Презентация на тему: "Что такое светская этика". Презентация по технологии на тему "этика" Функции профессиональной этики

17.11.2023 Услуги

Что такое этика? Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль и нравственность. Первоначально смыслом слова ” этос ” было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, преодоление индивидуализма и агрессивности. Сейчас к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни и т.п.

По Аристотелю, цель этики не знания вообще, а оценка поступков и их содержание. Аристотель впервые выдвинул этику как самостоятельную, независимую от философии науку. Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

Этические нормы – правила поведения, регулирующие внешнюю сторону поведения людей в обществе. Например, правила пользования столовыми приборами, правила учтивого обращения с женщиной, правила приветствия.

Этические нормы показывают, какой должна быть «этикетка» вежливого, воспитанного человека. С другой стороны, они не проникают в его суть, поэтому внешне воспитанный человек может оказаться глубоко непорядочным.

Всем известно « Золотое правило нравственности »: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе». Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада.

Основной проблемой этики является проблема критериев Добра и Зла. Добро и Зло противоположны по своему содержанию: в категории добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу; а в понятии зла - представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми.

У Добра и Зла нет четких критериев. К тому же, каждый человек воспринимает эти понятия по-разному. Для кого-то одно будет добром, для другого – злом. Приведем в пример одного известного литературного персонажа, героя романа «Преступления и Наказания», а именно Родиона Раскольникова.

Герой романа Достоевского Раскольников добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия. В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию “двух разрядов людей”, которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Так добрый он или злой? Вряд ли кто-то скажет то или другое с уверенностью.

Подготовила Чулкова Надежда

Термин «этика» происходит от древнегреческого
слова «ethos» («этос»).
Этика – это философское учение, объектом изучения
которого является мораль. В этике можно выделить
два рода проблем:
1.вопросы о том, как должен поступать человек;
2.теоретические вопросы о происхождении и сущности
морали.
Практическое значение этики проявляется в первую
очередь в сфере человеческого общения, важной
составляющей которого является общение людей в
процессе совместной деятельности.

1.Понятие об этикете

Этикет - слово французского происхождения,
означающее манеру поведения. К нему
относятся правила учтивости и вежливости,
принятые в обществе.
Современный этикет наследует обычаи
практически всех народов от древности до
наших дней.
Нормы этикета, в отличие от норм морали
являются условными, они носят характер
неписаного соглашения о том, что в поведении
людей является общепринятым, а что нет.
Этикет - очень большая и важная часть
общечеловеческой культуры, нравственности
морали, выработанной на протяжении многих
веков жизни всеми народами в соответствии с
их представлениями о добре, справедливости,
человечности - в области моральной культуры и
о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой
целесообразности - в области культуры
материальной.

2. Происхождение профессиональной этики
Возникновение первых
профессионально-этических кодексов
относится к периоду ремесленного
разделения труда в условиях
становления средневековых цехов в XIXII вв.
Появление профессиональной этики во
времени предшествовало созданию
научных этических учений, теорий о
ней.
Большую роль в становлении и
усвоении норм профессиональной
этики играет общественное мнение.
Нормы профессиональной морали не
сразу становятся общепризнанными,
это бывает связано с борьбой мнений.

3. Профессионализм как нравственная черта личности
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые
определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения,
предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между
людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает:
1.отношения трудовых коллективов и
каждого специалиста в отдельности;
2.нравственные качества, личности
специалиста, которые обеспечивают
наилучшее выполнение
профессионального долга;
3.взаимоотношения внутри
профессиональных коллективов, и те
специфические нравственные нормы,
свойственные для данной профессии;
4.особенности профессионального
воспитания.
Профессионализм и отношение к
труду являются важными
характеристиками морального
облика личности.

4. Задачи и принципы профессиональной этики
В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных
норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в
роли представителей определенной профессии.

В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы:

1.Справедливость при наделении работников необходимых для их служебной
деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными)
2.Обязательное исправление этического нарушения, независимо от того когда и
кем оно было допущено.
3.Терпимое отношение работников к моральным устоям, традициям, имеющим
место в др. регионах, странах, организациях.
4.Индивидуальное и коллективное начало при разработке и принятии решений в
деловых отношениях.
5.Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных
вопросов, но проявлять себя надо в разумных пределах.
6.Никакого насилия, нажима на подчиненных, особенно в присутствии кого-то.
7.Принцип постоянства воздействия выражается в том0 что этические стандарты
внедряются в организацию не приказом единовременным, а постоянным,
систематическим как со стороны руководства, так и работников.
8.При воздействии нужно учитывать силу противодействия.
9.Постоянно стремиться к бесконфликтности.

5. Функции профессиональной этики

Функции профессиональной этики определяются множеством
факторов, основными из которых являются сущность, содержание и
направленность профессии:
Оценочная – дает возможность оценки поведения, действий,
намерений, целей, задач, средств и т. д. специалиста с точки зрения
соответствия моральным нормам.
Регулятивная – вытекает из потребности регулировать поведение
специалиста в соответствии с сущностью профессии.
Организационная – служит улучшению организации деятельности
сотрудников и партнеров.
Управляющая – является средством управления действиями
сотрудников и партнеров в ходе решения профессиональных задач.

Мотивационная – формирует социально и профессионально одобряемые мотивы
деятельности.
Координирующая – обеспечивает сотрудничество всех участников процесса

Регламентирующая – направляет и обусловливает выбор целей, методов и средств в
профессиональной деятельности.
Воспроизводственная – позволяет воспроизводить подобные действия в подобных
ситуациях.
Воспитательная – воспитывает не только специалистов, профессионалов, но и клиентов,
и социальное окружение клиентов.
Коммуникативная – помогает организовать общение сотрудников друг с другом и с
клиентами.
Оптимизирующая – способствует повышению эффективности профессиональной
деятельности, повышению статуса профессии в обществе.

Стабилизирующая – способствует стабилизации профессиональных отношений на всех
уровнях их проявлений.
Рационализирующая – облегчает специалисту выбор целей, методов и средств, принятие
решений.
Превентивная – предостерегает профессионала от действий, приносящих вред клиенту,
организации, обществу.
Прогностическая – позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных
сотрудников и их коллективов.
Разрешения противоречий – способствует разрешению, устранению и сглаживанию
противоречий, возникающих в процессе профессиональной деятельности.
Информационная – приобщает специалистов к системе ценностей их профессии и
профессиональной морали.
Социальная – способствует созданию условий, благоприятных для функционирования
специалистов данной сферы в обществе.
Социализирующая – служит делу приобщения носителей данной профессии к
господствующей в обществе системе ценностей и морали.

В настоящее время возрастает
значение профессиональной этики в
регулировании различных видов
трудовой деятельности. Это связано
со стремлением постоянно
совершенствовать
профессиональные нормы
применительно к изменяющимся
общественным отношениям.
Профессиональная этика общества
не может представлять абсолютную
истину в поведении людей. Каждое
поколение должно решать их вновь
и вновь самостоятельно.

Интеллигентность это прежде всего терпимое отношение к миру и
к людям.
Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в
способности к пониманию другого.

Что такое этика. Этика. Этика и мы. Светская этика. Что такое мораль. Основы светской этики. Этические проблемы. Адвокатская этика. Этические вопросы. Особенности морали. Начала этики. Основы религиозных культур и светской этики. Основные проблемы этики. Профессиональная этика педагогических работников. Специфика морали. Культура и мораль.

Кодекс этики социального работника. Свобода морального выбора. Профессиональная этика социального работника. Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики». Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики». Материалы по этике. Научная этика. Модуль «Основы светской этики».

Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников. Модуль «Основы светской этики» 4 класс. Урок по основам религиозных культур и светской этики. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Профессиональная этика медицинского работника. Комплексный курс "Основы религиозных культур и светской этики".

Курс «Основы религиозных культур и светской этики». Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Основы религиозных культур и светской этики (орксэ). Комплексный учебный курс "основы религиозных культур и светской этики. От взаимной этики к. Комплексный учебный курс ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ.

комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Основы мировых религиозных культур и светской этики. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Этика письменной речи.

Cлайд 1

Cлайд 2

Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

Cлайд 3

Аристотель (384 г. до н. э. - 332 г. до н. э.) - греческий философ, учёный-энциклопедист. История жизни Аристотеля удивительна. Он стал основателем многих отраслей знаний: физики, биологии, психологии, политологии; он создал свою школу, был наставником Александра Македонского. Противники страшились его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной. Научное наследие Аристотеля огромно. Оно образует полную энциклопедию научных знаний своего времени. Наибольшей известностью пользуются следующие его сочинения: «Физика», «Поэтика», «О душе», «Этика», «Политика», «История животных». Известные выражения Аристотеля: В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Этика помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путём она достигается.

Cлайд 7

Cлайд 8

Притча о доброте и вежливости Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него. - Зачем тебе это? - спросил мастер. - Хочу стать сильным и непобедимым. - Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым. - Почему? - Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю. - Что тебе нужно? - спросил старый мастер. - Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь… И тогда Учитель взял его в ученики. (По материалам журнала «Человек без границ».)