготовке и проведении похода каждый участник долженотвечать за конкретные дела. Обязанности распределяются с уче­том подготовленности и склонностей ребят. Часто бывает, что при­ходится готовить ребят к выполнению определенных обязанностей (кострового, реммастера, санитара и т. д.).

1. Командир похода. Часто командиром становится сам руково­дитель похода, забывая о том, что лишает остальных членов группы самоуправления. Преподаватель должен выполнять функции консультанта, а ко­мандир выбирается из ребят. Желательно, чтобы это был нефор­мальный лидер, энергию которого нужно осторожно и ненавязчи­во направить в нужное русло. Командир:

- участвует в распределении обязанностей среди участников похода,

Следит за подбором и ремонтом группового снаряжения,

Помогает в орга­низации питания и покупке продуктов,

Выбирает с остальными членами команды место привала,

Руководит бивачными работами,

Следит за выполнением графика движения,

Хранит картографический материал и ведет до­кументацию похода.

Кроме этого, командир принимает участие даже при распределении по палат­кам. Как правило, остальные члены похода хорошо подчиняются своему сверстнику, если сами выбрали его командиром.

2. Комиссар похода. Обычно на эту должность выбирается самый чуткий и отзывчивый человек, который первым приходит на помощь, душа группы,основа здорового морального климата в ней. Комиссар:

Держит связь с внешним миром,

При необходимости входит в контакт с местным населением, получая дополнительные сведения о маршруте дви­жения.

3. Завхоз по питанию:

- в месте с командиром и шеф-поваром составляет меню похода и закупает продукты,

Распределяет про­дукты по рюкзакам участников,

Ведет четкий учет, кто и что несет из продуктов,

По мере расхода продуктов занимается их перерас­пределением среди участников и тем самым может регулировать вес рюкзаков: сильным - добавить, а уставшим и слабым - умень­шить.

4. Завхоз по снаряжению:

- руководит подбором группового сна­ряжения,

Распределяет его вместе с командиром среди участни­ков, следит за его сохранностью и своевременным ремонтом,

При уходе с привала контролирует, чтобы участники не оставили сна­ряжение.

5. Санитар. Санитара выбирают заблаговременно, и он прохо­дит консультацию у школьного врача. Он:

Вместе с врачом комплекту­ет аптечку, которую сам же несет,

Следит за личной и обществен­ной гигиеной, выбирает места для забора питьевой воды (выше по течению ручья), умывания и купания (ниже по течению реки),

По­казывает место для сооружения мусорной ямы и погреба,

Контро­лирует правильность приготовления пищи в эмалированной посу­де и не допускает варки пищи в цинковой посуде,

Следит за водой в групповых емкостях и не допускает нарушения питьевого режи­мА,

Должен знать съедобные и несъедобные ягоды и грибы,

При необходимости оказывает первую медицинскую помощь,

С привала уходит последним, убедившись, что мусор убран и уничтожены все следы пребывания группы.

6. Замыкающий. Назначается из сильных, надежных участни­ков. Он помогает отстающим, регулирует скорость движения. Идет последним, перед походом разрабатывает своеобразную сигнализацию, чтобы дать знать направляющему о каких-либо изменениях типа: «Снизить скорость движения», «Идем нормально», «Можно при­бавить».

7. Костровой. При необходимости проходит обязательную предпоходную подготовку (правила противопожарной безопасности на природе). Обязанности:

Выбирает место для костра, сняв дерн, сооружает очаг,

Должен иметь пилу, топор, саперную лопату, тент для дров, свечи и рукавицы,

При разжигании костра использует природный материал (берес­та, хвоя, высохшая трава и т. п.),

Готовит дрова к утреннему костру с вечера,

Перед уходом с привала разравнивает политые водой угли и золу, возвращает дерн на свое место и поливает водой,

Следит, чтобы оставшиеся дрова были убраны и сложены.

8. Реммастер. Комплектует ремнабор, исходя из времени года, маршрута и вида туризма. Должен уметь сделать простейший ремонт личного и группового снаряже­ния, а главное, следить за его сохранностью.

9. Шеф-повар. Пищу в походе обычно готовят по очереди. Обя­занности шеф-повара:

Консультировать дежурных,

- составить перед походом меню и участвовать в расчете продуктов,

- должен знать нормы продуктов на человека, продолжительность варки тех или иных блюд.

10. Фотограф. Обычно после похода составляется отчет. Устный отчет в виде туристского вечера имеет большое агитационное значение для ребят. Хорошо, если на вечере будут показаны фотоаль­бомы, стенды, газеты и т. д., подготовленные фотографом.

11. Секретарь. При составлении отчета необходимы записи по дням. Предыдущий день быстро вытесняется из памяти последую­щим. Секретарь должен записывать не только «лирику», но и дан­ные по маршруту: где лучше пройти, где лучше остановиться, где питьевая вода, где можно подкупить продукты и т. п. Только такой отчет может помочь другим пройти этот маршрут.

Приведенный круг обязанностей можно расширить (эколог, зоо­лог, ботаник, метеоролог и т. д.) в зависимости от цели похода. Главное, чтобы каждый участник за что-то отвечал.

    Бивачные работы

К бивачным работам относятся:

Выбор места для привалов,

По­становка палаток,

Оборудование мест для умывания и забора воды,

Оборудование погребов, мусорных ям

Сооружение костра, заготовка дров,

Орга­низация сушки одежды и обуви.

Место для привала выбирается недалеко от воды, на поляне в безопасном лесу. Опасны большие старые деревья, вековые сосны. У сосен корневая система поверхностная, и они могут упасть, не выдержав сильного напора ветра. Палатки ставятся так, чтобы они не пострадали от искр костра. Для закрепления оттяжек можно использовать соседние деревья, но лучше иметь комплект метал­лических колышков. Готовясь к походу, нужно тщательно подо­брать колышки, учитывая маршрут и его особенности. Например, на песчаном грунте короткие колышки не удержат растяжки па­латки. Верх колышков желательно покрасить яркой краской, что­бы легче найти их в траве.

Для портящихся продуктов у воды сооружается яма-погреб. Про­дукты покрываются травой и крапивой (от мух). Сверху погреба делается крыша-скат для защиты от дождя.

В укромном месте выкапывается яма для мусора и остатков пищи. Лучше ее сделать глубже, чтобы выброшенные остатки пищи каж­дый раз присыпать песком или землей от мух.

У ручья для умывания или удобства забора воды сооружаются мостки из жердей или камней.

Для сушки одежды между деревьями натягивается тонкий кап­роновый шнур. Обувь лучше сушить, насыпая в нее горячий песок или заталкивая вовнутрь высушенную у костра газету. Несколько таких приемов - и ботинки станут относительно сухими.

Заготовленные дрова заранее нужно нарубить, сложить в поленницу и закрыть пленкой. Даже в дождь они останутся сухими, и утром у дежурных не будет трудностей при сооружении костра.

Текущая страница: 2 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

Вопросы и задания

1. Что помогает человеку выжить в трудных природных условиях?

2. Назовите психические познавательные процессы, влияющие на поведение человека в экстремальной ситуации.

3. Что такое внимание?

4. Объясните, как вы понимаете термин «устойчивость внимания».

5. Проверьте, внимательны ли вы. Найдите изображённых на рисунке двух женщин.



6. Разложите на столе 20 разных предметов: ручку, тетрадь, ключи, игрушку, фонарик, другие вещи. Накройте всё это газетой. Отвлекитесь на какое-нибудь другое дело, например поговорите с кем-нибудь. Через 10 минут вернитесь к столу. Снимите газету на полминуты и снова накройте ею предметы. Запишите на бумаге всё, что вы успели увидеть. Потом снимите газету и проверьте, все ли предметы вы заметили и записали. Чем больше предметов вы смогли сразу запомнить, тем больше объём вашего внимания. Повторяйте это упражнение, пока не добьётесь того, что сможете записать все предметы. Это будет уже тренировкой вашего внимания.

7. Что такое ощущение?

8. Что такое восприятие?

9. Чем восприятие отличается от ощущения?

10. Что такое память?

11. Чем непроизвольная память отличается от произвольной?

12. Объясните, как вы понимаете термин «мышление».

13. К каким последствиям может привести чрезмерное увлечение воображением картин возможного несчастья?

14. Выполните упражнения, направленные на развитие психических процессов (приложение 1).

§ 4. Страх – главный психологический враг

Чаще всего страх порождает сильнейшее напряжение всех сил человека, когда тот попадает в опасную ситуацию и начинает представлять себе картины того, что с ним может произойти и какая угроза его жизни и здоровью кроется впереди. Такое напряжение называют стрессом, а страх одно из его проявлений. «Неизвестная беда всегда внушает больше страха», – замечали древние мудрецы.

Переживание страха может начаться с простого опасения, испуга, а закончиться ужасом. Человек начинает метаться, теряет контроль над своим поведением и в результате вместо спасения может навлечь на себя ещё больше бед. Например, оказавшись один в лесу, позволив страху овладеть собой, он перестаёт правильно оценивать, как далеко находится от знакомых мест, насколько на самом деле велика опасность. Нарушаются его наблюдательность, нормальное восприятие предметов вокруг. Пень с сучком может показаться страшным животным, дерево злодеем с топором. Могут начаться плач, крик, беспорядочная беготня, нередко кругами по одному и тому же месту.

От всей этой суеты человек пугается ещё больше и совершает ещё более необдуманные поступки. Это явление называют паникой, а подобное поведение – паническим. Если в этот момент решительно не скомандовать себе: «Прекратить!», то паника будет нарастать.

Затем появляется чувство сильной усталости, оцепенения или, наоборот, состояние очень сильной тревоги, возбуждения, желания всё крушить на своём пути. И в том и в другом случае человек может даже сам себя поранить или не заметить настоящую опасность. В таком состоянии ему вряд ли удастся вспомнить, что надо делать, как оказать себе первую помощь в случае ранения или укуса животного. Не сможет он заметить и спасительные источники воды или признаки человеческого жилья поблизости.

ЗАПОМНИТЕ: страх, тревога, паника, растерянность рождаются только тогда, когда человек воображает, что опасность больше, чем она есть на самом деле, и начинает заранее представлять жуткие картины того, что может с ним случиться. Но ведь может и не случиться, и это во многом зависит от него.

Основными причинами страха являются: внезапное изменение обстановки, одиночество, неизвестность, неожиданное приближение кого-то или чего-то, высота, темнота, разные звуки.

Каждый человек испытывает страх перед опасностью, но побороть его может только тот, кто научился его в себе оценивать, распознавать его причины и кто заранее освоил приёмы управления собой.

Какие черты характера надо выработать у себя, чтобы выжить в сложных условиях?

Об одних людях говорят, что они решительные и настойчивые: если поставят перед собой цель, обязательно её добьются. Про других говорят, что они упрямые, если чего-то захотят, никого и ничего слушать не будут, своё возьмут. Какая разница между ними?

В первом случае речь идёт о тех, которые умеют сами поставить перед собой цель, например учиться только хорошо или научиться плавать. Поэтому они много трудятся самостоятельно или посещают спортивную секцию, прислушиваются к советам старших, могут преодолевать трудности в достижении своей цели. В другом случае ребята не ставят никакой цели, ни о чём не задумываются, а просто подчиняются своим сиюминутным желаниям и удовольствиям. Как только они начинают сталкиваться с трудностями в удовлетворении этих желаний, то становятся капризными и требуют, чтобы все вокруг им помогали. Часто они действительно добиваются своего, но только потому, что всем надоели. Такие люди, попадая в трудные условия, как правило, и становятся жертвами различных несчастных случаев.

ЗАПОМНИТЕ: чтобы выжить в чрезвычайных условиях в природе, нужно побороть страх, заставить себя спокойно рассуждать, когда хочется кричать и плакать, и поставить перед собой цель выжить во что бы то ни стало.

Умение человека сознательно управлять своим поведением и трудом, направленность его на преодоление трудностей в достижении поставленных целей называют волей.

Однако воля – это не только умение поставить цель и приложить усилия, чтобы добиться её, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, если это необходимо.

Начинать воспитание воли надо с выработки привычки преодолевать сначала небольшие трудности. Например, приучить себя рано вставать, когда хочется поваляться в постели, или продолжать выполнять домашнее задание, хотя друзья зовут во двор. Систематически работая над собой таким образом, человек закаляет и тренирует свою волю.

ЗАПОМНИТЕ: принятое решение должно быть исполнено.

Всякий раз, когда человек принимает решение, но исполнение снова и снова откладывает, его воля ослабевает. Систематическое невыполнение принятых решений делает человека неподготовленным к встрече с реальными трудностями, которые неизбежны при экстремальных ситуациях в природе. Конечно, свои решения надо обдумывать: выполнение их должно быть по плечу, но, приняв решение, надо его выполнять.

Кроме этого важно:

Тренироваться в сосредоточении внимания на своих действиях, поступках и оценке их с точки зрения развития воли;

Уметь анализировать свои действия и поступки, ошибки и просчёты, чтобы в будущем их не повторять;

Быть строгим и взыскательным по отношению к себе при выполнении того, что задумано, своих обещаний;

Уметь укреплять и развивать свои волевые качества (настойчивость, решительность, целеустремлённость) путём целенаправленного самовнушения при помощи специальных фраз и слов (вот их примеры: «Мои желания подчинены мне», «Я вполне могу сдержать себя», «Меня невозможно сбить с толку», «Я управляю собой», «Я владею собой в любой обстановке», «Я владею своими чувствами», «Я всегда собран (собранна), организован (организованна)», «Я не теряюсь ни при каких обстоятельствах»). Желательно выучить эти фразы наизусть и периодически в спокойной обстановке повторять их про себя.

Вопросы и задания

1. Объясните, что вы понимаете под терминами «опасение», «испуг», «ужас», «паника».

Назовите основные причины страха.

3. Приведите примеры панического поведения из кинофильмов и художественных произведений.

4. Что называют волей?

5. Какие волевые черты характера вы знаете?

6. Как сильная воля помогает выжить в экстремальных ситуациях?

7. Как можно развить свою волю?

§ 5. Подготовка к походу и поведение в природных условиях

Что нужно сделать для того, чтобы избежать возникновения экстремальных ситуаций в природных условиях? Знающие люди утверждают, что для этого прежде всего необходимо: 1) правильно подготовиться к походу; 2) соблюдать правила безопасного поведения в природных условиях. Давайте рассмотрим эти вопросы на примере туристского похода школьников.

Туристы обычно подготовлены к автономному существованию. Для них это нормальное явление, они идут на это сознательно. Они планомерно готовятся к жизни вдали от населённых пунктов, самостоятельному приготовлению пищи, оказанию первой помощи.

Подготовка к походу

Ежегодно тысячи туристов-школьников отправляются в походы и экспедиции. Их сопровождают учителя или руководители туристских кружков.

Туристы реально знают и представляют себе сложности походной жизни и заблаговременно готовятся к их преодолению. Существует инструкция, в которой определены обязанности руководителя и членов группы при подготовке и проведении похода, по предотвращению экстремальных ситуаций. Главная задача при подготовке и проведении похода – это обеспечение безопасности.

Не думайте, что поход это сплошное удовольствие. В походе бывает и трудно, и холодно, и слишком жарко.

Туристскую группу школьников обязательно возглавляют двое взрослых: руководитель группы и его заместитель. Если во время похода что-то произойдёт с руководителем, его место займёт заместитель.

Руководителя группы назначают из опытных туристов. Он несёт ответственность за жизнь и здоровье членов группы. Поэтому он обладает абсолютной властью, как капитан корабля.

Подготовки требуют и многодневные, сложные походы, и одно-двухдневные. Подготовка предусматривает определение целей и задач похода, разработку маршрута, приобретение продуктов питания, подготовку общественного (палатки, посуда для приготовления пищи) и личного снаряжения.

Особенно много времени занимает подготовка к многодневному походу. Так как многодневные походы часто проводят вдалеке от дома, от населённых пунктов, необходимо тщательно разработать маршрут, познакомиться с климатическими условиями района путешествия. С учётом разработанного маршрута, климата и рельефа местности подбирают необходимое снаряжение группы и приобретают продукты питания.

В интересах безопасности продукты и снаряжение желательно распределять так, чтобы у каждого члена группы были самые необходимые в экстремальной ситуации вещи: спички, какие-либо продукты, личная посуда, позволяющая приготовить пищу (например, железная кружка), и нож.

Руководитель похода после разработки маршрута представляет его в маршрутно-квалификационную комиссию, членами которой являются самые опытные туристы, хорошо знающие выбранный для похода район. Они проверяют правильность разработки маршрута, запасные варианты выхода на случай непредвиденных обстоятельств, соответствие снаряжения, дают советы и консультации.

О маршруте и сроках его прохождения руководитель обязан сообщить в поисково-спасательную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий того района, где будет совершён поход. Поисково-спасательные службы действуют во всех областях, краях, республиках России. Сообщения им посылают для того, чтобы они смогли оперативно оказать помощь группе, если она вовремя не возвратится из похода или подаст сигнал об экстремальной ситуации, в которой оказалась.

«От группы туристов, совершающих путешествие по отрогам горного массива Иегош, поздним вечером был получен сигнал бедствия. У 18-летней студентки Сочинского политехнического колледжа Жени Горбуновой начались резкие боли в животе. Уже через час в воздухе был вертолёт «Спецавиа» с пятью спасателями на борту. В темноте найти группу не удалось, и тогда ребята решили десантироваться. Это был самый драматичный этап операции: в дождливую и ветреную погоду спуститься по верёвке с высоты 30 метров совсем не просто. Но парни один за другим скользнули в темноту. За ночь разыскали туристов, сообщили их точные координаты, оказали заболевшей девушке первую помощь. А уже утром вторым рейсом вертолёта пострадавшая была доставлена в Сочи и госпитализирована…»

Наконец маршрут разработан и проверен, подготовлены снаряжение и продукты, поставлена в известность местная поисково-спасательная служба. Но и даже после тщательной подготовки группа не застрахована от экстремальных ситуаций.

Правила безопасного поведения на природе

У туристов существуют чёткие правила поведения на маршруте, на привале, при преодолении препятствий. Эти правила направлены на обеспечение безопасности.

ЗАПОМНИТЕ: в походе необходимо быть дисциплинированным, ведь бо́льшая часть экстремальных ситуаций в природе возникает из-за недисциплинированности участников.

Во время движения члены группы идут в колонне по одному. Впереди в роли направляющего может идти руководитель или штурман группы, сзади замыкающий. У него ответственная задача: следить, чтобы колонна не растягивалась, никто не отставал. Если вдруг что-то случилось с одним из участников, то замыкающий решает, останавливать ли всю группу или остановиться с этим участником для устранения неполадок. Но в любом случае он сначала сообщает об этом руководителю.

ЗАПОМНИТЕ: на маршруте или на привале ни в коем случае нельзя уходить от группы.

Особенно внимательными надо быть при движении по сложным участкам местности. Можно поскользнуться на крутом горном склоне, на сырых камнях на берегу горной реки, на переправе через неё, оступиться при движении по болоту, да и просто запнуться ногой за поваленное дерево, ветку в густой траве.

Опасны последние километры дневного перехода. Накапливается усталость, снижается внимание.


При движении вдоль русла реки по сырым камням надо соблюдать особую осторожность


В группе всегда назначается участник, ответственный за оказание первой помощи. Уметь её оказывать должны все члены группы, но у назначенного на эту должность хранится медицинская аптечка. Среди туристов принято считать, что поход проведён успешно, если медикаменты и перевязочные средства не потребовались.


Внимательными надо быть и при движении в лесу


ЗАПОМНИТЕ: если быть внимательным и соблюдать осторожность, медикаменты не понадобятся.

Надо быть осторожным у костра, нельзя пить сырую воду… Как запомнить, что можно, а что нельзя? Очень просто об этом расскажут на занятиях туристского кружка и всему научат: ставить палатку, разводить костёр, готовить пищу, ориентироваться на местности, оказывать первую помощь, вязать специальные туристские узлы (см. приложение 3).

На маршруте и на привале настоящие туристы бережно относятся к окружающей природе, стараясь как можно меньше нарушать её гармонию.

ЗАПОМНИТЕ: мы – гости природы и должны вести себя прилично.

Стойки для палаток не надо вырубать из живых деревьев на каждом привале, лучше взять разборные, лёгкие из дома. Ушли в прошлое вырубленные рогульки и перекладины для подвешивания вёдер над костром: туристы теперь носят с собой лёгкий разборный таганок или тросик. Соблазнительно подстелить под палатку пушистые еловые ветки, но правильнее взять с собой теплоизоляционный коврик.


Для подвешивания вёдер над костром туристы используют тросик


У туристов есть такое правило: если кто-то отправляется в разведку, то заранее определяют маршрут и устанавливают контрольное время, к которому необходимо вернуться. Если это время истекло, а ушедшие в разведку не вернулись, начинают поисковые работы.

Собираясь в незнакомый лес, расспросите о местности, маршрутах местных жителей. Если есть подробная карта этого района, изучите её. Лучше пойти в незнакомый лес с местными ребятами, а ещё надёжнее с кем-то из взрослых. Уходя, надо сообщить об этом родителям или кому-то из взрослых.

Выходя из населённого пункта, надо определить направление дорог, идущих от него. Узнать, какими ориентирами ограничен участок леса, в который собираетесь идти.

У туристов и ориентировщиков, участвующих в соревнованиях, существует понятие «границы полигона». Это линейные ориентиры (дороги, просеки, граница леса, линии электропередачи), за которые выходить нельзя.

На всякий случай участникам соревнований сообщают порядок действий в случае потери ориентировки. Это делают для того, чтобы при потере ориентировки участник не ушёл далеко из района соревнований, а выходил в определённом направлении на хорошо заметный линейный ориентир и далее шёл к месту сбора. Рассмотрим это на примере показанного на схеме района соревнований у деревни Дровяная.


Схема района соревнований туристов у деревни Дровяная


Границы полигона: с севера река Андога и овраг с пересыхающим ручьём, с востока – реки Андога и Стача, с юга – река Стача, с запада – железная дорога и дорога от деревни Дровяной до железной дороги.

При потере ориентировки требуется выходить на запад до железной дороги и потом идти вдоль неё до деревни.

Полученные ориентиры и установки, как действовать в случае потери ориентировки, помогают обеспечить безопасность участников соревнований и облегчают работу спасателей.

Уходя даже на короткое время в лес, надо взять с собой на всякий случай пару бутербродов, термос с чаем, немного карамелек, спички (но не для игры с огнём!). Совсем неплохо взять с собой компас.



«Как я ругал себя за то, что не взял с собой спичек. Я мысленно дал себе слово на будущее время не отлучаться без них от бивуака даже на несколько метров» – это слова знаменитого русского исследователя Дальнего Востока В. Арсеньева, оказавшегося в плохую погоду вдалеке от своего лагеря.

Во время прогулки надо запомнить основное направление движения, какие-то хорошо заметные предметы, по которым можно определить своё местонахождение (их называют ориентирами), развилки троп, перекрёстки дорог, характерные особенности рельефа. Собирая с кем-нибудь грибы или ягоды, стараться не упускать друг друга из вида.

Иногда в литературе можно встретить совет: при входе в незнакомый лес отмечать свой путь зарубками на деревьях. Представьте, во что превратится лес, если все входящие в него начнут делать зарубки или надламывать ветки! Делать это надо только в крайнем случае, в экстремальной ситуации, но об этом поговорим позже.

Вопросы и задания

1. Объясните, какова основная цель тщательной подготовки к походу.

2. Почему руководитель группы обладает абсолютной властью во время похода?

3. Зачем руководитель группы сообщает маршрут похода и сроки его проведения в местную поисково-спасательную службу?

4. В течение года под руководством преподавателя выполните задания и упражнения, предложенные в приложении 2.

5. Отгадайте и впишите в клеточки слова:

1. Человек, любящий ходить в походы. 2. Большой топор, а маленький…? 3. Что разжигают туристы, чтобы согреться, обсушиться и приготовить пищу? 4. Самое любимое занятие рыбака. 5. Сборник географических карт. 6. Большое собрание туристов. 7. Большая сумка, которую туристы носят на спине. 8. Посуда, ёмкость для приготовления пищи на костре. 9. Прибор, при помощи которого определяют стороны горизонта. 10. Сторона горизонта.



А теперь из букв, стоящих в серых клеточках, составьте ключевое слово, обозначающее предмет, необходимый в походе.

Сверьте свои ответы с приведёнными в рубрике «Ответы на задания» в конце учебника.

6. Расскажите о правилах движения группы на маршруте. Почему последние километры дневного перехода считают самыми сложными?

7. Как надо относиться к окружающей природе при движении на маршруте и на привале?

8. Что такое «границы полигона» и зачем их определяют?

9. Нарисуйте по памяти схему своего маршрута от дома до школы, от платформы электрички до дачи или ещё какого-либо маршрута.

10. После поездки на дачу или прогулки в парке постарайтесь изобразить на листе бумаги какой-либо участок пути. Попросите родителей проверить правильность выполнения этого задания.

11. Изобразите в виде схемы участок ближайшего леса, в который вы ходите за грибами или ягодами. Определите сами или расспросите местных жителей о том, какими линейными ориентирами ограничен этот участок. Определите примерное их нахождение. Пойдите в лес с родителями, попробуйте выйти на эти ориентиры. Перед этим определите направление на север, затем направление на линейный ориентир.

12. Разгадайте слово, зашифрованное в ребусе.



Сверьте свой ответ с приведённым в рубрике «Ответы на задания» в конце учебника. Для чего, собираясь в поход, надо изучать этот предмет?

13. Отгадайте загадку:


Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой -
Скинет с плеч её долой?

Сверьте свой ответ с приведённым в рубрике «Ответы на задания» в конце учебника.

Каждому, кто отправляется в поход, путешествие или планирует экспедицию, следует узнать как можно больше о тех ситуациях, с которыми, возможно, предсто­ит столкнуться, и какие навыки и снаряжение при этом могут понадобиться. Элементарный здравый смысл подсказывает необходимость подготовки, выбора соответствующего снаряжения и самого тщательного планирования.

Ваш аварийный комплект средств жизнеобеспечения может провести границу между жизнью и смертью, но многие, особенно при укладке ручной клади, сначала берут слишком много, и им приходится на собственном негативном опыте учиться тому, что действительно нужно, а без чего можно обойтись. Совсем не смешно, когда после неравной борьбы с весом огромной поклажи, полной ненужных предметов, оказывается, что в ней не хватает карманного фонаря или консервного ножа. Найти золотую середину непросто.

ПЛАНИРОВАНИЕ

При групповом путешествии чаще собирайтесь вместе, чтобы обсудить ваши цели и задачи. Распределите конкретные обязанности: врач, переводчик, повар, ответственный за снаряжение, автомеханик, водитель, штурман и т. д. Позаботьтесь, чтобы каждый был знаком с имеющимся снаряжением, и обеспечьте наличие необходимых запасных частей — особенно батарей, ламп и топлива. При оценке скорости продвижения, особенно пешком, время берите с запасом. Лучше «недооценить» свои возможности и приятно удивиться тому, что все идет лучше, чем планировалось. Напряжение от следования по слишком плотному графику не только изматывает, но и ведет к ошибочным оценкам и решениям и риску, которые часто становятся причиной выхода ситуации из-под контроля.

Нельзя нести с собой весь требуемый запас воды, но его необходимо максимально пополнять по ходу дела. Источники воды — основной фактор при планировании любого маршрута. Когда маршрут спланирован и принят, ознакомьте с ним других, чтобы в случае осложнений можно было рассчитывать на помощь. Если вы путешествуете в горах, то информируйте об этом полицию (милицию) и местную горноспасательную службу. Ознакомьте их с предполагаемым планом и укажите время убытия и планируемого прибытия. При передвижении на автомашине оставьте маршрут в соответствующей автомобильной организации. Перед морским путешествием зарегистрируйтесь в подразделении береговой охраны (или пограничной службы) и портовых властей.
Сделайте своей привычкой сообщать людям, куда вы направляетесь и ожидаемое время возвращения или прибытия в промежуточный пункт.

ИЗУЧЕНИЕ ОБСТАНОВКИ

Информации о месте, куда вы направляетесь, не может быть слишком много. Свя­житесь с теми, кто его уже знает, читайте книги, изучайте карты — и обязательно бе­рите с собой надежные и современные карты. Узнайте о местном населении. Будут ли они настроены дружелюбно или относятся к пришельцам с подозрением? Есть ли какие местные обычаи и табу? Местные способы строительства убежищ и жилищ, добывания огня, пищи, лекарственных трав и воды в дикой природе базируются на глубоком понимании окружающей среды.

Внимательно изучите карты и узнайте как можно больше об этих местах: направление и скорость течения рек, водопады, стремнины и опасные течения. Как высоки местные горы, что за склоны на них, покрыты ли они снегом? В каком направлении проходят хребты? С какой растительностью вы можете там встретиться, какие виды деревьев там растут и где? Каков там температурный режим, какова разница между дневными и ночными температурами? В какое время солнце встает и садится? В какой фазе луна, время и высота приливов, превалирующее направление ветров и какова их сила? Каков прогноз погоды?

ОЦЕНКА СНАРЯЖЕНИЯ

Перед любым походом, путешествием или экспедицией составьте кон­трольный список вопросов.

  • Сколько времени я буду отсутствовать? Сколько потребуется пи­щи на этот период и надо ли иметь при себе воду?
  • Соответствует ли одежда климату/погоде и достаточно ли ее? Хватит ли одной пары обуви или из-за характера грунта следует иметь запасную пару?
  • Какое специальное снаряжение понадобится в этом районе?
  • Что и сколько должно быть в аптечке?

Ваше физическое состояние должно соответствовать тому, что вы планируе­те те делать. Чем лучше ваша форма, тем легче и приятнее будет ваша деятельность. Если, например, вы собираетесь в поход по пересеченной местности, заранее по­тренируйтесь и привыкните к своей походной обуви. Ходите на работу и обратно с рюкзаком, заполненным песком, и натренируйте свои мышцы. Психологическое
состояние — еще один вопрос. Уверены ли вы в своей способности выполнить за­дачу, в адекватной подготовке к ней, и есть ли у вас достаточное для этого снаря­жение? Всегда продумывайте план действий в чрезвычайных обстоятельствах. Редко бывает так, что все идет, как задумано.

МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Пройдите полное медицинское обследование и сделайте все прививки, которые необходимы для той местности, куда вы собираетесь отправиться. Существует вакцинация против желтой лихорадки, холеры, тифа, гепатита, оспы, полиомие­лита, дифтерии и туберкулеза, и в любом случае обязательна противостолбнячная­ прививка. Отведите достаточно времени на вакцинацию, например, полная
защита от тифа предполагает три укола в течение шести месяцев. При следова­нии по малярийной местности имейте достаточный запас таблеток против маля­рии. Вы должны начать их прием за две недели до путешествия, так чтобы защи­та организма была готова к действию до того, как вы попадете в опасный район, и продолжать принимать антималярийное средство месяц после возвращения оттуда.

Посетите дантиста и проверьте зубы. Те зубы, которые не болят в обычной об­становке, могут разболеться в холодных погодно-климатических условиях. Соберите походную аптечку, которая удовлетворит все ваши вероятные по­требности, а если вы путешествуете группой, то и все индивидуальные нужды каждого.