Характеристика, виды и методы проведения собеседования. Как оценить и проверить моральные ценности или целеустремленность сотрудника на собеседовании: как помогает образец протокола? Как на собеседовании оценить рачительность

13.07.2022 Жизнь и бизнес

В советские времена рекомендацию гаранта заменяла составленная характеристика. Сегодня характеристики снова начали величать письмами-рекомендациями. Если приходил период поступать на работу, или занять важную должность. Одно дело получать характеристики, другое составлять. В современных реалиях в наш обиход вошло капиталистическое понятие как рекомендательное письмо. Почти всем приходилось связываться с понятием как характеристика. Как правило была необходима характеристика. Вот пример, который оставит время изготовления правильного документа.

Бланк оценки кандидата

Как только за кандидатом захлопнется дверь, не откла-дывая в «долгий ящик», пока свежие впечатления не испа-рились, оцените его. После того как нижеприведенный бланк будет заполнен (а предварительно распечатан по образцу), положите его в личное дело кандидата.

Эта форма оценки кандидата будет удобна, если вы придерживались рекомендованной схемы проведения интер-вью. Она позволит сопоставить требуемые вакансией каче-ства, навыки и возможности кандидата с его объективными качествами, навыками и возможностями, то есть сравнить желаемое и действительное.

БЛАНК ОЦЕНКИ КАНДИДАТА

Ф.И.О. кандидата: _______________________________________________________________

Должность: _____________________________________________________________________

Дата интервью: «_________»____________200__ года

Установленное время начала интервью _____________________________________________

Фактическое время прихода кандидата (при опоздании указать причину опоздания)______________________________________________________________________

№ ______________________________________________________________________

Характеристика «Идеальный» кандидат (в эту графу заранее вписывают желаемые качества после экспертизы вакансии) __________________________________________________________

Соответствующие данные кандидата (в эту графу впи-сывают фактические качества кандидата) __ _____________________________________________________________________________ _

Оценка

  1. Пол _____________________________________________________________________________
  2. Возраст __________________________________________ ____________________________
  3. Семейное положение ___________________________________________________________
  4. Названия учебных заведений, где кандидат мог бы получить необходимые для успешного выполнения своих функциональных обязанностей знания. Его желательнаяспециализация и дополнительное образование ______________________________________________________________________________
  5. Названия возможных занимаемых кандидатом должностей._______
  6. Профиль и названия компаний, где кандидат мог бы получить и освоить необходимые для вакансии навыки.
  7. Минимальный опыт работы.
  8. Список, должностных обязанностей, которые кан-дидат должен был выполнять.
  9. Степень владения оргтехникой (ПК, ксерокс, факс, др.), знание программных продуктов.
  10. Степень владения иностранным языком_______________
  11. Профессиональные знания и навыки, необходи-мые кандидату.
  12. Наличие автомобиля, водительских прав с указа-нием категории, стажа вождения.
  13. Наличие жилья, желательное место проживания.
  14. Психологические качества, которые помогут ус-пешно справляться с должностными обязанностями и осво-ить новые навыки.
  15. Психологические качества, несовместимые с ра-ботой на данной должности
  16. Психологические характеристики , позволяющие достичь совместимости с сотрудниками, непосредственно связанными с будущим работником и соответствующие кор-поративной культуре организации.
  17. Психологические качества, несовместимые с ра-ботой в данной компании
  18. Дополнительные требования.

Краткая информация и мнение должностного лица, проводившего первичное интервью (т.е. ваша неформаль-ная оценка кандидата) тоже очень важна. Ниже приведена форма, по которой вы сможете оценить соискателя.

Для заполнения этой формы обведите подходящую (вашему, по возможности объективному, мнению о кандидате) циф-ру в каждой строчке. Посчитайте общую оценку, макси-мальный балл равен 60 минимальный - 12. Оптимальный балл получится, если кандидат набрал не больше трех троек при условии, что остальные отметки 4 и 5.

При оценке не путайте внешний вид со стоимостью одежды и личным вкусом кандидата, в графе внешний вид имеется в виду аккуратность прически, адекватный макияж и маникюр (если перед вами женщина), чистая, опрятная, подходящая случаю одежда, ненавязчивость ак-сессуаров. Кроме тембра голоса, нужно обращать внима-ние на темп речи, возможные дефекты звукопроизношения, словарный запас, использование жаргонных слов.

В графе физического состояния особо внимательно оце-нивайте женщин и пожилых людей. Также следует отли-чать качества, необходимые при поступлении на работу, от тех, которые могут быть достаточно быстро приобре-тены в процессе адаптации на рабочем месте (критич-ность условий).

ВНЕШНИЙ ВИД

  1. Неопрятный
  2. Небрежность в одежде
  3. Опрятный
  4. Уделяет особое внимание своему внешнему виду
  5. Безупречный
  1. Резкий, раздражающий
  2. Невнятный
  3. Приятный
  4. Ясный, понятный
  5. Экспрессивный, энергичный

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

  1. Неприятная, нездоровая внешность
  2. Неэнергичный, апатичный
  3. Хорошая физическая форма, приятная внешность
  4. Бодрый, энергичный
  5. Очень энергичный, в отличной форме

ПОВЕДЕНИЕ

  1. Нервный
  2. Стеснительный
  3. Манерный
  4. Напряженный
  5. Смущенный
  6. Спокойный
  7. Адекватный
  8. Необычайно выдержанный

УВЕРЕННОСТЬ

  1. Застенчивый
  2. Заносчивый
  3. Последовательный, доказательный
  4. Достаточно самоуверенный
  5. Прямолинейный
  6. Демонстрирует уверенность
  7. Необычайно самоуверенный

ХОД МЫСЛЕЙ

  1. Нелогичный
  2. Неопределенный
  3. Неясный
  4. Распыляется по пустякам
  5. Ясно выражается, слова адекватны значениям
  6. Убедительный
  7. Логичный
  8. Необычайная способность в логике мысли

ГИБКОСТЬ УМА

  1. Тугодум, медленно соображает
  2. Равнодушно воспринимает сказанное
  3. Внимателен, четко выражает свои мысли
  4. Сообразителен, задает адекватные вопросы
  5. Необычная острота ума, воспринимает комплекс идей

МОТИВАЦИИ И АМБИЦИИ

  1. Вял, не амбициозен
  2. Отсутствие интереса к саморазвитию
  3. Демонстрирует стремление к саморазвитию
  4. Определяет будущие цели, хочет добиться успеха
  5. Высокие амбиции, саморазвитие

ОПЫТ РАБОТЫ, ОБРАЗОВАНИЕ

  1. Не соответствуют должности
  2. Не соответствуют, но полезны
  3. Соответствуют
  4. Выше требуемого
  5. Особо подходящие
  6. Продолжает учиться, повышать уровень

ЛИЧНОСТЬ КАНДИДАТА

  1. Незрелый, импульсивный
  2. Упрямый
  3. Разумный, зрелый
  4. Кооперативный
  5. Ответственный
  6. Зрелый, самодостаточный
  1. Ярко негативное
  2. Демонстрирует недовольство
  3. Уклоняется от прямых вопросов
  4. Выражает позитивное отношение
  5. Демонстрирует позитив, объективно оценивает «+» и «-»

ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

  1. Выражает крайнюю степень смущения или агрессии
  2. Заметно нервничает
  3. Не выражает дискомфорта, не стремится продол-жать беседу
  4. Демонстрирует спокойное поведение, продолжает диалог
  5. Реагирует адекватно, ищет способы продолжения беседы

Принятое решение: «Принять» (), «Отказать» ()


Популярные образцы и шаблоны документов

  • Ходатайство о назначении судебной автотехнической экспертизы
  • Уведомление государственной исполнительной службы об оплате штрафа
  • Наследственные дела
    Вступление в права наследования часто проходит с внезапными препятствиями. Наследование по завещанию и закону отличается по своему порядку. Шаблоны документов, по проблемам связанным с спорами наследников.

    Собственность и право владения
    Шаблоны заявлений в суд по гражданским спорам, относительно жилых домов. Жилищное право содержит право владения проживания пользования. Здесь вспыхивает много разногласий и споров. Законом определена разница между арендой и собственностью. Здесь же возникают тяжбы по разделу лицевого счета и пользованию квартирой. Шаблоны исковых заявлений помогут выяснить что именно нужно писать в судебном документе.

    Оценка кандидатов при приеме на работу — одна из важнейших составляющих в процессе . Каждая организация принимает решение, как оценивать кандидатов, исходя из собственных ресурсов (есть ли отдел персонала, утвержденные процедуры оценки, есть ли возможность привлекать сторонних подрядчиков, позволяет ли квалификация HR самостоятельно создавать материалы для оценки, проводить ассессмент и т.д.) и бизнес реальности (численность персонала, задачи по развитию на ближайшее будущее).

    Методы оценки кандидатов при приеме на работу и задачи оценки

    Методы и технологии в процессе подбора имеют следующие задачи

    • соответствует ли кандидат по уровню компетенций данной должности
    • разделяет ли он ценности компании, насколько ему комфортно будет находиться в этой корпоративной культуре
    • каков потенциал кандидата, сможет ли он расти и развиваться в благоприятной среде
    • мотивирован ли кандидат именно на эту вакансию в этой компании

    Оценка кандидатов при приеме на работу должна проводиться опытным специалистом, владеющим инструментами объективной оценки. Здесь недостаточно только собеседования в свободной форме или биографического интервью.

    Оценочный лист кандидата

    Данный инструмент используется практически каждым рекрутером.

    Во-первых, невозможно держать в голове информацию по каждому кандидату, а записывающие устройства используются лишь немногими компаниями, это дополнительный стресс для кандидата, для работы с записью требуется время.

    Во-вторых, наш мозг устроен таким образом, что со временем полученная информация может искажаться, дополняться или сокращаться в результате воздействия на наше восприятие некоторых факторов.

    В-третьих, оценочные листы должны использоваться для удовлетворения условий преемственности (любой из заинтересованных лиц, будь то, потенциальный руководитель, другой менеджер по персоналу может обратиться к оценочному листу и получить информацию).

    Что должно быть отражено в этом документе?

    Кроме формальных данных, отраженных обычно в резюме (ФИО, пол, возраст, контакты, должность, на которую претендует кандидат) должны быть характеристики, важные для должности, их оценки.

    Например, в оценочном листе может быть перечислено 5 компетенций и напротив каждой будет стоять оценка рекрутера и, обязательно, примеры поведения, подтверждающие, что именно на эту оценку продемонстрировал кандидат развитие компетенции.

    Оценка персонала при приеме на работу

    представлена рядом популярных и достоверных методик


    У крупных поставщиков тестов (например, SHL) есть опросники под каждую должность.

    Существуют тесты, показывающие соответствие профиля кандидата должности (PI)

    • . Заранее определяется 5-8 компетенций, и проходит их глубинная проверка во время собеседования с использованием специальной технологии. Проводить такое тестирование должен сертифицированный специалист.
    • Бизнес кейс, бизнес задача, бизнес игра, иными словами, моделирование. Воссоздание деловой среды, в которой кандидату предлагается решить определенные проблемы. Во время обсуждения за поведением кандидата наблюдают и оценивают.

    Шутят, что человек никогда не бывает так близок к совершенству, как в момент составления резюме. Исследования показывают, что 24% соискателей на собеседовании вводят потенциальных работодателей в заблуждение, приукрашивая и преувеличивая свои успехи, заслуги, личные качества или опыт. Как же определить, кто перед вами на самом деле? Возьмите на вооружение несколько экспресс-вопросов, которые помогут посмотреть на соискателя с новой стороны.

    Выясняю, знает ли человек, что является продуктом его работы

    Борис Петров,
    генеральный директор компании «Петрокомплекс», Санкт-Петербург

    Я обычно провожу собеседования с кандидатами на топ-должности: технический директор, заместитель генерального директора и финансовый директор. Беседы обычно длятся не больше 15 минут. Расскажу, на что я обращаю внимание во время встречи.

    • Язык тела. При разговоре слежу за поведением кандидата – так можно узнать, правду он говорит или лукавит. Например, по моим наблюдениям, когда человек говорит неправду, он скрывает ладони рук (зажимает между коленями, кладет на стол), не смотрит в глаза, почесывает уши. Если претендент на топовую должность ни разу на протяжении собеседования не посмотрел в глаза потенциальному руководителю, это о многом говорит. Случалось, что по этим причинам я завершал разговор уже через пять минут: если я вижу, что человек со мной не откровенен, то не стану тратить время, выясняя, что именно он скрывает. Энергию и время я лучше отдам работе с сотрудниками.
    • Как соискатель отвечает на вопрос «За что вам платили зарплату на предыдущем месте работы?» Другой вариант этого вопроса – «Что является продуктом вашей работы?». По моему мнению, каждый сотрудник – от рядового до генерального директора – производит тот или иной продукт, за который и получает зарплату: у кого-то это железка, у кого-то документ… Но важно учитывать один нюанс: просто железки или документа недостаточно – для завершения дела их нужно обменять на что-то, имеющее ценность для компании. Вот тогда работа выполнена. Например, бухгалтер может подготовить отчетность без ошибок и вовремя, но если он не сдаст ее в положенный срок в ИФНС и не получит отметку, что она принята, то грош цена такой отчетности.

    Удивительно, но каких только ответов от кандидатов я не слышал! Скажем, на первый вопрос отвечают так: «За то, что прихожу на работу», «За выполнение должностных обязанностей». Зачем мне такие руководители? Однако был случай, который мне запомнился, – я рекомендовал руководителю отдела сразу взять на работу того кандидата. Правда, он претендовал на рядовую техническую должность. На собеседование пришел молодой человек, ему было 23 года. Казалось бы, не стоило многого ожидать: у него просто было недостаточно времени приобрести опыт. Тем не менее на вопрос о результате его деятельности в компании он ответил: разработанное программное обеспечение, инсталлированное в промышленный контроллер, проверенная функциональность всей системы и введенная в эксплуатацию у заказчика АСУ.

    Нияз Латыпов,
    генеральный директор и владелец компании Cuper, Казань

    У меня нет одного-единственного вопроса, который помогает разобраться в человеке мгновенно. Я просто использую определенный подход.

    1. Оцениваю уровень компетенции кандидата. Самый нижний уровень – когда сотруднику все нужно разжевывать («Сходи на такую-то улицу, дом номер пять, третий этаж, кабинет 314, найди там Марью Ивановну и отдай ей лично в руки вот эту бумагу»). Следующий уровень – задание можно уже не так сильно конкретизировать, достаточно назвать лишь адрес, номер комнаты, имя. Мне же нужны люди, которые, получив задание, способны сами определить промежуточные цели и составить план действий. Уровень компетенции выявить просто: самые продвинутые – те, кто умеет быстро принимать решения, причем такие же, какие принял бы я сам в схожей ситуации. Разобраться в этом мне помогают вопросы об опыте человека, его прошлых задачах и методах их решения. Например, могу спросить, какие цели перед ним ставило руководство, менялся ли масштаб задач со временем, как кандидат подходил к их решению и сколько времени ему обычно требовалось.
    2. Анализирую, умеет ли соискатель нестандартно мыслить и готов ли получать новые знания. Если человеку не хватает знаний, то ему не должно быть стыдно признаться в этом и ликвидировать пробел – взять литературу по теме и изучить вопрос. Чтобы узнать, обладает ли кандидат этими качествами, я спрашиваю, какие задачи самые интересные из тех, что ему доводилось решать (неважно, на работе или в личной жизни); насколько он был знаком с темой в момент появления проблемы, каков был план действий, потребовалось ли чему-то учиться дополнительно. Суть задач и подход к их решению очень хорошо демонстрируют, умеет ли человек творчески отнестись к любому делу.
    3. Выясняю, увлеченный ли это человек. Я интересуюсь, чем кандидат занимается в свободное время, какое у него хобби. Однажды привычка беседовать об этом со всеми (не только на собеседованиях) помогла мне найти прекрасного технического директора, причем человек до встречи со мной даже не думал о смене работы. И то, что он согласился принять мое предложение, стало доказательством его увлеченности. Он был мэром небольшого (примерно 100 тыс. жителей) городка, в администрацию которого меня привели рабочие дела. Мы разговорились: выяснилось, что днем он служил чиновником, а вечером становился изобретателем, проводил все время в лаборатории, которую устроил в гараже. Этот самоучка (профильного технического образования у него не было) уже получил несколько патентов! Я убедил его, что не стоит тратить жизнь на скучную работу – надо посвятить себя тому, к чему лежит душа.

    Анализирую, умеет ли человек делать выводы из своих ошибок

    Евгений Демин,
    генеральный директор и совладелец компании Splat, Москва

    Я провожу собеседования со всеми кандидатами на вакансии в главном офисе и на ключевые позиции в регионах и других странах. Стараюсь как можно больше кандидатур рассмотреть лично, поскольку ценности каждого сотрудника должны совпадать с ценностями компании: когда подбираешь близких по духу людей, то потом не нужно тратить время, переубеждая их. Встречу с соискателем стараюсь провести быстро (на нее уходит от 10 минут до часа в зависимости от должности). Вот что я выясняю в ходе беседы.

    Владимир Сабуров, генеральный директор компании “Глинопереработка”, Брянск
    Я лично провожу собеседования с кандидатами на должности главных специалистов, руководителей отделов, служб. Встреча длится от 10 минут до получаса. За этот период необходимо оценить желание кандидатов работать и умение добиваться поставленных целей. При этом я задаю много вопросов, а времени на обдумывание не даю: так можно больше узнать о человеке. Вот какие темы помогают выяснить то, что для меня важно.

    1. Где работают (или учатся) ближайшие родственники соискателя (жена или муж, родители, дети), их возраст. По ответам можно понять, есть ли у человека стимул, принято ли в его окружении напряженно работать, с интересом и ответственностью относиться к делу.
    2. Прошу расставить по убывающей приоритеты при выборе работы : карьера, деньги (льготы), психологический климат в коллективе, самостоятельность, интенсивность работы, близость к дому, престижность компании, приобретение опыта и знаний, сложность поставленных задач.
    3. Руководитель поручил вам работу, исполнение которой не входит в ваши должностные обязанности. Что будете делать? Если откажется, то это не наш человек. Такие люди, как правило, не стремятся к развитию, с ними постоянно будут возникать проблемы. Если и брать таких на работу, то только в бухгалтерию.
    4. Провожу кандидата (если он претендует на должность в производственной службе) по цехам. После экскурсии многие сразу уходят, так как рассчитывали на работу в кабинете с кондиционером.
    5. Спрашиваю, чем человек вообще интересуется в жизни. Однажды мы принимали на работу руководителя службы закупок и логистики (закупки для производства, связь между производственным предприятием и торговым домом, выстраивание логистики по отгрузкам). К нам пришел на собеседование молодой претендент (23 года) с экономическим образованием. В беседе выяснилось, что он активно занимается спортом, при этом еще тренирует детей. Это значит, что у него должны быть и твердость, и выдержка, и умение спланировать время, которые пригодятся в работе. Несмотря на возраст кандидата, я пригласил его на работу – и не ошибся. За год он сумел добиться глобальных позитивных перемен в работе службы: создал систему мониторинга поставщиков, стройную схему взаимодействия между службами предприятия, в результате мы значительно снизили затраты на закупку комплектующих и перевозку готовой продукции.
    6. Проверка на честность. Вопрос звучит так: «У вас планы на вечер – собираетесь вместе с семьей (с девушкой, молодым человеком) куда-то пойти, но получаете срочное задание, для исполнения которого придется задержаться на работе. Это приведет к отмене личных планов. Как вы поступите». Ответа я жду правдивого. Фальшь здесь всегда чувствуется. Другой вопрос: «Вы столкнулись с несправедливыми упреками руководства в ваш адрес. Как отреагируете?» Ответ оцениваю так же.
    7. Какая у кандидата самооценка. Чтобы понять это, задаю такой провокационный вопрос: «Вы провели большую работу, потратили немало времени и энергии, но результаты оказались невостребованными (все, что вы сделали, положили на полку). Как вы себя почувствуете, какова будет ваша реакция?». Человек с низкой самооценкой будет думать, что зря потратил время и усилия и что его никто не ценит.
    8. Умеет ли руководить. Задаю вопрос: «Подчиненный не выполнил в срок задание. Ваши действия?». Если последует ответ “В интересах компании сделаю сам”, то можно сразу отказываться от сотрудничества с таким кандидатом, и не важно, что он к сказанному добавит (например, что накажет подчиненного). Был однажды претендент на должность главного инженера, который ответил именно так – я даже не стал продолжать беседу. Не должен руководитель выполнять работу за подчиненных.
    9. Жесткий ли он руководитель. Вопрос такой: “Ваш подчиненный нагрубил Вам. Как Вы поступите?”. Если кандидат ответит “Буду воспитывать, объяснять, что грубиян поступил неправильно”, это не наш человек. Такой ответ – повод для отказа претендентам на должности руководителей среднего звена, которые работают непосредственно на производстве. Там должна быть жесткая дисциплина, нужно, чтобы сотрудники были готовы подчиняться безусловно. Я ожидаю ответа: “Жестко пресеку, наложу взыскание; при повторном случае уволю”. На производстве либерализма быть не должно.
    10. Есть ли интерес к тому, чем занимается завод. Мы производим наполнители для кошачьих туалетов, поэтому я всегда спрашиваю, есть ли у кандидата кошка. Уверен, что кошатник постарается все сделать идеально, потому что нашей продукцией будет пользоваться его любимый питомец.
    11. Соответствуют ли жизненные принципы кандидата тем, которые пропагандирует наша компания. Например, как-то раз на собеседовании с претендентом на должность директора производства я не расспросил его о том, что он понимает под культурой производства. У нас на предприятии соблюдение чистоты и порядка – один из важнейших факторов, от которых зависит оплата труда. Также культура производства подразумевает честность в работе. Так вот, новый директор показывал хорошие результаты, умел общаться с людьми, организовывать их. Но был у него недостаток – скрытность, постоянные попытки утаить огрехи в работе. А больше всего угнетало, что на рабочих местах в цехах всегда был беспорядок. Я боролся с этим, пока кто-то из сотрудников, побывав у него дома, не рассказал, что там тоже беспорядок. Я сделал вывод, что воспитывать его бесполезно, и нам пришлось расстаться. Ведь если в производственных помещениях все вверх дном и нет чистоты, это ведет к травматизму, поломкам оборудования, дополнительным затратам. Да и рабочие относятся к предприятию совсем иначе, если их окружает порядок, и они сами его поддерживают.


    Кандидаты должны точно знать, что могут дать компании и что компания даст им

    Дмитрий Федосеев,
    владелец и генеральный директор компании “Айболит Плюс”, Москва

    Я провожу по пять-семь собеседований в неделю (с ветврачами, управляющими, промоутерами), причем не только в Москве, но и в регионах. Для меня это не труд, а удовольствие (хотя и полезное). Все встречи длятся по три часа: я не привык торопиться, поэтому к выбору подхожу без спешки. Чего я ожидаю от кандидатов?

    1. Желание работать и зарабатывать. Выявить его помогают любимые вопросы “Зачем мы вам” и “Зачем вы нам”. Ответы на них дают наилучшее представление о кандидате, а иногда и открывают новые возможности. Например, был такой показательный случай. Несколько месяцев подряд к нам обращалась девушка, которая хотела устроиться на должность оператора колл-центра. Первый раз я сказал ей, что вакансия появляется или не появляется с 1-го по 5-е число месяца. И она звонила четыре месяца подряд, а на пятый я, удивленный ее настойчивостью, спросил, почему она желает работать именно у нас (уже начал думать, что это происки конкурентов), – задал вопрос “Зачем мы вам?”. Девушка прямо ответила, что ей больше всего нравится свободный график и удаленная работа, живет она рядом с нашим офисом (при необходимости там появиться можно не тратить время на дорогу). Ей также понравилось, что мы посоветовали звонить ежемесячно, а не просто сообщили, что вакансии нет. Такой ответ меня удивил, и я спросил, чем она может быть нам полезна (“Зачем вы нам?”). Оказалось, что у нее есть опыт в сфере HR, но из-за желания работать дома и по свободному графику она рассматривает другие вакансии. А буквально перед этим я прочитал о компании, которая для поиска персонала привлекает фрилансера – это экономит средства и позволяет более качественно подбирать сотрудников. И решил, что нам тоже надо так попробовать. Поэтому уже через два дня мы ввели в штатное расписание должность специалиста по подбору персонала и приняли настойчивую девушку на работу. Кстати, с ее помощью мы уже заполнили несколько вакансий.
    2. Готов ли человек искать новые возможности. Недавно я ездил на открытие нашего ветеринарного центра в Новосибирск и провел там несколько собеседований с претендентами на должность управляющего. Одна из них решила проявить себя, начав критиковать нашу стратегию и подходы к работе: заявила, например, что московской компании в регионе делать нечего. Кроме критики, я ничего не услышал, хотя и спрашивал, почему соискатель так думает и что предлагает. Вывод таков: претендентка видела только плохое (как ей казалось), но не предлагала вариантов, как сделать лучше. Это свидетельствует о том, что человек всегда будет находить причины, почему не выполняется план, филиал не развивается. Стоит ли говорить, что на работу я ее не взял?
    3. Добропорядочность и адекватность. Я люблю задавать провокационные вопросы. Например, предлагаю кандидату более высокий пост (моего заместителя, а не управляющего клиникой), отмечая, что на этой должности сейчас работает такой-то сотрудник. Если кандидат интересуется, куда я дену нынешнего заместителя, отвечаю, что сделаю рокировку. Cмотрю на реакцию: обрадуется ли возможности попасть в компанию сразу на высокую должность и подсидеть другого – усомнится ли в наличии необходимого опыта – ведь претендовал-то на другую должность – спросит ли, в чем будут заключаться его обязанности, какие у него будут задачи? Это о многом говорит: смогу ли я доверять человеку, какими принципами он в жизни руководствуется, адекватно ли оценивает свои возможности.
    4. Реальный опыт. Есть у меня в запасе и еще одно провокационное предложение для кандидатов в управляющие: если человек соловьем заливается, рассказывая о своих достижениях на прошлой работе, я спрашиваю, готов ли он с завтрашнего дня приступить к работе над проектом (открывать клинику на новом месте). Хвастун сразу же найдет тысячи отговорок, почему сейчас это не получится.

    2.2 Оценка кандидата после собеседования

    В организациях для анализа собеседования используют специальные бланки. После собеседования интервьюер, пока свежие впечатления не испарились, оценивает кандидата. После того как нижеприведенный бланк заполнен (а предварительно распечатан по образцу), его кладут в личное дело кандидата.
    Эта форма оценки кандидата будет удобна, если придерживаться рекомендованной схемы проведения интервью. Она позволит сопоставить требуемые вакансией качества, навыки и возможности кандидата с его объективными качествами, навыками и возможностями, то есть сравнить желаемое и действительное.

    Бланк оценки кандидата
    Ф.И.О. кандидата: _______________________________________________ ________________
    Должность: _____________________________________________________ ________________
    Дата интервью: «_________»____________200__ года
    Установленное время начала интервью _____________________________ ________________
    Фактическое время прихода кандидата (при опоздании указать причину опоздания)______________________________________________________ ________________
    № _____________________________________________________________ _________
    Характеристика «Идеальный» кандидат (в эту графу заранее вписывают желаемые качества после экспертизы вакансии) __________________________________________________________
    Соответствующие данные кандидата (в эту графу вписывают фактические качества кандидата) __ ________________________________________________________________ _____________ _
    Оценка

    Пол______________________________________________________

    Возраст___________________________________________________

    Семейное положение _______________________________________

    Названия учебных заведений, где кандидат мог бы получить необходимые для успешного выполнения своих функциональных обязанностей знания. Его желательная специализация и дополнительное образование _________________________________________________________

    Названия возможных занимаемых кандидатом должностей._______

    Профиль и названия компаний, где кандидат мог бы получить и освоить необходимые для вакансии навыки.

    Минимальный опыт работы.

    Список, должностных обязанностей, которые кандидат должен был выполнять.

    Степень владения оргтехникой (ПК, ксерокс, факс, др.), знание программных продуктов.

    Степень владения иностранным языком_______________
    11. Профессиональные знания и навыки, необходимые кандидату:

    Наличие автомобиля, водительских прав с указанием категории, стажа вождения.

    Наличие жилья, желательное место проживания.

    Психологические качества, которые помогут успешно справляться с должностными обязанностями и освоить новые навыки.

    Психологические качества, несовместимые с работой на данной должности

    Психологические характеристики, позволяющие достичь совместимости с сотрудниками, непосредственно связанными с будущим работником и соответствующие корпоративной культуре организации.

    Психологические качества, несовместимые с работой в данной компании

    Дополнительные требования.

    Краткая информация и мнение должностного лица, проводившего первичное интервью (т.е. неформальная оценка кандидата) тоже очень важна. Ниже приведена форма, по которой можно оценить соискателя. Для заполнения этой формы нужно обвести подходящую (по возможности объективному, мнению о кандидате) цифру в каждой строчке. После чего посчитать общую оценку, максимальный балл равен 60 минимальный - 12. Оптимальный балл получится, если кандидат набрал не больше трех троек при условии, что остальные отметки 4 и 5.
    При оценке нельзя путайть внешний вид со стоимостью одежды и личным вкусом кандидата, в графе внешний вид имеется в виду аккуратность прически, адекватный макияж и маникюр (если перед вами женщина), чистая, опрятная, подходящая случаю одежда, ненавязчивость аксессуаров. Кроме тембра голоса, нужно обращать внимание на темп речи, возможные дефекты звукопроизношения, словарный запас, использование жаргонных слов. В графе физического состояния особо внимательно оценивают женщин и пожилых людей. Также следует отличать качества, необходимые при поступлении на работу, от тех, которые могут быть достаточно быстро приобретены в процессе адаптации на рабочем месте (критичность условий).
    ВНЕШНИЙ ВИД

    Неопрятный

    Небрежность в одежде

    Опрятный

    Уделяет особое внимание своему внешнему виду

    Резкий, раздражающий

    Невнятный

    Приятный

    Ясный, понятный

    Экспрессивный, энергичный

    ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

    Неприятная, нездоровая внешность

    Неэнергичный, апатичный

    Хорошая физическая форма, приятная внешность

    Бодрый, энергичный

    Очень энергичный, в отличной форме

    ПОВЕДЕНИЕ

    Стеснительный

    Манерный

    Напряженный

    Смущенный

    Спокойный

    Адекватный

    Необычайно выдержанный

    УВЕРЕННОСТЬ

    Застенчивый

    Заносчивый

    Последовательный, доказательный

    Достаточно самоуверенный

    Прямолинейный

    Демонстрирует уверенность

    Необычайно самоуверенный

    ХОД МЫСЛЕЙ

    Нелогичный

    Неопределенный

    Распыляется по пустякам

    Ясно выражается, слова адекватны значениям

    Убедительный

    Логичный

    Необычайная способность в логике мысли

    ГИБКОСТЬУМА

    Тугодум, медленно соображает

    Равнодушно воспринимает сказанное

    Внимателен, четко выражает свои мысли

    Сообразителен, задает адекватные вопросы

    Необычная острота ума, воспринимает комплекс идей

    МОТИВАЦИИ И АМБИЦИИ

    Вял, не амбициозен

    Отсутствие интереса к саморазвитию

    Демонстрирует стремление к саморазвитию

    Определяет будущие цели, хочет добиться успеха

    Высокие амбиции, саморазвитие

    ОПЫТ РАБОТЫ, ОБРАЗОВАНИЕ

    Не соответствуют должности

    Не соответствуют, но полезны

    Соответствуют

    Выше требуемого

    Особоподходящие

    Продолжает учиться, повышать уровень

    ЛИЧНОСТЬ КАНДИДАТА

    Незрелый, импульсивный

    Разумный, зрелый

    Кооперативный

    Ответственный

    Зрелый, самодостаточный

    ОТНОШЕНИЕ К ПРЕЖНЕМУМЕСТУ РАБОТЫ

    Ярко негативное

    Демонстрирует недовольство

    Уклоняется от прямых вопросов

    Выражает позитивное отношение

    Демонстрирует позитив, объективно оценивает «+» и «-»

    ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

    Выражает крайнюю степень смущения или агрессии

    Заметно нервничает

    Не выражает дискомфорта, не стремится продолжать беседу

    Демонстрирует спокойное поведение, продолжает диалог

    Реагирует адекватно, ищет способы продолжения беседы

    Принятое решение: «Принять» (), «Отказать» ()

    2.3 Решение проблем с поиском и подбором персонала (на примере розничной торговой сети «Утконос»)

    В последние годы на отечественный рынок пришел ряд всемирно известных розничных сетей и брендов, утверждаются новые форматы торговли. Розничные торговые сети динамично развиваются, демонстрируя впечатляющий рост - около 15% ежегодно. Это было бы невозможно без увеличения платежеспособного спроса населения, без использования современных технологий в сфере торговли. Практически все действующие розничные торговые сети управляются высококвалифицированными менеджерами; подбор персонала осуществляется с учетом личностных характеристик кандидатов, а не исключительно по профессиональным навыкам, как это было прежде.

    Специалисты в области управления персоналом прогнозируют возникновение существенных проблем с поиском и подбором кадров, усиление конкуренции за работников на рынке труда. Большинство торговых организаций пользуются отработанной системой подбора персонала, которая предполагает предложение лучших условий труда, дополнительного социального пакета, более высокой заработной платы. Это ведет к постоянной ”миграции” сотрудников из одной розничной торговой сети в другую в поисках ”лучшего” компенсационного пакета. Поэтому рынок неквалифицированного персонала характеризуется высокой текучестью - от 30% до 50% в год. Отчасти такие показатели обусловлены сезонными спадами, связанными с летним периодом: 20%-30% новых сотрудников, занятых в столичных торговых сетях, - не москвичи, для которых работа на дачном участке или в деревне оказывается важнее материальной выгоды и корпоративной карьеры. Поэтому поиск персонала в розничных сетях превратился в непрекращающийся процесс.

    Для успешной организации поиска и подбора кандидатов следует руководствоваться двумя основными правилами:

    начинать поиск кандидатов прежде всего внутри самой организации;

    использовать по меньшей мере два источника для привлечения кандидатов с внешнего рынка.

    Для каждой категории персонала (топ-менеджеры, руководители среднего звена, специалисты, технические исполнители) определяется процедура оценки при отборе. Данный процесс ориентирован на выявление наиболее подходящего кандидата для той или иной должности, а не должности - для кандидата. Использование такой системы поиска и подбора кандидатов соответствует снижению текучести персонала торговой сети в несколько раз.

    Сегодня все более очевидной становится тенденция к выбору компании соискателями, а не наоборот. Это касается в первую очередь действительно хороших специалистов, на которых идет ”кадровая охота”. И здесь очень важен имидж компании - бренд ”хорошего работодателя”, формирование которого во многом обусловливается деятельностью службы управления персоналом.

    Разработанная в рамках розничной торговой сети ”Утконос” технология практических действий повышает эффективность поиска и подбора персонала. Комплексный подход помог систематизировать информацию о навыках, квалификационных требованиях, критериях успеха и факторах качества, необходимых сотруднику для исполнения конкретных функций. Соответственно работа с потенциальными кандидатами на замещение вакантных должностей в организации стала более целенаправленной: появилась возможность установления соответствия кандидата не просто определенной должности, а конкретным профессиональным и личностным требованиям применительно к выполнению определенных функциональных задач.

    Процесс поиска и подбора персонала нацелен на формирование коллектива сотрудников, которые в дальнейшем могли бы на своих позициях способствовать развитию организации в целом. Использовались два типа подбора: тактический (заблаговременный подбор кандидатов из внешних источников на вакансию, которая еще не открыта) и стратегический (когда подбор кандидатов в резерв для возможного повышения осуществляется внутри организации на основе выявленных способностей и потенциала работника).

    Поскольку традиционные параметры отбора кандидатов - по профессиональным знаниям, предыдущему опыту работы и др. - не давали гарантии их успешной работы, была разработана технология отбора претендентов на работу.

    Вначале проводится тестирование всего коллектива. На основе полученных результатов, наблюдений, оценок деятельности каждого сотрудника составляются должностные профессиограммы. Набор профессиональных и психологических качеств берется за основу при установлении очередности этапов отбора, необходимых документов (анкет, карточек учета) и серии тестов для психодиагностики. При этом используются методики, позволяющие оценить: уровень профессиональных знаний и опыт работы; организаторские способности; коммуникативные качества; умение работать с людьми, документами и информацией; способность своевременно принимать и реализовывать решения; морально-этические черты характера.

    Из списка выбираются те качества, которые важны для конкретной должности, и добавляются специфические качества, которыми должен обладать претендент на конкретную должность. Кандидат, обладающий качествами, необходимыми для данной вакантной должности, занимает ее. В результате удалось сделать подбор персонала результативным, простым и удобным, а также существенно сократить затраты на эту работу.

    Если использовать полученные, в результате внутренних исследований, данные, можно более грамотно составить примерный список вопросов для собеседования и провести результативное собеседование. В результате нанять на предприятие наиболее грамотного сотрудника, и получить максимум прибыли.

    Параллельно выработке собеседований и анкет на конкретные должности, выявляются положительные и отрицательные аспекты работы в организации. У руководителя появляется возможность исправить недочеты, принять меры для решения проблем.

    Таким образом, руководитель не только решает проблему поиска и подбора персонала, но и улучшение внутренних проблем организации, возможно изменение каких-то устоев организации.

    Заключение

    Изучив и проанализировав теоретический материал этой работы можно увидеть, что существует 4 основных метода отборочного собеседования: это британский, американский, китайский, немецкий методы. Самый распространенный в современных условиях метод отборочного собеседования это британский. Он предполагает личное общение интервьюера с кандидатом. Такой подход наиболее полно и точно определяет потенциал кандидата на должность. Также из работы можно увидеть, что собеседование обладает недостатками. Основной недостаток заключается в том, что интервьюер может неквалифицированно провести собеседование, соответственно получит не правильные выводы о работнике и организация может лишиться квалифицированного сотрудника, или же наоборот приобрести некомпетентного.

    В процессе собеседования от кандидата получают краткую информацию о его автобиографии, его отношения к закону и уровень профессионализма.

    После собеседования производится сопоставление данной личности к его должности, которую он хочет занять и делается вывод о его профессиональных качествах применяемых к данной работе – может ли данный кандидат занимать эту должность.

    В начале с кандидатом проходят беседу в отделе кадров, при котором определяется образование и внешний вид.

    На следующем этапе заполняются документы определенного образца, в этих документах задаются вопросы о качествах претендента.

    Потом происходит собеседование в форме вопросов и ответов. Во время беседы нельзя провоцировать кандидата повышением интонации. В процессе происходит наблюдение за речью и поведением. Во время беседы не задаются вопросы являющиеся важными критериями отбора. В дальнейшим кандидат направляется на тестирование, которое проверяет эффективность выполнения данной ему работы. В последствии проводится проверка рекомендаций и отзывов с его предыдущей работы, проверяется его образование и в некоторых случаях проводится медицинский осмотр, после чего принимают решения о приеме на работу.

    Для того чтобы составить оптимальный список вопросов нужных для выяснения нужных данных для каждой должности организация «Утконос» провели исследования в своей организации. Они опросили сотрудников, составили профессиограммы. После чего обработали и проанализировали все данные и составили конкретные требования к кандидатам. Это достаточно сильно повлияла на работу организации. В этой организации снизились затраты на найм и обучение персонала.

    Вывод из этой работы:

    Для того чтобы отборочные собеседования приносили организации квалифицированных сотрудников и минимальные затраты нужно иметь квалифицированного интервьюера. Он должен уметь правильно сформулировать вопрос, вести беседу с максимальной пользой для себя, уметь взглядом или жестом успокоить кандидата, получать информацию нужную для дальнейшего анализа данных. ё

    Прием на работу представляет собой сложную систему взаимосвязи между работодателем и соискателем. И чтобы получить работу требуется пройти множество этапов отбора. Которые можно сделать короче, если совместить несколько этапов вместе, тогда принятия решения о приеме на работу будет происходить на много быстрее. Личностную проверку кандидата надо проводить более тщательно, во избежание конфликтных ситуаций.

    Отборочная беседа; заполнение заявлений и анкеты; собеседование ...

  • Правовое регулирование процедуры отбора персонала

    Реферат >> Менеджмент

    Обычно обращают внимание при предварительной отборочной беседе являются: адрес, профилирующее направление... продажами. 1.6 Современные проблемы отбора персонала При отбора персонала в процессе проведения собеседования работникам кадровых служб приходится...

  • Особенности набора и отбора персонала для работы в таможенных органах

    Реферат >> Таможенная система

    Кандидатов на вакантные должности(отбор персонала ) включает: предварительное собеседование ; анализ анкетных данных; наведение... системы оценки результатов, полученных в ходе отборочных процедур. Система оценки кандидатов на...

  • Процедуры набора и отбора персонала

    Курсовая работа >> Менеджмент

    Из самых важных элементов процесса отбора персонала . В ходе собеседования можно познакомиться с кандидатом поближе... обычно обращают внимание при предварительной отборочной беседе являются: адрес, профилирующее направление...

  • Posted On 31.05.2018

    Управление персоналом\Технологии поиска, отбора и адаптации персонала в компании

    6.1. Подготовка к собеседованию

    Проведение интервью - это самый ответственный этап подбора персонала, играющий ключевую роль в принятии окончательного решения даже в тех случаях, когда наряду с ним используются и другие методы оценки. Поэтому необходима серьезная и основательная подготовка к собеседованию.
    Интервьюер должен иметь четкое представление о вакантной должности, о которой будет идти речь во время разговора: обязанности, задачи, методы и средства их решения, объем работы, ответственность, права, служебные взаимоотношения, условия и место работы.
    Кроме того, специалист, который будет беседовать с будущим сотрудником, должен располагать следующими сведениями:
    1. Информация о компании (название, форма собственности, история, размеры, профиль, продукция и показатели ее объема, место на рынке, корпоративная культура).
    2. Сведения о подразделении, в которое подбирается работник, о его руководителе и групповых нормах поведения в коллективе.
    3. Профессиональные и личностные требования к кандидатам, желательный предыдущий опыт; данные о работе сотрудника, занимавшего эту должность прежде.
    4. Компенсационный пакет (заработная плата и порядок ее начисления, премии, страховки, предоставление автомобиля, возмещение затрат на использование личного транспорта, питание и др.).
    5. Возможности повышения квалификации, профессионального и должностного роста.
    Необходимо назначить время собеседования, подготовить подходящее помещение, анкету, которую заполнит кандидат перед разговором, изучить его резюме и наметить ключевые вопросы. Интервьюеру должны быть известны порядок, процедуры и сроки оценки представленных претендентов, а также личностные особенности тех людей, которые будут принимать решение о найме.

    6.2. Стратегия и тактика проведения собеседования

    Интервью при приеме на работу призвано решить следующие задачи:

    • оценку способностей кандидата к определенного рода деятельности;
    • сравнительный анализ компетенции соискателей на должность;
    • предоставление кандидату информации об организации для того, чтобы помочь ему принять решение о трудоустройстве.

    Учитывая уникальность интервью как метода оценки и отбора кандидатов, необходимо добиться его максимальной эффективности, которая зависит от технологии его проведения, профессионализма интервьюера.
    Избежать возможных серьезных ошибок поможет структурирование как процесса принятия решения о приеме на работу, так и методики проведения интервью.

    Внутренние эффекты, затрудняющие проведение интервью

    Первые впечатления. Интервьюеры часто делают выводы о личности кандидата за несколько минут в самом начале разговора. В оставшуюся часть времени они собирают информацию в поддержку первого впечатления. Это тот случай, когда человек "слышит только то, что хочет слышать" и делает необоснованный выбор.
    Стереотипы. Некоторые интервьюеры полагают, что определенным группам людей свойственны особые характеристики (например, бородатые мужчины не внушают доверия, а женщины в очках умны).
    Эффект края (первичности - недавности). На информацию, которая прозвучала в начале беседы, обращается больше внимания, чем на последующую. Это может быть объяснено свойствами памяти или силой первого впечатления.
    Эффект контраста. Мнение интервьюера о кандидате зависит от его суждения о предыдущих соискателях. С одной стороны, это означает, что из них будет выбран лучший, с другой - их сравнивают между собой, оценивают по отношению друг к другу, а не к требованиям работы.
    Такой же, как я. Интервьюеры более благосклонны к людям, похожим на них самих по воспитанию, образованию, опыту работы. Есть даже данные о том, что они предпочитают претендентов с невербальным поведением, аналогичным собственному (движения глаз, поза и т. п.).
    Негативная информация. Негативные сведения производят на интервьюеров более сильное впечатление, чем позитивные. Это особенно заметно, если отрицательная информация появляется в начале собеседования, после чего они автоматически начинают искать дополнительные подтверждения негатива.
    Личная симпатия. Более высокая оценка ставится тем кандидатам, которые вызывают симпатию вне зависимости от других факторов, имеющих отношение к работе. Это естественная реакция человека, но, пожалуй, не гарантирующая выбор лучшего претендента на должность.
    Копирование. Интервьюеры, отдающие предпочтение определенному типу личности, выбирают соответствующих им людей, независимо от их других характеристик. Это мешает проведению беседы и может привести к тому, что кандидатура выбранного человека не будет подходить для данной работы.
    Иностранный или местный акцент. Соискатели с иностранным или местным акцентом часто попадают в менее выгодные условия по сравнению с теми, кто не имеет особенностей выговора. Однако данный эффект проявляется реже, если речь идет о "не слишком престижных" должностях, а для работы с клиентами людям с некоторым местным акцентом даже отдается предпочтение.
    Эффект реального времени. Интервьюеры полагают, что кандидат ведет себя во время встречи так же, как в жизни. Это серьезная ошибка, поскольку, как правило, люди нервничают во время собеседования. И наоборот: некоторые претенденты умеют "пустить пыль в глаза" и на протяжении всего разговора демонстрировать качества, каковыми не обладают в реальности.
    Предпочтения пола. Кандидатов-женщин часто оценивают гораздо придирчивее, чем мужчин, особенно если мужчинам отдается предпочтение для данной вакансии. Хотя есть сведения о том, что эта тенденция свойственна больше интервьюерам-дамам, которые считают представителей сильной половины человечества более компетентными, в то время как для последних, похоже, пол не имеет значения.

    6.3. Техника проведения собеседования

    Постройте общение с кандидатом таким образом, чтобы он мог говорить с вами открыто и вы могли получить нужную информацию. Для этого поощряйте, поддерживайте, проявляйте инициативу и одновременно будьте жестким там, где это необходимо.

    Помните, что 80-90% времени на первом этапе интервью должен говорить соискатель.

    Для того чтобы правильно использовать результаты беседы, нужно зафиксировать полученные данные. Записывайте ключевые моменты и фразы, а также свои комментарии об особенностях поведения человека.

    По каждой компетенции необходимо собрать не менее 2-3 фактов из опыта кандидата. Желательно, чтобы это была как позитивная, так и негативная информация.

    Оценку претендента проводите только после окончания интервью.

    Не подсказывайте ответы. У вашего собеседника не должно сложиться впечатление о том, что существуют правильные и неправильные ответы.

    Схема построения интервью

    Этап 1. Введение, установление контакта

    1. Представьтесь.
    2. Обозначьте цель и процедуру интервью.
    3. Предупредите кандидата о том, что будете делать записи.
    4. Задайте общий вводный вопрос (например: "Где вы работали раньше?").

    Этап 2. Основная часть интервью

    1. Исследуйте оцениваемые компетенции.
    2. Предложите кандидату добавить сведения о себе на его усмотрение.
    3. Предоставьте возможность задать вопросы вам.
    Чем больше вы узнаете о претенденте до интервью, тем меньше времени придется потратить на уточнение этой информации во время него. Подготовка включает в себя:
    Обзор документов. Соберите все имеющиеся документы кандидата - резюме, анкеты, зафиксированные результаты телефонных разговоров - и выберите из их содержания сведения о том опыте работы, который наиболее важен для данной позиции.
    Опыт работы. Ознакомьтесь с информацией, которая соответствует интересующему вас трудовому опыту соискателя. Пометьте для себя то, что вам представляется неясным, о чем вы хотели бы получить дополнительные сведения.
    Пробелы в трудовой деятельности. Пометьте для себя пробелы в трудовой или учебной деятельности кандидата. В ходе интервью вы сможете обсудить это с ним, чтобы установить их причину и сделать выводы о послужном списке кандидата.
    Основная цель обзора опыта - получить только общие сведения, потратив при этом не более 5-8 минут. Если собеседник начнет углубляться в детали, вежливо напомните ему, что на данном этапе эта информация для вас пока несущественна.
    После завершения обзорной части переходите к подготовленным поведенческим вопросам. Скажите кандидату о том, что дальнейшая беседа будет носить более динамичный характер, и желательно, чтобы он отвечал как можно подробнее.

    Важно

    Не пытайтесь на данном этапе сформировать окончательное впечатление о соискателе. Запишите основные выводы, чтобы вернуться к ним позднее.

    Уделяйте больше внимания недавнему опыту учебы и работы, который наиболее важен и соответствует рассматриваемой позиции. Не задавайте слишком много вопросов о давно прошедших событиях.

    Если кандидат говорит о том, что ему нравилось или не нравилось в предыдущей работе, это поможет вам оценить его мотивацию.

    Не убеждайте себя, что пробелы в трудовой деятельности - это плохой знак. Необходимо выяснить их причины.

    Этап 3. Завершение интервью

    1. Предоставьте кандидату сведения о вакансии.
    2. Расскажите о дальнейших шагах и процедурах отбора. Для окончания интервью необходимо:

    • просмотреть свои записи, чтобы определить, нужны ли вам дополнительная информация или какие-либо разъяснения (если нужно, задайте вопросы сразу);
    • провести тестирование (если требуется);
    • рассказать о должности и компании, ответить на вопросы кандидата;
    • завершить интервью: объяснить дальнейшую процедуру и поблагодарить собеседника.

    6.4. Разработка структуры интервью в соответствии со спецификой вакансии

    Одним их основных факторов успешности интервью является его продуманная структура. Для того чтобы сформировать список вопросов для выявления необходимых компетенции кандидата, предлагается воспользоваться следующей таблицей.

    Составляйте вопросы исходя из оценки задач, соответствующих должности, методу их решения и необходимых компетенции.

    Десятка лучших вопросов для интервью

    1. Расскажите о себе, используя только прилагательные.
    2. Назовите самый большой успех и самую большую ошибку в вашей карьере.
    3. Какова была самая серьезная критика, обращенная когда-либо в ваш адрес?
    4. Опишите, пожалуйста, лучшего из ваших руководителей или подчиненных, с кем вам приходилось работать.
    5. Что ваш последний начальник постарался бы улучшить в вас?
    6. Если бы повторились последние десять лет вашей карьеры, что вы сделали бы по-другому?
    7. Опишите самое трудное решение из тех, которые вы когда-либо принимали. Оглядываясь назад, было ли ваше решение наилучшим из возможных? Почему да или почему нет?
    8. Если бы я поговорил с вашим руководителем (настоящим или прежним), какие ваши сильные и слабые стороны он бы отметил?
    9. Предположим, вы уже работаете в нашей компании три-шесть месяцев назад, однако дела идут не совсем хорошо. Как вы полагаете, что и по каким причинам может не получиться?
    10. Что может сделать ваш рабочий день действительно хорошим? Если же к вечеру вы расстроены, что могло привести вас в такое состояние?

    Десятка самых "неудобных" вопросов для интервью

    1. Какие управленческие убеждения у вас сформировались?
    2. Что для вас более важно - истина или комфорт?
    3. На чем вы учились больше: на ваших успехах или ошибках?
    5. Насколько снисходительным было ваше отношение к выявленным в течение года ошибкам ваших подчиненных?
    6. В чем, по вашему мнению, основная сила вашей организации? Почему?
    7. При каких обстоятельствах вы могли бы пойти на обман?
    8. Всегда ли клиент прав?
    9. Если бы могли организовать мир по одному из трех принципов - нет недостатков и нехваток, нет проблем, нет правил - как бы вы его устроили?
    10. Могут ли, по вашему мнению, все деловые отношения быть абсолютно четкими, в частности, по срокам исполнения обязательств?

    6.5. Техника оценки информации по ходу собеседования

    Для того чтобы правильно оценить поступающую информацию, используйте как можно больше методов проведения интервью.
    1. Вопросы к кандидату (открытые, закрытые, альтернативные, повторные, уточняющие, последовательно уточняющие - цепочки, в которых каждый новый вопрос вытекает из ответа на предыдущий).
    2. Просьбы привести примеры из личного опыта.
    3. Конкретные ситуации для разбора.
    4. Ролевые игры.
    5. Встроенные в собеседование тесты и задачи.
    6. Письменные задания.
    7. Провокации.
    8. Предложение кандидату задавать вопросы.

    6.6. Анализ эффективности проведения собеседования

    Эффективность собеседования напрямую зависит от его результатов, то есть количества полученной информации и времени, затраченного на его проведение. Возможные результаты собеседования:
    1. Заключение о кандидате для представления на рассматриваемую должность.
    2. Зафиксированные выводы о претенденте для приглашения на возможные должности в будущем.
    3. Получение полезной деловой информации от кандидата.
    4. Установление контакта с соискателем как с потенциальным партнером.
    5. Выход через него на новые интересные контакты.
    6. Заключение о принципиальной нецелесообразности дальнейшей работы с
    данным человеком. Выводы:
    1. Собеседование не является бесполезным, если получен хотя бы один из возможных результатов.
    2. Количество и качество итогов беседы определяются:

    • мастерством интервьюера;
    • продолжительностью разговора;
    • ценностью кандидата.

    3. В идеале структура собеседования должна включать в себя специальные вопросы для получения всех возможных данных.
    4. Ограниченное время интервью должно быть использовано в первую очередь для достижения того результата, который является его главной целью.
    Основные итоги собеседования должны быть зафиксированы письменно и сохранены для дальнейшей работы. Если этого не делать, то данные утрачиваются, и эффективность подобной деятельности снижается.

    6.7. Техника оформления отчетов о собеседовании

    Оформление материалов собеседования займет у вас некоторое время.
    1. Для того чтобы не упустить детали, в ходе собеседования вы должны делать свои заметки в листах собеседования. Если в собеседовании участвуют другие лица (непосредственный руководитель, наставник), фиксируйте их вопросы и ответы на них. Вы можете поручить ведение протокола собеседования секретарю или коллеге.
    2. Проанализируйте полученную информацию.
    3. Сразу после проведения собеседования обсудите результаты со всеми участниками проведения интервью.
    4. Оцените информацию.
    5. Подведите итоги, зафиксируйте в протоколе.
    6. Старайтесь назначать время проведения собеседований в первой половине дня для того, чтобы во второй составить отчет о проведении собеседования и согласовать его со всеми участниками интервью.
    7. После согласования отчета с участниками проведения интервью подшейте все материалы, собранные на кандидата, в папку. Для принятия окончательного решения о кандидате руководителю нужно будет проанализировать все собранные данные.

    ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ

    ОТЧЕТ о проведении собеседования

    "____"___________200 г.

    Собеседование с кандидатом Ивановым И.И.
    на вакантную должность начальник отдела сбыта
    Профессиональный опыт обширный и вполне соответствует предполагаемой должности (семь лет работы в сбыте, из них пять - на руководящих позициях).
    Кандидат активно реализовывал свои возможности повышения в должности. Выражена потребность в карьерном росте и достижении успеха. Честолюбив. Способен к оправданному риску.
    Интеллект высокий и соответствует образованию. Мышление творческое, способен к нестандартному подходу в решении задач. Устная и письменная речь очень развиты. Словарный запас обширный. Критичен к информации. Адекватно оценивает свои интеллектуальные способности, стремится использовать их в деле.
    Настроение ровное, уровень самоконтроля высокий. Сдержан. Тревожность низкая. Иногда вспыльчив, но отходчив. Производит впечатление эмоционально зрелого человека.
    Общителен, умеет устанавливать и поддерживать межличностные контакты. Предпочитает групповую деятельность. Активен в общении. Быстро адаптируется в коллективе и стремится принять на себя роль лидера. Бывает несговорчив, не уступает групповому давлению, но достаточно терпим к мнению и недостаткам других людей. Охотно принимает ответственность за совместные действия.
    Самооценка адекватная. Уровень притязаний высокий. Понимает скрытые мотивы других. Проявляет активный интерес к людям.
    Настоящее место работы не удовлетворяет его амбициозным планам, но о руководстве отзывается уважительно. Целеустремлен, настойчив, инициативен. Способен к четкому стратегическому планированию. Быстро схватывает суть дела, обучаем. Понимает и может применять на практике механизмы своего бизнеса. Полностью принимает ответственность за свои действия. Умеет работать в команде. Как руководитель ориентирован в равной мере на персонал и на задачу. В напряженных условиях придерживается авторитарного стиля руководства, в более спокойных - демократического. Умеет делегировать полномочия и распределять ответственность между подчиненными.
    Внешний вид опрятный. Стиль одежды соответствует ситуации. Манера держаться открытая, на равных. Поза преимущественно открытая. Отвечает развернуто. Имеет презентабельную внешность.

    Собеседование проводил менеджер по персоналу _________________

    Присутствовали ___________________________________________

    Начальник отдела комплектации________________

    Директор по маркетингу________________

    ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ

    Типичные ошибки специалистов при проведении неструктурированного интервью:

    • неясность и разнородность оснований при принятии решения о приеме на работу;
    • интуитивность выбора;
    • переоценка значимости одних факторов в ущерб другим;
    • предпочтение кандидатов похожих на себя и отторжение непохожих;
    • "навешивание" на соискателя определенных характеристик, которые считаются типичными в связи с его возрастной, социальной или половой принадлежностью, а также исходя из субъективного мнения интервьюера, основанного на различных психологических положениях;
    • приписывание претенденту навыков, которые считаются типичными для людей с аналогичным опытом работы;
    • сравнение кандидатов между собой, а не относительно критериев успешности в данной работе.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Тестовое задание № 1

    Выберите из представленного списка пять вопросов, с помощью которых можно оценить способность кандидата к эффективному выполнению требуемой работы.
    1. В чем вы разбираетесь особенно хорошо? Почему вы так считаете?
    2. Опишите, пожалуйста, лучшего из ваших руководителей или подчиненных, с кем вам приходилось работать.
    3. Назовите, пожалуйста, три ваших основных функции или обязанности на последнем месте работы, по выполнению которых оценивалась успешность вашей деятельности.
    4. Является ли честность всегда лучшей политикой?
    5. Каких знаний вам не хватает или не хватало на предыдущей работе?
    6. Приведите, пожалуйста, пример хорошо подготовленного вами документа.
    7. Сколько раз в день вы выгуливаете свою собаку?
    8. Как вы чувствовали себя после последнего увольнения?
    9. Опишите, пожалуйста, свой рабочий день. Например, вчерашний.
    10. Что в ваших прежних коллегах у вас вызывало зависть?

    Тестовое задание № 2

    Выберите из представленного списка пять вопросов, с помощью которых можно оценить реальную заинтересованность кандидата в рассматриваемой работе.
    1. Почему вы всегда сотрудничаете с начальниками-женщинами?
    2. Какая работа вас устроила бы больше всего?
    3. Какое обучение вы намерены пройти в ближайшем будущем?
    4. Кем вы себя видите через пять лет?
    5. Как и по каким критериям вы собираетесь принимать решение о трудоустройстве на новом месте?
    6. Опишите ситуацию, когда вы приняли неправильное решение.
    7. Что могло бы вас удержать от смены места работы?
    8. Какие выгоды могут получать сотрудники, возлагая на себя дополнительные полномочия?
    9. Как вы выявляли причины плохой работы подчиненного?
    10. В каком случае вы откажитесь от нашего предложения?

    Тестовое задание № 3

    Выберите из представленного списка пять выражений, относящихся к управляемости и совместимости, степень выраженности которых у кандидата можно оценить.
    1. Факторы, которые привязывают человека к компании.
    2. Отношение к негативным высказываниям в свой адрес.
    3. Самокритичность человека и адекватность во мнении о себе.
    4. Способ принятия решения о выборе новой работы.
    5. Здоровье соискателя.
    6. Привычки и ожидания поведения в группе.
    7. Личные обстоятельства и факторы (семейное положение, место жительства и др.), влияющие на способность выполнять требуемые обязанности.
    8. Образование и уровень теоретической подготовленности.
    9. Опыт формирования отношений с окружающими.
    10. Мотивы перехода на другую работу.
    11. Разговорчивость претендента.
    12. Формирование обобщающей оценки управляемости и совместимости соискателя.

    ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

    Тестовое задание № 1
    Ответы: 1, 3, 5, 6, 9
    Тестовое задание № 2
    Ответы: 2, 4, 5, 7, 10
    Тестовое задание № 3
    Ответы: 2, 3, 6, 9, 12

    Используются технологии uCoz

    отбор персонала и отборочное собеседование

    отбор персонала и отборочное собеседование 2.2 оценка кандидата после собеседования эта форма оценки кандидата будет удобна, если придерживаться рекомендованной схемы проведения интервью.

    Протокол собеседования при приеме на работу

    она позволит сопоставить требуемые вакансией качества, навыки и возможности кандидата с его объективными качествами, навыками и возможностями, то есть сравнить желаемое и действительное.

    4 главных критерия, по которым надо оценивать человека на собеседовании

    4 главных критерия, по которым надо оценивать человека на собеседовании

    1. как не попасть под обаяние красивых девушек, которые пришли на собеседование
    2. зачем спрашивать человека об одном и том же несколько раз
    3. четыре правильных критерия оценки соискателей

    директора и hr-менеджеры при оценке соискателей, как правило, на первое место ставят личностные качества соискателя, объем его знаний и навыков.

    как оценить и проверить моральные ценности или целеустремленность сотрудника на собеседовании: как помогает образец протокола?

    как оценить и проверить моральные ценности или целеустремленность сотрудника на собеседовании: как помогает образец протокола? выявление личностных характеристик у кандидата на свободную должность является одной из самых главных целей рекрутера. не стоит забывать и о сложности данной задачи, поскольку большинство соискателей скрывают свои недостатки и приукрашивают достоинства.

    определиться с выбором кандидата и провести должный анализ порой непросто, поэтому и существуют методы оценки кандидата на собеседовании, которые выведут соискателя на чистую воду.

    форма оценочного листа сотрудника

    форма оценочного листа сотрудника руководитель (фио, должность) должностные обязанности за истекший период согласие с перечнем обязанностей деятельность за отчетный период:  достижения (соотношение обязанностей и достигнутых результатов);  оцениваемые качества (3033);  области возможных улучшений;  потребность в специальном обучении;  потребность в наставничестве; итоговая оценка по 5-балльной шкале комментарии менеджера по персоналу оценка может формулироваться следующим образом: не имеет необходимых профессиональных знаний и не стремится к ним не имеет достаточных профессиональных знаний имеет минимальные профессиональные знания имеет достаточные профессиональные знания обладает хорошими профессиональными знаниями обладает большими профессиональными знаниями и по ряду вопросов может давать консультации
    src=» «=»» alt=»Оценочный лист кандидата на работу»>

    Оценочный лист собеседования кандидата на должность

    Оценочный лист собеседования кандидата на должность Оценка соответствия ставится по 5 – ти бальной шкале за каждый параметр: Находится Х* (среднее арифметическое) по формуле: Х*= (оценки соответствия /на число параметров).

    Кандидат добился личного собеседования с работодателем. Рекомендации: предлагается приблизительный перечень вопросов, которые наиболее часто могут задавать при собеседовании (отвечать на вопросы необходимо кратко, легко и естественно).

    Практика проведения оценочных собеседований

    Практика проведения оценочных собеседований Проведение оценочных собеседований (бесед) с работающими сотрудниками в настоящее время еще только начинает входить в HR – жизнь многих наших отечественных предприятий. В связи с этим каждая компания методом проб и ошибок пытается выработать свой уникальный подход к данному направлению оценки персонала.

    И все вроде нормально, если бы не одно «но».

    Итоговый оценочный лист на собеседовании

    Итоговый оценочный лист на собеседовании кандидата, проходящего (Название должности, подразделение) Уровень профессионального мастерства 1 - отсутствие проф. мастерства; 3 - хорошие знания и умения; 4 - высокопрофессиональные знания; Умение самостоятельно мыслить и решать сложные проблемы 2 - постоянно требуется консультант;

    Курсовая работа - Система работы с персоналом

    курсовая работа Система работы с персоналом Основа концепции управления персоналом организации.

    Процесс отбора персонала на вакантную должность.

    Правила составления оценочного листа кандидата и должностной инструкции. Определение численности основных рабочих и годовой средней заработной платы.

    Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.

    Как правильно проводить собеседование с кандидатом при приеме на работу

    Как правильно проводить собеседование с кандидатом при приеме на работу Зачастую в крупных компаниях для осуществления поиска соискателей и подбора персонала нанимают определенных людей – специалистов-рекрутеров, которые и осуществляют все подобные действия.

    Подбор персонала

    Бланк оценки кандидата после собеседования

    Как только за кандидатом захлопнется дверь, не откладывая в «долгий ящик», пока свежие впечатления не испарились, оцените его. После того как нижеприведенный бланк будет заполнен (а предварительно распечатан по образцу), положите его в личное дело кандидата.
    Эта форма оценки кандидата будет удобна, если вы придерживались рекомендованной схемы проведения интервью. Она позволит сопоставить требуемые вакансией качества, навыки и возможности кандидата с его объективными качествами, навыками и возможностями, то есть сравнить желаемое и действительное.
    Бланк оценки кандидата
    Ф.И.О. кандидата: _______________________________________________ ________________
    Должность: _____________________________________________________ ________________
    Дата интервью: «_________»____________200__ года
    Установленное время начала интервью _____________________________ ________________
    Фактическое время прихода кандидата (при опоздании указать причину опоздания)______________________________________________________ ________________
    № _____________________________________________________________ _________
    Характеристика «Идеальный» кандидат (в эту графу заранее вписывают желаемые качества после экспертизы вакансии) __________________________________________________________
    Соответствующие данные кандидата (в эту графу вписывают фактические качества кандидата) __ ________________________________________________________________ _____________ _
    Оценка

      1. Пол _____________________________________________________________ ________________
      2. Возраст __________________________________________ _______________ _____________
      3. Семейное положение ______________________________________________ _____________
      4. Названия учебных заведений, где кандидат мог бы получить необходимые для успешного выполнения своих функциональных обязанностей знания. Его желательная
        специализация и дополнительное образование ________________________ ______________________________________________________
      5. Названия возможных занимаемых кандидатом должностей._______
      6. Профиль и названия компаний, где кандидат мог бы получить и освоить необходимые для вакансии навыки.
      7. Минимальный опыт работы.
      8. Список, должностных обязанностей, которые кандидат должен был выполнять.
      9. Степень владения оргтехникой (ПК, ксерокс, факс, др.), знание программных продуктов.

    10. Степень владения иностранным языком_______________
    11. Профессиональные знания и навыки, необходимые кандидату.

      1. Наличие автомобиля, водительских прав с указанием категории, стажа вождения.
      2. Наличие жилья, желательное место проживания.
      3. Психологические качества, которые помогут успешно справляться с должностными обязанностями и освоить новые навыки.
      4. Психологические качества, несовместимые с работой на данной должности
      5. Психологические характеристики, позволяющие достичь совместимости с сотрудниками, непосредственно связанными с будущим работником и соответствующие корпоративной культуре организации.
      6. Психологические качества, несовместимые с работой в данной компании
      7. Дополнительные требования.

    Краткая информация и мнение должностного лица, проводившего первичное интервью (т.е.

    Протокол собеседования образец

    ваша неформальная оценка кандидата) тоже очень важна. Ниже приведена форма, по которой вы сможете оценить соискателя. Для заполнения этой формы обведите подходящую (вашему, по возможности объективному, мнению о кандидате) цифру в каждой строчке. Посчитайте общую оценку, максимальный балл равен 60 минимальный - 12. Оптимальный балл получится, если кандидат набрал не больше трех троек при условии, что остальные отметки 4 и 5.
    При оценке не путайте внешний вид со стоимостью одежды и личным вкусом кандидата, в графе внешний вид имеется в виду аккуратность прически, адекватный макияж и маникюр (если перед вами женщина), чистая, опрятная, подходящая случаю одежда, ненавязчивость аксессуаров. Кроме тембра голоса, нужно обращать внимание на темп речи, возможные дефекты звукопроизношения, словарный запас, использование жаргонных слов.

    В графе физического состояния особо внимательно оценивайте женщин и пожилых людей. Также следует отличать качества, необходимые при поступлении на работу, от тех, которые могут быть достаточно быстро приобретены в процессе адаптации на рабочем месте (критичность условий).
    ВНЕШНИЙ ВИД

      1. Неопрятный
      2. Небрежность в одежде
      3. Опрятный
      4. Уделяет особое внимание своему внешнему виду
      1. Резкий, раздражающий
      2. Невнятный
      3. Приятный
      1. Ясный, понятный
      2. Экспрессивный, энергичный

    ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

      1. Неприятная, нездоровая внешность
      2. Неэнергичный, апатичный
      3. Хорошая физическая форма, приятная внешность
      4. Бодрый, энергичный
      5. Очень энергичный, в отличной форме

    ПОВЕДЕНИЕ

      1. Нервный
      2. Стеснительный
      3. Манерный
      4. Напряженный
      5. Смущенный
      6. Спокойный
      7. Адекватный
      8. Необычайно выдержанный

    УВЕРЕННОСТЬ

      1. Застенчивый
      2. Заносчивый
      3. Последовательный, доказательный
      4. Достаточно самоуверенный
      5. Прямолинейный
      6. Демонстрирует уверенность
      7. Необычайно самоуверенный

    ХОД МЫСЛЕЙ

      1. Нелогичный
      2. Неопределенный
      3. Неясный
      4. Распыляется по пустякам
      5. Ясно выражается, слова адекватны значениям
      6. Убедительный
      7. Логичный
      8. Необычайная способность в логике мысли

    ГИБКОСТЬУМА

      1. Тугодум, медленно соображает
      2. Равнодушно воспринимает сказанное
      3. Внимателен, четко выражает свои мысли
      4. Сообразителен, задает адекватные вопросы
      5. Необычная острота ума, воспринимает комплекс идей

    МОТИВАЦИИ И АМБИЦИИ

      1. Вял, не амбициозен
      2. Отсутствие интереса к саморазвитию
      3. Демонстрирует стремление к саморазвитию
      4. Определяет будущие цели, хочет добиться успеха
      5. Высокие амбиции, саморазвитие

    ОПЫТ РАБОТЫ, ОБРАЗОВАНИЕ

      1. Не соответствуют должности
      2. Не соответствуют, но полезны
      3. Соответствуют
      4. Выше требуемого
      5. Особоподходящие
      6. Продолжает учиться, повышать уровень

    ЛИЧНОСТЬ КАНДИДАТА

      1. Незрелый, импульсивный
      2. Упрямый
      3. Разумный, зрелый
      4. Кооперативный
      5. Ответственный
      6. Зрелый, самодостаточный

    ОТНОШЕНИЕ К ПРЕЖНЕМУМЕСТУ РАБОТЫ

      1. Ярко негативное
      2. Демонстрирует недовольство
      3. Уклоняется от прямых вопросов
      4. Выражает позитивное отношение
      5. Демонстрирует позитив, объективно оценивает «+» и «-»

    ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

      1. Выражает крайнюю степень смущения или агрессии
      2. Заметно нервничает
      3. Не выражает дискомфорта, не стремится продолжать беседу
      4. Демонстрирует спокойное поведение, продолжает диалог
      5. Реагирует адекватно, ищет способы продолжения беседы

    Принятое решение: «Принять» (), «Отказать» ()