Фрегатов проекта 22350 и их модификации. «Корабль-невидимка» российского флота: на что способен фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков. Об истории создания

16.01.2024 Истории успеха

Министр обороны России, Сергей Шойгу, назвал фрегаты проекта 22350 и 22350М – основой будущего ВМФ РФ. С уверенностью заявив прессе 21.04.2017., что ВМС страны сразу станут на 30% эффективнее. На первое время они заменят нехватку эсминцев и крейсеров, а также будут служить и по прямому назначению в качестве БПК (больших противолодочных кораблей), охранять свои АПЛ (атомные подводные лодки). Сложное вооружение состоит из новейших систем контроля над ситуацией, для поражения подводных, надводных, воздушных и наземных целей.

Известно, что в 2003-м г проект 22350 уже был исполнен на эскизе, придав ему многоцелевое назначение. В ВМФ РФ его утвердили в 2005-м году. В первый день февраля 2006-го проект 22350 под именем «Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков» заложен на стапеле в именитом ОАО Судостроительном заводе «Северной верфи». Второй корабль 1-го ранга заложен три года спустя в 2009-м г с именем другого советского адмирала Владимира Афанасьевича Касатонова.

Сергей Георгиевич Горшков заслужил честь быть первым, как за годы ВОВ в Чёрном море, так и на Дунае, а также и в будущности главкомом ВМФ СССР 1962 – 1985 гг. Горшков удачно проводил десантные операции, оборонял Одессу. Заслуженный и адмирал Касатонов, начальник штаба с 1941 года дивизии ПЛ на Балтике, участник Ялтинской конференции и глава делегации в переговорах с США 1971-1972 гг, когда договаривались прекратить инциденты, проявлявшиеся в открытом море и в воздухе. Остальные корабли проекта 22350 тоже решено называть гордыми и победоносными именами своих адмиралов.

Первенец спущен на воду в 2010 году для прохождения заводских испытаний, которые ожидалось закончить к 2012 году. В ходе испытаний возникли массовые сложности, т.к. оборудование для данного проекта значительно отличается от советского. Поэтому вначале в 2011 году строится новый, но экспортный вариант – проект 11356 (дальний фрегат), схожий с проектом 22350. Замещённых кораблей с меньшим в 1,5 раза водоизмещением и разным стандартным характеристикам в строю 2017-го уже 2, строится ещё 3, что не позволяет прийти к общей унификации. Эта параллельность заказов фрегатов дальней морской зоны 11356 и 22350 для ВМФ РФ – продолжает быть. Модернизированные 2 корабля 22350М на 2017-й ещё строятся, скоро они дополнят первые два адмиральских фрегата.

Боевые характеристики кораблей 1-го ранга – фрегатов проекта 22350

Корпус ракетоносного фрегата длиной 135 м и шириной 16 м сделан по стелс-технологии с длинным полубаком (для невидимости на чужих радарах). Осадка 4,5 м. Полное водоизмещение 4500 т. Скорость до 30 узлов, при 14-ти узлах корабль проходит 4,85 мили. Автономность по продуктам питания 30 дней, рассчитанный на экипаж 180 человек и 20 морских десантников (охраны корабля от диверсантов и штурмовых спецназовцев). Главная силовая установка ДГТ 2х30 450 л.с. ГТА М7Н1: маршевая ГТУ 8 450 л.с., форсажная ГТУ 22 000 л.с. Транцевая корма. Форштевень острый. Дно двойное.

Корабль считается «Невидимкой» для службы в акваториях морей и океанов. При шторме до 5 баллов сохраняет свою боеспособность. Успокоители качки новейшие. Боезапас с усиленной защитой. Для вертолёта Ка-27ПЛ есть ангар. Фрегат с высокой степенью защиты от опасности с воздуха, предназначен для уничтожения подводных и надводных кораблей. Проект 22350 будет основным боевым кораблём в групповых соединениях, подводных и надводных.

Вооружение фрегата 22350

Комплексы «Оникс» и «Калибр-НКЭ» – это основное оружие против надводных и наземных целей. Боекомплект на 32 ракеты (3М54 и 3М55, 91РТЭ2 и 3М14) варьируется. Зенитный ракетный комплекс «Полимент редут». Комплекс ПЛО «Пакет». Артилерийская установка А-192 для поражения наземных и воздушных целей калибром 130 мм. Две ракетно-артиллерийские системы «Палаш». Вертолёт противолодочный Ка-27 ПЛ.

П-800 «Оникс»

Экспортное название комплекса «Яхонт» гарантировано поражает корабли противника на дальности 800 км. Прозвище от НАТО «Убийца авианосцев». Такими комплексами вооружены наши крейсера типа «Маршала Устинова», только ракет вдвое больше, скорость залпа уменьшилась до 1 секунды. В Индии известны и как «БраМос». Оружие и его количество ни идут в сравнение с ракетами НАТО ни по дальности, ни по эффективности преодоления ПРО. Одной ракеты 3М55 достаточно чтобы потопить эсминец и трёх, чтобы потопить большой американский авианосец.

class="eliadunit">

ОКР Калибр-НКЭ

Прозванный в НАТО как «Испепелитель» комплекс «Калибр-НКЭ» уже известен среди наших граждан. Ракета 3М14 поражает цели на дальности 2500 км по сложной траектории, обходя противоракетные средства, может носить ядерный заряд. По войне в Сирии доказано всему мира высокая точность попадания и разрушающая сила этого оружия. Американские «Томагавки» после многих усовершенствований остаются примитивными в сравнении с российскими ракетами, правда, их слишком много, как и носителей (подводных, надводных и воздушных).

ЗРК «Полимент редут»

Четыре фазированные антенные решётки РЛС «Полимент» позволяют одновременно обстреливать 64 воздушные цели, 16 на каждую активную решётку. Ракеты находятся в ВПУ (вертикальных пусковых установках), в количестве от 4-х до 8-ми единиц в каждой ячейке. Ракеты большой или средней дальности, на 120 км до 27 км высоты воздушной цели – ракета 48Н6Е, 9М96Е2 – 150 км дальность и высота объекта 30 км, 9М96Е – дальность 45 и высота 20 км. Получается, что можно уничтожить на безопасном расстоянии самолёты-РЛС с командными пунктами, бомбардировщики НАТО 5-го поколения, лучшие истребители. Это новейшее вооружение можно встретить только на современных российских кораблях проектов 22350, 22380 и 22385.

Артустановка А-192

Дальность стрельбы 22 км, скорострельность 30 выс/мин. Автоматическое управление обеспечивает высокую скорость наведения централизованным комплексом. В цель за доли секунд попадает самолёт или корабль. Калибр 130 мм очень мощный и готов поддержать высадившийся на берег десант. СУО 5П «Пума» – многоканальная система управления огнём, может выбирать наиболее опасные цели и обстреливать их в первую очередь.
ЗРАК «Палаш»

Установлены два зенитно-ракетных модуля по бортам, с двух сторон вертолётного ангара. Ракета 3М89. ЗРАК «Палаш» стоит на проектах 22350 и 11611. Это высокоточные противокорабельные ракеты и шестиствольные автоматы 30 мм. Создаёт эшелонированную оборону в радиусе до 0,4 –10 км и по высоте до 3,5 км.

Противолодочный комплекс Медведка-2

Две установки Медведка-2, каждая по 4 ракеты, размещённые в пусковых модулях за лацпортами. Чтобы потопить подлодку её нужно обнаружить, что позволяет сделать гидроакустический комплекс «Заря-М». Гидроакустическая станция модернизирована до версии «Виньетка-М», работает на активном и пассивном режиме на низкой частоте. Используется гибкая антенна ГПБА, хорошо обнаруживая малошумные подлодки. Расстояние на котором можно найти ПЛ приятно удивляет наших моряков – это 60 км.

class="eliadunit">

В данное время российский военно-морской флот переоснащается. Заняться переоснащением флота Россию вынудили непреодолимые обстоятельства. Боевые корабли, доставшиеся России от Советского Союза, по большей части пришли в негодность. Из них часть старых утилизирована, а другая часть должна быть модернизирована. Им на смену должны прийти современные боевые единицы – фрегаты проекта 22350.

Проект 22350: почему именно фрегаты?

В настоящее время военно-морские силы России обладают достаточным количеством малых ракетных кораблей, а также корветов, которые обязаны охранять российские морские границы. Однако для дальнейшего укрепления флотской мощи России и для более надежной охраны морских подступов России необходимы также судна, охраняющие дальнюю морскую зону. Власти России вместе с командованием ВМФ рассчитывают, что такую роль будут исполнять фрегаты нового проекта 22350, призванные заменить устаревшие ракетные крейсера.

Почему фрегаты, а не какой-то другой тип военных кораблей? Здесь необходим краткий исторический экскурс. В военно-морских силах СССР никаких фрегатов не существовало: в те времена боевые суда классифицировались иначе. Те, которые по существу были фрегатами, в СССР именовались сторожевыми кораблями или, в обиходе, «сторожевиками». Это были надежные и грозные судна, способные охранять ближние подступы к берегам, а также выполнять самостоятельные военные задачи в открытых водах. Впоследствии, когда на смену ВМФ СССР пришел Военно-морской Флот России, сторожевые суда стали переименовываться во фрегаты. Иначе говоря, классифицировать боевые суда в России стала так же, как и во всем мире.

В начале нового тысячелетия вместо устаревших сторожевиков Россия приступила к строительству военных кораблей нового поколения, то есть фрегатов. К этому Россию подтолкнула неизбежная необходимость. Старые корабли, такие как крейсер «Грозный» и крейсер «Адмирал Головко», окончательно устарели и, соответственно, не могли достойно выполнять боевые задачи, продиктованные временем. Строительство новых судов стало именоваться кодовым названием «Проект 22350». Итогом проекта должен стать приход на смену устаревшему крейсеру «Адмирал Головко» современного фрегата проекта 22350.

По замыслу правительства, новые российские фрегаты обязаны превосходить своими боевыми качествами суда прежних поколений и, соответственно, усилить мощь военного флота России независимо от того, в какой части мирового океана такой корабль будет находиться. По приблизительным тактико-техническим характеристикам, военные суда проекта 22350 рассчитаны на запас хода, превышающий 4000 миль. Кроме того, в процессе автономного плавания они смогут находиться не меньше тридцати суток. Такие характеристики позволят им с успехом выполнять охрану дальней морской зоны. В плане своего водоизмещения, а также по разнообразию вооружения новые фрегаты будут в какой-то мере уступать судам прежнего поколения. Однако уровень их защищенности, электронно-техническое оборудование, а также управление огнем у фрегатов будет существенно выше.

Первоначально российским правительством планировалось оснащение всех флотов, но впоследствии правительственные планы поменялись. Решено было оснастить судами нового поколения Черноморский флот. Тому, кто внимательно следит за мировыми политическими новостями, такое решение российского правительства вполне понятно.

Особенности строительства судов проекта 22350

Сколько именно судов во исполнение проекта 22350 должно быть построено, точно неизвестно. Впрочем, некоторые источники утверждают, будто таких кораблей должно быть построено не менее двадцати. Ориентировочные сроки, отпущенные под строительство, – не больше двадцати лет. Строить фрегаты предполагалось на четырех предприятиях: Калининградском судостроительном заводе «Янтарь», на Балтийском судостроительном заводе, на судостроительном заводе «Северная верфь», а также на судостроительном заводе «Адмиралтейская верфь», которые находятся в Санкт-Петербурге.

1 февраля 2006 г. «Северная верфь» начала строить первый фрегат проекта 22350, получивший название «Адмирал Горшков». Как и подобает первенцу, «Адмирал Горшков» воплощался долго, больше четырех лет. Причин тому было несколько: споры по поводу, каким должно быть техническое оснащение корабля, такие же споры относительно его вооружения.

29 октября 2010 г. фрегат-первенец «Адмирал Горшков» торжественно сошел на воду. Российское Министерство обороны остановило свой окончательный выбор именно на «Северной верфи», и подписало с этим заводом контракты, предполагающие строительство еще семи кораблей. Таким образом, именно питерский судостроительный завод «Северная верфь» стал единственным предприятием, получившим право строить суда проекта 22350.

Фрегат «Адмирал Горшков» до сей поры не является полноценной боевой единицей по причине затянувшихся испытаний. Строительство другого корабля под названием «Адмирал Касатонов» началось в 2009 году, но лишь в середине 2015 года состоялся его спуск на воду.

О причине такой медлительности сказать сложно. Государство, равно как и судостроители, хранят молчание. В отличие от форумов, которые, наоборот, полны всяческими предположениями, версиями и домыслами. В общем и целом, на форумах выдвигается несколько основных предположений, объясняющих медлительность отечественных военных корабелов. Одна из версий гласит, что на «Адмирале Горшкове» в процессе испытания были проблемы с основной двигательной турбиной. Заменить же ее новой турбиной оказалось сложно, поскольку такие турбины раньше производились одним из украинских оборонных предприятий, которое, в силу известных политических событий, отказалось поставлять свою продукцию в Россию.

Впрочем, несмотря на всяческие неполадки и молчание со стороны уполномоченных инстанций, воплощение проекта идет своим ходом. В 2012 году был заложен еще один фрегат «Адмирал Головко». После этого, в 2013 году, начали строить очередной корабль «Адмирал Исаков». Когда именно завершится их строительство, пока не сообщается.

Тактико-технические характеристики фрегатов проекта 22350

По понятным причинам большая часть таких характеристик широким слоям общественности неизвестна, да и не должна быть известна. Впрочем, некоторые общие характеристики строящихся судов из новой серии у многих на слуху:

  • Корпус оборудуется боковыми успокоителями качки, рули которых убираться не будут. Это устройство необходимо для того, чтобы корабль не терял своих ходовых качеств во время шторма;
  • Надстройки будут выполняться из специальных материалов с композитными характеристиками. Такие материалы способствуют снижению радиоакустического фона судов;
  • Фрегаты будут снабжаться технологией «Стелс». Такая технология делает корабли малозаметными, не позволяя вражеским радарам их засечь;
  • У всех будет двойное дно, что поможет судам удержаться на плаву при возникновении повреждений;
  • Будет установлена универсальная система тушения пожаров;
  • Мощность двигательной установки будет достигать 55 тысяч лошадиных сил;
  • Максимальная скорость будет достигать 29 узлов;
  • Применяя экономический ход (14 узлов), фрегат сможет пройти без остановок 4000 миль.

Скорее всего, при испытании новых кораблей некоторые их первоначальные характеристики изменятся.

Предположительное вооружение кораблей проекта 22350

Новые корабли планируется оснастить самым современным вооружением:

  • Самым мощным вооружением фрегатов предполагается сделать ракетную установку 16 ПКР «Москит»;
  • Кроме этого, на судах будет размещена универсальная артиллерийская автоматическая установка А-192;
  • Для поражения подводных лодок противника корабли вооружат противолодочными комплексами «Медведка-2»;
  • Для оценки гидроакустического подводного пространства фрегаты оборудуют специальной системой «Виньетка-М». Данная система позволяет услышать вражескую подлодку на дистанции до 60 километров;
  • Чтобы обезопасить себя от нападения с воздуха, будут пользоваться зенитно-ракетным комплексом «Редут»;
  • Для этой же цели, а также для поражения малозаметных целей на поверхности воды, они будут оснащены ракетно-пушечным комплексом «Палаш»;
  • На всех судах данного проекта должны также иметься вертолеты Ка-27 с возможностью взлета и посадки на палубу.

Опять-таки вполне очевидно, что в дальнейшем вооружение кораблей может быть дополнено или изменено.

Как покажет себя проект 22350 в ближайшем будущем?

О том, насколько успешно реализуется проект, могут ответить лишь российское правительство и корабелы. Последние новости утверждают, что в нынешнем году лишь один «Адмирал Горшков» доведен до полной готовности. Столь долгое время, понадобившееся для его испытаний, продиктовано практическими соображениями. На корабле проводилась тщательная отработка тех видов вооружений, которыми станут оснащаться последующие суда. Помимо вооружения, также тщательно проверялись и тактико-технические данные самого корабля, чтобы не допустить выявленных недостатков на тех фрегатах, которые предполагается построить в скором будущем.

Фрегат «Адмирал Головко», заложенный вторым, по предположительным оценкам, должен быть готов к началу 2020 года. Что касается фрегата «Адмирал Исаков», то о конкретной дате его постройки не говорится ничего. Когда начнутся строиться другие суда данного проекта, неизвестно тем более.

Конечно, строительство кораблей – дело длительное. Однако такая длительность может сказаться на том, что к моменту своей постройки некоторые новшества, которые запланированы, могут устареть, и тогда только что построенный корабль придется усовершенствовать в соответствии с последними достижениями техники, электроники и вооружения. Во всяком случае, многие эксперты этого опасаются. Сами кораблестроители возражают им в том смысле, что фрегаты строятся с солидным заделом, и поэтому опасаться того, что они к моменту постройки устареют, оснований нет.

В таких возражениях отчасти имеется резон. На данный момент российские фрегаты проекта 22350 можно считать наиболее современными в мире как в плане технологических особенностей, так и в смысле эстетики и дизайна. Их вооружение также находится на самом высоком уровне. Во всяком случае, ни в одном иностранном флоте кораблей, похожих на новые российские фрегаты, пока нет.

В строю Строится 3 корабля. На 2012 год флотом заказано 6. Запланировано всего 8 ед. Основные характеристики Водоизмещение 4500 тонн (полное) Длина 130 (наибольшая) Ширина 16 м Осадка 4,5 м Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка Мощность 65 000 л. с. (общая)
2 дизельных двигателя 10Д49 мощностью по 5200 л. с.,
2 ГТД М90ФР мощностью по 27 500 л. с. Скорость хода 29 узлов Дальность плавания 4000 морских миль Экипаж 180-210 человек Вооружение Артиллерия 1x1 130-мм АУ А-192М Ракетное вооружение до 16 противокорабельных ракет ЗМ55 «Оникс» или 3М54 (семейства «Калибр-НКЭ»)
ЗРК «Полимент-Редут» (32 ЗУР 9М96Е или до 128 ЗУР 9М100 в любых комбинациях)
2 ЗРАК «Палаш» Противолодочное вооружение до 16 противолодочных ракет 91РЭ1 (семейства «Калибр-НКЭ») ,
2x4 ПУ комплекса ПЛО и ПТЗ «Пакет-НК » Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27ПЛ

История проектирования

Закрытый тендер на постройку головного корабля проекта Военно-Морской Флот России предполагал объявить ещё в начале 2002 года . Эскизный проект корабля был разработан в Северном проектно-конструкторском бюро и утверждён командованием ВМФ России в июне 2003 года, однако из-за того, что строительство корабля не было включено в гособоронзаказ, тендер был объявлен лишь в апреле 2005 года .

В июне этого же года на военно-морском салоне IMDS-2005 в Санкт-Петербурге начальником управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Министерства обороны А. Шлемовым было сообщено, что в тендере участвуют три судостроительных предприятия: «Северная верфь », «Прибалтийский завод „Янтарь“ » и ФГУП «Севмашпредприятие ». Заявку на участие в тендере подавал и «Балтийский завод », но 11 апреля 2005 года группа ИСТ , владеющая «Балтийским заводом», и «Объединённая промышленная компания», контролирующая «Северную верфь», подписали Соглашение «О совместной реализации проектов в сфере военного судостроения»: группа ИСТ обязывалась не бороться за военные заказы, которые должны согласно документу концентрироваться на «Северной верфи»; «Балтийский завод» по условиям соглашения должен был оказывать партнёрам «всю необходимую технологическую поддержку при выполнении военных заказов» .

Имеется также проект постройки фрегатов проекта 22356 - серии российских многоцелевых боевых кораблей дальней морской зоны.

История строительства

Фрегат "Адмирал Горшков" достраивается на плаву. Октябрь 2012 года

Закладка головного корабля этого проекта - «Адмирал флота Советского Союза Горшков» состоялась 1 февраля 2006 года на санкт-петербургском судостроительном предприятии «Северная верфь ». Главным строителем корабля стал Д. Ю. Силаньтев. Спущен на воду 29 октября 2010 года . По плану, он должен вступить в строй в 2012 год . Это первый крупный надводный боевой корабль, заложенный на верфях России за последние 15 лет. Всего за последующие 15-20 лет планируется построить до 20 фрегатов, базой для которых должны стать корабли этого проекта. Предполагается, что они будут входить в состав всех четырёх флотов ВМФ России.

Точное число запланированных к строительству кораблей серии неизвестно, но по неофициальным данным, руководство ВМФ планирует построить серию из 10-12 кораблей проекта 22350 . В состав Черноморского флота планируется включить шесть фрегатов проекта 22350 .

Стоимость головного корабля этого типа должна составить около 400-420 млн долларов США . С учётом установки на корабль новейших вооружений, которые сейчас разрабатываются, реальная цена строительства одного фрегата может возрасти до 500 млн долларов .

Конструкция

Корпус и надстройка

Фрегаты проекта 22350 являются типичными кораблями длиннополубачной конструкции, со сплошной надстройкой , выполненной с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон (композитные материалы обеспечивают снижение уровня вторичного радиолокационного поля корабля посредством поглощения и рассеивания радиоволн). Физические поля фрегата минимизированы. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки и использованию композитных конструкционных материалов («стелс ») снижена эффективная поверхность рассеивания корабля, что в свою очередь позволяет понизить его радиолокационную и оптическую заметность .

Кормовая оконечность - транцевая. Форма обводов корпуса и острый форштевень должна обеспечить кораблям проекта хорошие мореходные качества. Двойное дно идёт на протяжении большей части корпуса (от носовых отсеков с боезапасом вплоть до машинного отделения и кормового подзора). На корабле предполагается установить новые успокоители качки с неубирающимися рулями, что позволит уменьшить объёмы занимаемые механизмами управления успокоителями качки. Мореходность корабля должна обеспечивать применения вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов. Весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой .

По известным данным полное водоизмещение корабля составит 4500 тонн.

Главная энергетическая установка

Для корабля в качестве ГЭУ выбрана дизель-газотурбинная энергетическая установка общей мощностью 65 000 л. с. ГЭУ состоит из двух дизельных двигателей 10Д49 мощностью по 5200 л. с. и 2 газотурбинных двигателей М90ФР мощностью по 27 500 л. с. Скорость полного хода - до 29 узлов .

Вооружение

УВП модернизированного ЗРК «Ураган»

Корабль будет нести комплекс вооружения, состоящий из управляемого ракетного, артиллерийского, радиотехнического и других видов вооружения. В носовой части корпуса перед надстройкой будут размещены два универсальных корабельных стрельбовых комплекса 3С14У1 (всего два стандартных модуля по восемь ячеек), предназначенных для хранения и запуска шестнадцати противокорабельных крылатых ракет ЗМ55 «Оникс» (PJ-10 BrahMos), либо противокорабельных и противолодочных ракет семейства «Калибр-НКЭ» (3М-54, 3М14, 91РТЭ2) .

Ячейка УКСК Калибр-НК с четырьмя видами ракет

Противолодочное вооружение фрегата будет представлено двумя побортно размещёнными в средней части надстройки (за лацпортами) пусковыми установками Медведка-2 по четыре ракеты в каждой .

Артиллерийское вооружение корабля представлено 130-миллиметровой артиллерийской установкой А-192 (дальность стрельбы до 22 км, скорострельность - 30 выстрелов в минуту) . Артиллерийская система имеет широкий диапазон углов обстрела (170/80°); номенклатура боеприпасов позволяет ей поражать береговые, морские и воздушные цели, а новая радиолокационная система управления артиллерийским огнём 5П-10 «Пума», обладает многоканальностью по обстреливаемым целям . Рядом с вертолётным ангаром предполагается разместить побортно два боевых модуля ЗРАК «Палаш».

О составе зенитного ракетного вооружения точных данных пока не имеется. Первоначально имелись сведения о установке на корабле зенитного ракетного комплекса средней дальности «Штиль-1 » (модернизированный вариант ЗРК «Ураган» в варианте с вертикальным пуском), но позднее появилась информация об установке на корабле ЗРК «Полимент-Редут», размещённом в носовой части корпуса перед УКСК ЗС14У1 и состоящем из 4 восьмиячеечных модулей. Всего боезапас насчитывает 32 ЗУР 48Н6Е2 (дальность стрельбы - 200 км) или 128 ЗУР 9М96Е (четыре вместо одной 48Н6Е2, дальность стрельбы - 135 км) или 512 ЗУР ближней самообороны РВВ-АЕ-ЗРК .

В состав авиационного вооружения входит 1 вертолёт Ка-27 .

Представители проекта

Название Бортовой № Изготовитель Заводской № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние Примечания
Адмирал флота Советского Союза Горшков Северная верфь (Санкт-Петербург) 921 1 февраля 29 октября 2010 года Перенесены на неопределенный срок Северный флот ВМФ России Находится в высокой степени готовности. Заканчивается формирование надстройки. Монтируется радиоэлектронное оборудование. Испытания начнутся летом 2013 года. Войдет в 14-ю бригаду противолодочных кораблей Северного флота.
Адмирал флота Касатонов Северная верфь (Санкт-Петербург) 922 26 ноября (план) ноябрь 2014 года (план) Черноморский флот ВМФ России Сформирован корпус, идет насыщение.
Адмирал Головко Северная верфь (Санкт-Петербург) 923 1 февраля 2013 2014 Северный флот ВМФ России Заложен.
Адмирал Исаков Северная верфь (Санкт-Петербург) 2012 (план) Северный флот ВМФ России ???? Планируется к закладке
Адмирал Юмашев Северная верфь (Санкт-Петербург) 2013 (план) Северный флот ВМФ России ???? Планируется к закладке
Северная верфь (Санкт-Петербург) Подписан контракт
Северная верфь (Санкт-Петербург) Подписан контракт
Северная верфь (Санкт-Петербург) Подписан контракт

См. также

  • Фрегаты проекта 11356Р/М

Примечания

  1. Курочкин Д. В. «Хороший и большой заказ будущего…» // История корабля : альманах. - 2006. - В. 9. - № 1. - С. 8-9.
  2. «Северная верфь» (Санкт-Петербург) спустила на воду фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» Portnews.ru
  3. «Адмирал Горшков» спущен на воду
  4. Санкт-Петербургские Ведомости - Экономика - Фрегат, быстрее стройся!
  5. Черноморский флот получит 18 кораблей за десять лет. Lenta.ru
  6. 22350 Горшков Gorshkov class
  7. «Северная верфь» построит для ВМФ России 17 боевых кораблей
  8. Минобороны повышает цену «Северной верфи». Предприятие получило новый крупный контракт
  9. Денис Кораблёв Проект 22350

Фрегат проекта 22350 "Адмирал Горшков" / Фото: ru.wikipedia.org

Головной фрегат проекта 22350 "Адмирал флота Советского союза Горшков" вышел в Белое море для прохождения госиспытаний, сообщил во вторник начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы Западного военного округа по Балтийскому флоту капитан второго ранга Владимир Матвеев.

«К концу текущего года корабль должен войти в боевой состав ВМФ России»

"Сегодня фрегат "Адмирал Горшков" покинул главную военно-морскую базу Балтфлота город Балтийск и взял курс в Белое море для прохождения государственных испытаний. После совершения межбазового перехода на Северный флот экипаж корабля вместе с представителями промышленности приступит к государственным испытаниям фрегата", — сказал он.

Матвеев напомнил, что к концу текущего года корабль должен войти в боевой состав ВМФ России.

Фрегат был заложен на "Северной верфи" в феврале 2006 года и спущен на воду в октябре 2010 года. Всего планируется построить восемь фрегатов проекта 22350.

Корабли этого проекта обладают водоизмещением в 4,5 тысячи тонн, длиной в 135 метров и шириной в 15 метров. На вооружении фрегатов будут состоять корабельная артиллерийская установка А-192 "Армат" калибра 130 миллиметров, пусковые установки для 16 противокорабельных ракет "Оникс" или "Калибр-НКЭ", а также зенитный ракетный комплекс "Полимент-Редут", сообщило РИА Новости .


Техническая справка

Фрегаты проекта 22350 — проект многоцелевых фрегатов дальней морской зоны, разработанный для перевооружения ВМФ России .


История проектирования

Закрытый тендер на постройку головного корабля проекта Военно-Морской Флот России предполагалось объявить ещё в начале 2002 года . Эскизный проект корабля был разработан в Северном проектно-конструкторском бюро и утверждён командованием ВМФ России в июне 2003 года, однако из-за того, что строительство корабля не было включено в гособоронзаказ, тендер был объявлен лишь в апреле 2005 года.

В июне этого же года на военно-морском салоне IMDS-2005 в Санкт-Петербурге начальником управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Министерства обороны А. Шлемовым было сообщено, что в тендере участвуют три судостроительных предприятия: «Северная верфь », «Прибалтийский завод „Янтарь“ » и ФГУП «Севмашпредприятие ». Заявку на участие в тендере подавал и «Балтийский завод », но 11 апреля 2005 года группа ИСТ , владеющая «Балтийским заводом», и «Объединённая промышленная компания », контролирующая «Северную верфь», подписали Соглашение «О совместной реализации проектов в сфере военного судостроения»: группа ИСТ обязывалась не бороться за военные заказы, которые должны согласно документу концентрироваться на «Северной верфи»; «Балтийский завод» по условиям соглашения должен был оказывать партнёрам «всю необходимую технологическую поддержку при выполнении военных заказов».

Имеется также проект постройки фрегатов проекта 22356 — серии российских многоцелевых боевых кораблей дальней морской зоны.

История строительста



Закладка головного корабля этого проекта — «Адмирал флота Советского Союза Горшков» состоялась 1 февраля 2006 года на санкт-петербургском судостроительном предприятии «Северная верфь ». Главным строителем корабля стал Д. Ю. Силантьев. Спущен на воду 29 октября 2010 года. По плану датой его вступления в строй должен был стать 2012 год . Это первый крупный надводный боевой корабль, заложенный на верфях России после распада СССР. Всего за последующие 15-20 лет планируется построить до 20 фрегатов, базой для которых должны стать корабли этого проекта. Предполагается, что они будут входить в состав всех четырёх флотов ВМФ России. Однако ввиду ряда причин выполнение заказа существенно замедлилось, в связи с чем с 2011 года был дан ход параллельному строительству для ВМС России и фрегатов проекта 11356 , до того считавшихся чисто экспортными.

Точное число запланированных к строительству кораблей серии неизвестно, но по неофициальным данным, руководство ВМФ планирует построить серию из 10-12 кораблей проекта 22350. В состав Черноморского флота планируется включить шесть фрегатов проекта 22350.

Стоимость головного корабля этого типа должна составить около 400—420 млн долл. США . С учётом установки на корабль новейших вооружений, которые сейчас разрабатываются, реальная цена строительства одного фрегата может возрасти до 500 млн долл.

17 марта 2011 года пресс-служба компании «ОАО „Северная верфь“» сообщила о заключении с Министерством обороны РФ контракта на строительство ещё четырёх фрегатов (вместе с уже строящимися — шесть) проекта 22350. Контракт подписан в рамках госпрограммы вооружений до 2020 года . По оценке Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) минимальная цена фрегата 22350 составляет 18 млрд руб. Фрегаты должны быть переданы Военно-Морскому Флоту России до 2018 года.

12 декабря 2014 года главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков сообщил, что Военно-морской флот в ближайшее время рассчитывает получить 15 фрегатов проекта 22350 и модифицированных 22350М. Данные корабли составят основу Арктической группировки ВМФ.

Конструкция корпуса и надстройки

Фрегаты проекта 22350 являются типичными кораблями длиннополубачной конструкции, со сплошной надстройкой , выполненной с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон (композитные материалы обеспечивают снижение уровня вторичного радиолокационного поля корабля посредством поглощения и рассеивания радиоволн). Физические поля фрегата минимизированы. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки и использованию композитных конструкционных материалов («стелс ») снижена эффективная поверхность рассеивания корабля, что в свою очередь позволяет понизить его радиолокационную и оптическую заметность.

Кормовая оконечность — транцевая . Форма обводов корпуса и острый форштевень должна обеспечить кораблям проекта хорошие мореходные качества. Двойное дно идёт на протяжении большей части корпуса (от носовых отсеков с боезапасом вплоть до машинного отделения и кормового подзора). На корабле предполагается установить новые успокоители качки с неубирающимися рулями, что позволит уменьшить объёмы занимаемые механизмами управления успокоителями качки. Мореходность корабля должна обеспечивать применения вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов. Весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой.

По известным данным полное водоизмещение корабля составит 4500 тонн.


Газотурбинный двигатель М90ФР / Фото: bastion-karpenko.ru

Главная энергетическая установка

Для корабля в качестве ГЭУ выбрана дизель-газотурбинная энергетическая установка общей мощностью 65 000 л. с. ГЭУ состоит из двух дизельных двигателей 10Д49 мощностью по 5200 л. с. и двух газотурбинных двигателей М90ФР мощностью по 27 500 л. с. Скорость полного хода — до 29 узлов .

Вооружение

Корабль будет нести комплекс вооружения, состоящий из управляемого ракетного, артиллерийского, радиотехнического и других видов вооружения. В носовой части корпуса перед надстройкой будут размещены два универсальных корабельных стрельбовых комплекса 3С14У1 (всего два стандартных модуля по восемь ячеек), предназначенных для хранения и запуска шестнадцати противокорабельных крылатых ракет ЗМ55 «Оникс» (PJ-10 BrahMos ), либо противокорабельных и противолодочных ракет семейства «Калибр-НК » (3М54, 3М14, 91РТЭ2).

УСКС / Фото: bastion-karpenko.ru

Противолодочное вооружение фрегата будет представлено двумя побортно размещёнными в средней части надстройки (за лацпортами ) пусковыми установками Медведка-2 по четыре ракеты в каждой.

Артиллерийское вооружение корабля представлено 130 миллиметровой артиллерийской установкой А-192 (дальность стрельбы до 22 км, скорострельность — 30 выстрелов в минуту). Артиллерийская система имеет широкий диапазон углов обстрела (170/80°); номенклатура боеприпасов позволяет ей поражать береговые, морские и воздушные цели, а новая радиолокационная система управления артиллерийским огнём 5П-10 «Пума», обладает многоканальностью по обстреливаемым целям. Рядом с вертолётным ангаром предполагается разместить побортно два боевых модуля ЗРАК «Палаш ».

О составе зенитного ракетного вооружения точных данных пока не имеется. Первоначально имелись сведения о установке на корабле зенитного ракетного комплекса средней дальности «Штиль-1 » (модернизированный вариант ЗРК «Ураган» в варианте с вертикальным пуском), но позднее появилась информация об установке на корабле ЗРК «Редут» , размещённом в носовой части корпуса перед УКСК ЗС14У1 и состоящем из 4 восьмиячеечных модулей. Всего боезапас насчитывает 32 ЗУР 9М96 (дальность стрельбы — до 120 км для ракеты 9М96Е2) или 128 ЗУР ближней самообороны 9М100 (по 4 ракеты в 1 ячейке УВП, ориентировочная дальность стрельбы — до 10 км).

В состав авиационного вооружения входит 1 вертолёт Ка-27 .

/ Фото: bastion-karpenko.ru

Тактико-технические показатели

Страна Россия
Операторы ВМФ России
Годы постройки 1 февраля 2006 — н. в.
Построено 2
Строится 2
Стоимость одного фрегата, млрд руб. 20
В строю На 2014 год флотом заказано 8. Запланировано всего свыше 15 ед.
Основные характеристики
Водоизмещение, тонн
4500 (полное)
Длина, м
16
Осадка, м
4,5
Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка (CODAG )
Мощность, л.с.
общая - 65 000;
2 дизельных двигателя 10Д49 - по 5200;
2 ГТД М90ФР - по 27 500
Скорость хода, узлов 29
Дальность плавания, морских миль 4000 (на 14 узлах)
Экипаж, человек
180—210
Вооружение
Артиллерия 1×1-130мм АУ А-192
Ракетное вооружение

до 16 противокорабельных ракет ЗМ55 «Оникс» или 3М54 (семейства «Калибр-НК»);
ЗРК «Полимент-Редут» (32 ЗУР 9М96 или до 128 ЗУР 9М100 в любых комбинациях);
2 ЗРАК «Палаш»

Противолодочное вооружение до 16 противолодочных ракет 91РЭ1 (семейства «Калибр-НК»);
2x4 ПУ комплекса ПЛО и ПТЗ «Пакет-НК »
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27ПЛ

Военно-морской флот - удел только наиболее развитых в военном и промышленном отношении стран. Можно купить корабль, но создать всю необходимую для него инфраструктуру не получится. Неудивительно, что состояние кораблестроительной отрасли в нашей стране вызывало глубочайшее уныние у моряков: новые корабли не строились, старые постепенно вырабатывали свой ресурс. К счастью, ситуация постепенно начала исправляться. Наглядное тому подтверждение - фрегат «Адмирал Горшков».

Он был спущен на воду 29 октября 2010 года. Событие это уникально тем, что это не только первый корабль, спущенный на воду после распада Союза, но и первый образец такого рода техники, которая была спроектирована «с нуля», без использования советских наработок.

Об истории создания

Сразу после того, как у страны появились деньги на развертывание новой кораблестроительной программы, были заложены и спущены на воду подлодки проектов 955, 885 и 667. Вскоре пришла очередь надводных кораблей. Новый фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350 был создан специалистами КБ «Северный». Главным конструктором проекта стал П.М.Шрайко. Закладка корабля произошла в 2006 году. Как и следовало ожидать, первый фрегат проекта 22350 строился намного дольше предполагаемого, но все же судостроители сумели уложиться в адекватные сроки, несмотря на все сложности.

Проект нового корабля был создан и утвержден еще в 2003 году. Когда в 2005 году на его строительство был объявлен государственный тендер, нашлось сразу три крупных исполнителя, которые очень хотели, чтобы столь лакомый кусок не достался конкурентам: «Северная верфь», «Янтарь» и «Севмашпредприятие». В конце концов, право строительства осталось за питерской «Северной верфью». Как показала практика, это было верное решение.

Важность кораблей проекта 22350 для обороноспособности страны

Ни для кого не станут неожиданностью слова о том, что береговая линия нашей страны отличается как протяженностью, так и своим сложным рельефом. Проблема нашего флота в том, что в его состав входит множество морально и технически устаревших кораблей, которые в случае массированной атаки вероятного противника попросту не смогут ни защитить столь огромную площадь, ни даже нормально взаимодействовать друг с другом и прочими отделениями ВМФ России. Фрегат «Адмирал Горшков» на этом фоне находится в выгодном положении, так как является многоцелевой боевой единицей.

Таким образом, России в кратчайшие сроки нужно спустить на воду как можно больше современных кораблей береговой охраны, которые оснащены эффективными ЗУР и ПКР. Это позволит выстроить нормальную оборону побережья, не прибегая к использованию более дорогих образчиков вооружений. По аналогичному пути сегодня идет США. Военное руководство этой страны как раз-таки делает упор на возведение большого количества сравнительно недорогих и функциональных кораблей, предназначенных для охраны прибрежных вод.

Следует заметить, что особенно в них нуждается Черноморский флот. Дело в том, что эта наша группировка находится на большом удалении от прочих боевых флотилий. За время «хозяйствования» украинцев на земле Крыма, там практически не осталось нормальных систем ПВО и ПРО. А те из них, которые все же остались, никак не могут эффективно прикрыть от возможного вражеского удара оставшуюся территорию. Единственным кораблем, который более-менее отвечает флагман Черноморского флота, ГвРКр проекта 1164.5 «Москва». Мало того что он один, так еще и боевые системы корабля явно не соответствуют современным требованиям.

На нем установлена система ЗРК С-300Ф «Форт», которая полностью унифицирована с «сухопутным» зенитно-ракетным комплексом С-300ПС. Максимальная высота поражаемой цели - до 27 километров. Одновременно можно захватить до шести воздушных целей на дистанции 90 километров. Как видите, ничем выдающимся наши силы ПВО в новом регионе Федерации похвастать не могут. Именно для исправления этой ситуации в последние годы началось интенсивное нового типа, причем одним из наиболее впечатляющих является как раз-таки фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков».

Отличительные особенности

Корабль хорош тем, что предназначен для работы как в ближней, так и дальней морской зоне, а также для ведения боевых действий в океанических условиях. Водоизмещение - примерно 4500 тонн, наибольшая длина - не менее 130 м, ширина корпуса в самом широком месте - 16 метров. Протяженность хода - более четырех тысяч сезон мореходства не ограничен. Кроме мощного артиллерийского и ракетного вооружения, имеется платформа для принятия боевого вертолета (Ка-28).

Помимо прочего, фрегат «Адмирал Горшков» уникален тем, что в его конструкции использовано не менее 30% совершенно новых технологий и материалов. Соревнуясь в том с американцами, кормовые надстройки и рубку создали по технологии «стелс», которая обеспечивает сильное рассеивание радарных волн, гарантируя кораблю высокую степень скрытности. Неудивительно, что степень секретности при его проектировании была «на уровне»: о внешнем виде «Адмирала» знали только проектировщики и судостроители. В прессу ничего не просочилось до самого спуска на воду.

Бортовое вооружение

Фрегат «Адмирал Горшков» (фото 2014 года это убедительно доказывают) несет на своем борту впечатляющий боевой комплекс. В его состав входит целая батарея противокорабельных ракет («Москит»), артиллерийская установка с калибром 130 мм (скорострельность 30 выстрелов в минуту), а также зенитная ракетная батарея и ракетный же противолодочный комплекс. Таким образом, фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» отличается впечатляющей защищенностью и способен постоять за себя в любых условиях.

Противолодочная защита корабля

Противолодочное вооружение состоит сразу из двух пусковых комплексов Медведка-2. Расположены они в средней части корабля. Каждая пусковая установка заряжена четырьмя ракетами с активным наведением. За обнаружение подводных кораблей противника отвечает гидроакустический комплекс «ЗАРЯ-М». Впоследствии планируется замена станции этого типа на ее усовершенствованный аналог, «ВИНЬЕТКА-М».

В состав этих приборов входит гибкая антенна (ГПБА) и излучателя, который может обеспечить эффективное обнаружение малошумных подводных лодок последнего поколения. Кроме прочего, те же системы позволяют эффективно засекать торпеды и надводные корабли противника на дистанции до 60 км. Таким образом, подбить фрегат «Адмирал Горшков» при помощи обычной торпедной атаки практически нереально.

Защита от боевой авиации

Настоящей изюминкой корабля является установка 3С14У1 (УКСК). Ракетная, разумеется. Уникален этот комплекс своей «всеядностью»: можно в любой момент заменить боезапас, в результате чего спецификация корабля также изменится. Кроме того, стоит остановиться на характеристиках зенитной установки, «Риф-М». Подскажем, что в прессе ее нередко называют «Полимент-Редут».

Так вот. Какими-то впечатляющими боевыми характеристиками «Риф» не отличается, зато полностью унифицирован с сухопутным «Витязем». Разумеется, это на руку как морякам, так и их сухопутным «коллегам», так как боезапас можно пополнить практически везде, где есть части ПВО. Чтобы не оставить летающим врагам ни единого шанса, на корабле также установлена РЛС нового типа, отличающаяся повышенными характеристиками в области раннего обнаружения самолетов.

За это отвечают сразу четыре фазированных решетки (АФАР) «Полимент». Специалисты считают, что в будущем на корабли такого типа будут устанавливаться системы единого управления огнем, а также установки А-192 и ЗАК «Палаш». К слову говоря, последние уже установлены на фрегат «Адмирал Горшков» (фото которого есть в статье). Их задачей является прикрытие штатного бортового вертолета Ка-28 при его взлете и посадке. Все имеющиеся боевые элементы работают в едином контуре, обеспечивая фрегату надежную защиту от боевых самолетов и вертолетов противника.

Защитный контур корабля может за один «подход» захватывать и вести сразу 16 летящих объектов. Тем стрельбы при их перехвате - до одной ракеты в секунду. Если даже кому-то удастся прорваться, фрегат 22350 «Адмирал Горшков» практически наверняка собьет его из артиллерийских систем. Сочетание автоматической пушки калибром 130 мм и автоматической же системы наведения - страшная вещь. Не стоит забывать и о мощной бортовой РЭБ, которая способна практически полностью подавить систему компьютерного наведения вражеских ракет. Все это не только значительно повышает степень защищенности «Адмирала», но и позволяет резко снизить нагрузку на экипаж в боевой обстановке.

И еще о зенитном вооружении

Не так давно стало известно, что в МНИИРЭ «Альтаир» полным ходом идет разработка новой малогабаритной системы, предназначенной для защиты боевых кораблей с водоизмещением от 1000 до 4500 тысяч тонн. Новая зенитка будет построена на базе хорошо себя зарекомендовавшей ЗРК «Риф-М». Предполагается, что она будет использовать ракеты 9М96Е, отличающиеся активным самонаведением, а также инерционной системой захвата цели. Комбинация эти систем позволит создать действительно грозное оружие, способное перехватывать весьма маневренные самолеты с высокой вероятностью их поражения.

Этим и отличается от своих конкурентов фрегат «Адмирал Горшков». Фото корабля способно сразу доказать экспертам, что он способен легко справиться с большинством вероятного противника.

Силовая установка

В общем, в ней нет ничего удивительного: дизельная газотурбинная установка, чья мощность составляет порядка 65 000 л.с. Она относится к типу CODAG, сам дизельный двигатель принадлежит к семейству ДГТА-М55МР (все в одном корпусе). Такое конструкторское решение позволило совместить как высокую максимальную мощность, так и наилучшую экономичность при движении малым ходом (ходовые испытания фрегата «Адмирал Горшков» это наглядно доказали).

Расположена в носовом отделении, дизель же расположен традиционно, на корме.

Подробная характеристика дизельной установки

Производителем хорошо зарекомендовавших себя дизелей 10Д49 является Коломенский завод. Мощность каждого составляет 3825 КВт (5200 л.с.), они полностью автоматизированы. На каждом - двухскоростная редукторная передача, которая отвечает за раздельную или совместную работу двух двигателей. Наконец, есть локальная управляющая система. Сами же газотурбинные установки, ГТД М90ФР, разработаны сразу двумя прославленными предприятиями - НПО "Сатурн" и НПП "Заря - Машпроект".

Без этих компаний был бы невозможен сам фрегат «Адмирал Горшков». 2014 год доказал, что руководство флота весьма им признательно, так как оба предприятия получили щедрые государственные заказы. Остается надеяться, что столь благоприятная тенденция сохранится и в дальнейшем.

Только на одних дизелях силовая установка корабля будет выдавать сразу 10400 л.с, чего вполне хватит для разгона до 10-13 узлов. Если одновременно работают дизели и турбины, мощность вырастает сразу до 64800 л.с, так что махина водоизмещением четыре тысячи тонн разгоняется до 30 узлов. Для чего мы все так подробно перечислили? Как вы думаете, почему такое исполнение корабельных силовых установок не использовалось в кораблях Советского флота? Все просто: никто не хотел брать на себя ответственность разработки настолько сложной системы. Системы, которая должна была быть не только мощной, но и предельно надежной.

В этой области российские судостроители сумели обойти своих советских коллег, что радует, так как корабль «Адмирал Горшков» - является настоящим «первенцем» постсоветских корабелов. В этом он подобен истребителю Т-50. Этот самолет также разработан «с нуля» именно российскими разработчиками.

Некоторые итоги

Если говорить обобщенно, то «Адмирал флота Горшков» - фрегат, во многом являющийся довольно типичным представителем советско-российской кораблестроительной школы. Однако впервые в истории нашего флота на надводном корабле ракетное оружие размещено в шахтах. К слову говоря, наши американские «коллеги» уже давно пришли к необходимости именно такого размещения этого типа вооружений, так как в этом случае удается ликвидировать «зоопарк» установок для запуска, который так характерен для советского флота. Это позволит значительно удешевить эксплуатацию кораблей, так как понадобится готовить куда меньше специалистов.

Увы, но отечественный ВМФ вплоть до 2010 года вообще не имел унификации в этой области. Более того, каждый (!) ракетный комплекс обладал собственной спецификой применения. Последний факт практически ставил крест на идее создания многофункциональных кораблей. Если наша судостроительная промышленность пойдет по пути, который проторил корабль «Адмирал Горшков», то флот наконец-то получит действительно универсальное, гибкое и мощное вооружение, которое можно будет эффективно использовать на всем протяжении российской береговой линии.

Из-за чего «Адмирала Горшкова» так долго вводили в строй?

Основной проблемой, из-за которой постоянно приходилось переносить сроки, явилась хроническое запоздание со сдачей отдельных систем. Да, крейсер «Адмирал Горшков» строила питерская верфь, но ведь все вооружение, системы радиолокации и гидроакустики предоставляли совершенно иные подрядчики! Именно на них и лежит львиная доля ответственности за переносы сроков сдачи фрегата. В частности, много проблем доставили системы ЗРК и гидроакустики. Кроме того, пару раз срывалась поставка комплектующих для новой артиллерийской системы, без которых фрегат пр. 22350 «Адмирал Горшков» мало бы в чем превосходил корабли аналогичного класса.

Как отечественное адмиралтейство решает проблему нехватки кораблей?

В принципе, здесь есть единственно правильное решение, которое сегодня активно используется. Речь идет о спешном «размножении» кораблей, которые могли бы действовать в одной тактической нише. Так как на данный момент фрегаты проекта 22350 строятся недостаточно быстро, было принято решение активизировать постройку более дешевых кораблей, принадлежащих семейству 11356 (шесть из них ранее приобрела Индия). Несмотря на свою унификацию, использоваться они будут на разных флотах. К сожалению, полностью обойтись без неразберихи в номенклатуре не удастся и сейчас. Утешает только то, что она не будет настолько запутанной, как это было во времена Союза.

Если оценивать степень готовности фрегатов проекта 22350, предназначенных для переоснащения Черноморского флота, следует сказать следующее. Всего предполагается спустить на воду шесть кораблей. Фрегат «Адмирал Григорович» предполагается ввести в строй приблизительно во второй половине 2015 года. Его «собрат», «Адмирал Эссен», начнет бороздить воды Черного моря в 2016 году. Корабль «Адмирал Макаров» вряд ли будет готов раньше 2017 года.

Даже если принять во внимание резко увеличившиеся государственные ассигнования в судостроительную отрасль и загрузку отраслевых предприятий в Крыму, переоснащение флота рискует сильно затянуться. Таким образом, фрегат «Адмирал Горшков», испытания которого показали впечатляющие результаты, во многом является единственной достойной альтернативой. Остается только надеяться, что отечественная промышленность выдержит взятый темп.

Вывод

Как бы там ни было, строительство фрегата «Адмирал Горшков» наглядно доказывает резкую активизацию нашей судостроительной отрасли. Никогда еще с начала 1990-х годов флот не получал столько новых кораблей. Вот только из-за частых срывов поставок ВМФ получает все больше однотипные фрегаты, которые зачастую могут использоваться только в одной тактической нише. Как можно представить, такое положение дел не слишком хорошо для общей обороноспособности страны.

В некотором плане виноваты в этом и сами военные, которые далеко не всегда готовы предоставить производителям внятное и подробное ТЗ. Кроме того, даже когда выполнялось строительство фрегата «Адмирал Горшков», нередко вносились коррективы в его внешний облик, чего в других странах быть не может. Имеются также проблемы с вновь разрабатываемыми проектами новых классов кораблей, для которых попросту еще не создано адекватного вооружения. Доводка их «на лету» приводит не только к катастрофическому удорожанию постройки, но и к растягиванию сроков сдачи до непомерных величин.

С завода на завод проекты также передаются, минуя огромное количество бюрократических преград. Настройка оборудования, программ и подгонка проектов под особенности каждого судостроительного предприятия выполняется практически в ручном режиме. Ситуация особенно плачевна на Тихоокеанском флоте, где судоремонтных предприятий или не осталось вовсе, или же они есть, но оснащены давным-давно устаревшим морально и технически оборудованием, которое попросту не подходит для современных фрегатов. Совокупность всех этих проблем со временем может привести к весьма неприятным последствиям.

В принципе, есть и более приятные новости. Так, санкции Запада не окажут на переоснащение флота никакого влияния, так как постройка судов идет с использованием исключительно отечественных технологий. Конечно, импорт некоторых технологических решений мог бы решить немало проблем, однако такой вариант практически нереален в свете нынешних внешнеполитических реалий. Как бы там ни было, но крейсер «Адмирал Горшков» - настоящая гордость нашего судостроения.