Презентация на тему "проблема мотивации учащихся". Презентация на тему "учебная мотивация учащихся" Учебная мотивация презентация

30.11.2023 Истории успеха

Cлайд 1

Родительское собрание «Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации» «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» К. Д. Ушинский Подготовила педагог-организатор Валиева З.Ш.

Cлайд 2

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Cлайд 3

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность.

Cлайд 4

Cлайд 5

Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников.. Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого являются дифференциация процесса обучения и мотивация учебной деятельности

Cлайд 6

Еще В.А. Сухомлинский говорил:«Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Определяется 3 типа отношения к учению положительное безразличное и отрицательное М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам»

Cлайд 7

Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели Отрицательное отношение школьников к учению – нежелание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

Cлайд 8

Диагностика сформированной мотивации у учащихся Анкета 1 Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Можно ли не учиться в школе, а приобретать знания самостоятельно? Анкета 2 Продолжи предложения. Мне нравится на уроке… Мне мешает на уроке… Я бы хотел(а), чтобы на уроке…

Cлайд 9

Cлайд 10

Анкета для родителей Анкета 3 Каким учеником считаете вы своего ребенка (с высоким, средним, низким уровнем способностей к учению)? 2. Как часто вы бываете в школе? 3. Как вы относитесь к учебе ребенка: Считаю, что это его дело Переживаю неудачи, радуюсь его успехам Оказываю помощь при подготовке домашних заданий Осуществляю контроль за результатом обучения

Cлайд 11

Для формирования положительной мотивации к учению родителям нужно опираться на следующие советы: интересоваться делами, учёбой ребёнка; помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность; объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал; чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

Cлайд 12

Влияние успеха на жизнедеятельность школьников Дети ждут и общекультурного развития, и внимание к их личностному и социальному росту, надеются на взаимопонимание со стороны учителей и признания их успехов и достижений. Главным для нас в этих исследованиях является внутренний мир ребенка как целостное явление, в котором невозможно "разорвать" эмоции и разум, воспитание и обучение, дом и школу, друзей по классу.

Cлайд 13

Оценка школьниками своих собственных учебных результатов Опрос был проведен в школе 12.12.11г. принимали участие 37 учеников (2-3,4) 5-11 классов Доволен вполне 11+ Не всегда 12+ Я часто бываю собой не доволен 4+ Мне это безразлично 2

Cлайд 14

Обратим внимание, что по-настоящему безразличных к своим успехам всего два человека. Исходя из этого, правильнее говорить о том, что они часто не хотят учить то, что им предлагается. Не удивительно, что время от времени, ребята демонстрируют отвращение к учебе. Именно поэтому они выше всех ценят учителя, умеющего вести урок интересно! Весьма довольных также не так уж много, десять человек. Это те ребята, которые хорошо адаптированы к школе и ее требованиям, не переживают по пустякам. Основная же часть, …………….., относится к своим успехам критически. Это в определенной степени радует. Значительная часть учащихся ощущает недовольство эпизодически, есть и ученики, у которых это бывает довольно часто (……….. человек). Последняя группа нуждается в помощи классного руководителя, тех учителей, предметы которых вызывают у ребят какие-то трудности. Недовольство копится постепенно. Мнение школьников о том, что мешает и что помогает их успешной деятельности в школе, очень интересны. То, что дети эмоционально реагируют на свои успехи и неудачи, мы знаем, посмотрим, как они объясняют их. С этой целью был проведен опрос, позволяющий выявить помехи,

Cлайд 15

Помехи успешной учебы Разбросанность интересов 8+ Развлечения (игры, дискотеки 1+ Домашние проблемы 4+ Нереальность выполнения всех домашних заданий 3+ Отсутствие интереса к отдельным предметам 3+ Мои интересы преобладают над школьными заданиями 1+ У меня часто бывает плохое настроение 5+ Думаю, не все предметы нужно учить серьезно 2+ До моих успехов никому нет дела 1+

Cлайд 16

Помехи успешной учебы Главным мотивом у большинства человек является отсутствие интереса к отдельным предметам. Значительная группа учащихся имеет важный стимул к учебе – интерес (разбросанность интересов, наличие какого-нибудь собственного интереса). Безразличие взрослых к успехам школьников выделили отдельные ученики. Такое положение наблюдается в среднем звене. В старших классах школьники считают, что есть достаточно большой перечень обстоятельств, которые могут изменить их отношение к учебе в лучшую сторону.

Cлайд 17

Факторы, способствующие успешной учебе Будет возможность свободного выбора глубины изучения некоторых предметов 4 Отношения между учениками и учителями будут носить более свободный характер. 3 Увеличится количество предметов, которые будут готовить к реальной жизни. 0 Если буду уверен, что тот, кто лучше учится, будет лучше жить 4 В школе всегда можно найти взрослого человека, который поможет мне решить мои личные проблемы. 5 Мы будем не просто заучивать материал, а что-то делать самостоятельно. 11

Cлайд 18

Главным мотивом у ……… человек является отсутствие интереса к отдельным предметам. Значительная группа учащихся имеет важный стимул к учебе – интерес (разбросанность интересов, наличие какого-нибудь собственного интереса). Безразличие взрослых к успехам школьников выделили …. человек. Такое положение наблюдается в среднем звене. В старших классах школьники считают, что есть достаточно большой перечень обстоятельств, которые могут изменить их отношение к учебе в лучшую сторону,

Cлайд 19

НАСТРОЕНИЕ, С КОТОРЫМ ДЕТИ ИДУТ В ШКОЛУ часто редко Никогда С опасением, что не выучил урок 4 7 26 С удовольствием 9 24 5 С радостью, что встречу друзей 10 23 5 С желанием получить новые знания 10 14 16 С опасением встретить вредного учителя 3 3 32 Боюсь не справиться с контрольной 5 6 27 Иду потому, что так надо 10 0 28 С тревогой, ведь встреча с личным врагом 1 0 0 Учеба меня тяготит, портит настроение 6 16 16 Мне безразлично 0 8 30

Cлайд 20

Эмоции детей различны: положительны, нейтральны, отрицательны. Разные стороны жизнедеятельности школы по-разному оцениваются ребятами. Наиболее высоко они ценят общение с одноклассниками, бывает, что боятся контрольной и вредного учителя, и личного врага среди школьников. Присутствуют черты "школы отчуждения": есть учащиеся более 10 человек из 38) идут потому что надо! Некоторым ребятам учеба портит настроение, тяготит, преимущественно неуспевающих. Но, не смотря на это, безразличных к школе фактически нет. Опасение, что не выучил урок, не так велико, в основном это характерно для неуспевающих. С удовольствием идут тоже не многие (10 человек), ребята не стремятся получить новые знания. Неподготовленность определяется иногда иными причинами (непониманием, усталостью). Но не следует утверждать, что большинство ребят, хорошо учатся, хорошо чувствуют себя в школе! В начальной школе тоже был проведен тест на выявление преобладающего Настроения. Количество опрошенных составляет 8 человек, из которых у 6 преобладает позитивное состояние На настроение сильно влияет создание ситуаций успеха в педагогическом процессе и оно же оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

Слайд 2

Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить.

Д.Г. Левитас

Слайд 3

На заседании №3 МК преподавателей ООД 29.11 2010г были рассмотрены вопросы:

Что такое результат на уроке? Взаимосвязь цели и результата на уроке? Взаимосвязь содержания и результата на уроке? Учёт особенностей учащихся и их влияние на результат урока?

Слайд 4

Были выявлены проблемы работы со слабоуспевающими учащимися. Обсуждены методы и формы обучения в развитии и стимулировании познавательной мотивации учащихся. Познакомлены с разработками дополнительных мер, направленных на создание условий для обучения детей, имеющих различные способности.

Слайд 5

Дифференциация обучения

Дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создаётся комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.

Слайд 6

Индивидуализация обучения

взаимодействие учителя с группой учащихся или с одним учеником по индивидуальной модели с учётом личных способностей и особенностей.

Слайд 7

Значение уровневой дифференциации

учебные возможности ученика; его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала; опирается на обратную связь с учеником на каждом уроке.

Слайд 8

Положительные стороны дифференциации

исключение уравниловки и усреднения учащихся; повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; объединение учащихся в группы равных по способностям детей для облегчения учения и усвоения предметного материала; создание щадящих условий для слабых учащихся.

Как развить у учеников интерес к предмету? Какие способы повышения работоспособности на уроках вы используете? Какие формы организации обучения работает на развитие личности ребёнка? Как индивидуализировать обучение на уроке?

Слайд 10

Мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные.

Слайд 11

Мотивационная сфера ученияучащихся определяется следующими понятиями:

это внутреннее отношение учащихся к учению. Психологи отмечают, что смысл учения - это сложное личностное образование, которое включает два момента: 1.Осознание ребенком объективной значимости учения; 2.Понимание ребенком субъективной значимости учения. это побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересован- ность в его совершении; это направленность учащихся на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения; это реакция учащихся на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности учащихся, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Смысл учения Мотив учения Постановка целей Интересы Эмоции это познавательно- эмоциональное отношение учащихся к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

Слайд 12

Мотивационную сферу можно разделить на познавательные и социальные мотивы.

Слайд 13

Слайд 14

Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда; Создавать ситуации успеха; Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками; Способствовать развитию как “сильных”, так и “слабых” учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию; Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности. При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока:

Слайд 15

Большую роль в создании мотивации играют цели урока Цель должна указывать на её достижение; у учителя должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель урока; Общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов урока; Необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса (цель курса реализуется через систему уроков); Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления; Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся; Проектируя урок, учитель, должен быть внутренне готов к тому, чтобы принимать оперативные решения и вносить необходимые изменения Цели урока:

Слайд 16

Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника интерес к предмету Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса. Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.

Слайд 17

Повышение интереса к учебному материалу

Привлекательная цель Удивляй! Отсроченная отгадка Фантастическая добавка Лови ошибку! Практичность теории Пресс – конференция Вопрос к тексту

Слайд 18

Что же более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке: Неумение удержать дисциплину на уроке, в результате чего цель урока не может быть достигнута; Неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке; Неумение создать обстановку и возможности для успеха каждого ученика; Отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могут быть значимы для учащихся; Педагогические и психологические ошибки в общении с детьми, которые не дают достаточного авторитета учителю; Несдержанность, агрессивность, крикливость как проявление отсутствие профессионализма;

Слайд 19

Вывод: МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ-ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.» В.А. Сухомлинский

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мотивация учебной деятельности школьников Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. 900igr.net

Как мотивировать познавательную деятельность ученика? «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» Л.С.Выготский «Деятельности без мотива не бывает» А.Н.Леонтьев

Мотив Мотив – источник деятельности любого человека. «Энергетическая батарейка» личности, от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Мотив интерес, потребность, стремление, убеждение, идеал, эмоции, влечения, инстинкты, установки, это то что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.

«Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие. Педагог опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ребёнка формируется: *тенденция к уклонению от учёбы *деятельность и результаты учения незначительны *сильная отвлекаемость на уроке *быстрое утомление *чувство удручённости и неудовлетворённости *неподвижность, ригидность мышления.

Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Учитель порой забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности

Факторы влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников. Содержание учебного материала. Стиль общения учителя и учащегося. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

Для этого необходимо? Особый характер преподнесения учебного материала: а). аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный); б). деловой; в).необычный. Использование, показ, подчёркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания: а).важность отдельных частей; б).трудность, сложность (простота, доступность); в).новизна, познавательность материала; г).открытие нового в известном; д).историзм, современные достижения науки; е).интересные факты, противоречия, парадоксы. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. Показ значимости знаний, умений: а).общественной, б).личностной. Межпредметные связи

Стиль общения учителя и учащегося Авторитарный Формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический Способствует внутренней мотивации. Либеральный (попустительский) Снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех»

Стиль общения учителя и учащегося Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявлении доверия к силам и возможностям ученика. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь.

Организация учебной деятельности 3 этапа: 1).мотивационный, 2).операционально-познавательный, 3).рефлексивно-оценочный.

Мотивационный этап это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Мотивационный этап состоит из трёх учебных действий: 1).создание учебно-проблемной ситуации; 2).формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации; 3).рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.

создание учебно-проблемной ситуации достигается с помощью следующих приёмов: а).постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; б).рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; в).рассказа о том, как решалась эта проблема в истории науки.

Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.

Мотивационный этап На данном этапе важно обратить внимание на предъявление требований к учащимся. Они могут быть: по содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); алгоритмы; единые и индивидуальные, групповые, общие и детальные, прямые и косвенные

Операционально-познавательный этап На этом этапе важно добиваться, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо ситуаций различного характера: Интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора); Игрового (познавательные игры, соревнования и т.д.); Эмоционального (успеха, увлечённости темой…). Во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.

рефлексивно-оценочный этап связан с: анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.

рефлексивно-оценочный этап Если учитель уделяет этому этапу должное внимание, то: учащиеся испытывают удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это ведёт к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем.

рефлексивно-оценочный этап Если учитель уделяет этому этапу мало внимания и всё сводит к выставлению оценок, то тогда может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива познавательной деятельности. Важно, чтобы в оценке: давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчёркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков; а не только констатировалось их наличие

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности ученика

I. Эмоциональные методы мотивации поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью.

II. Познавательные методы мотивации опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод)

III. Волевые методы мотивации предъявление учебных требований, информирование об образовательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности

IV. Социальные методы мотивации развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.

Уровни познавательного интереса I уровень – проявление ситуативного интереса к учёбе, к предмету (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки). II уровень – учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).

Уровни познавательного интереса III уровень – интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке). IV уровень – повышенный познавательный интерес (легко даётся предмет; с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель)

Уровни познавательного интереса Положительные показатели I и II уровня сформированности познавательного интереса важны и нужны на первоначальном этапе. Важны другие параметры – III уровень и особенно IV уровень. Ученики получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес к обобщениям и законам. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают интерес к самообразовательной деятельности. Положительная мотивация здесь устойчивая, и она заложена в сам процесс учения.

Система развития мотивации учения Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий – комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трёх основных групп: причинно-следственные связи, комбинирование информации, планирование и выполнение практической деятельности.

Система развития мотивации учения Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.

Оценка уроков по мотивационным критериям КРИТЕРИИ (УРОВЕНЬ) ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ 1.Низкий 1.Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учёбе. 2.Критический 2.Учитель объясняет необходимость выполнения заданий. 3.Удовлетворительный 3.Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, занимательных фактов. 4.Хороший 4.Использование творческой задачи с интересным содержанием. 5.Высокий 5.Использование системы творческих заданий с интересным содержанием. 6.Оптимальный 6.Организация поиска и решения исследовательской задачи.

Подведём итог Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности»


18.01.2017 23:52

(Слайд 1 - 2)

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.»

Шалва Амонашвили

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

Цель педагогической деятельности - формирование личности, желающей учиться.

(Слайд - 4)

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

(Слайд - 5)

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Виды мотивации:

1. Мотивация лежащая вне учебной деятельности

. «Отрицательная» - это побуждения школьника,вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.

Положительная в двух формах:

Определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими)

Определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.

2. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности

Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)

Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей).

(Слайд - 7)

Необходимо понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте: а) Познавательная мотивация. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы. Чаще всего познавательные интересы формируются чисто стихийно. В редких случаях у одних вовремя рядом оказывается папа, книга, дядя, у других - талантливый учитель.

б) Мотивация достижения успеха. У детей с высокой успеваемостью ярко вы-ражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, пра-вильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко стано-вится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее сле-дует отличать от престижной мотивации. в) Престижная мотивация. Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые спо-собности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, по-стоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей. Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний при-водят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха. г) Мотивация избегания неудачи. У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивает-ся. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения вы-сокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются из-бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низ-кая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей. К окончанию началь-ной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания не-успеха приобретает значительную силу. Тре-вожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив. д) Компенсаторная мотивация. К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится ис-точником тяжелых переживаний ребенка.

(Слайд - 8)

Как развивать у школьника интерес к предмету?

Интересный урок можно создать за счет следующих условий:

· -личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

· -методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний - поле для творческой деятельности любого преподавателя.

(Слайд - 9)

Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать следующие факторы, влияющие на формирование учебной мотивации

(Слайд -10)

Современная школа - это школа, в которой учителя создают свои технологии, проектируют образовательные процессы, отталкиваясь “от ребёнка", от его потребностей, мотивов, возможностей и спосібностей.

(Слайд - 11)

В основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения универсальными учебными действиями (УУД).

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий .

(Слайд- 12)

Группируются в три основных блока:

1) личностные;

3) предметные.

(Слайд-13) Метапредметные - это регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

(Слайд - 14)Регулятивные ууд начинают формироваться с первых уроков.

Каждый раздел начинается со шмуцтитула, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел

Такая дидактическая структура: общая цель — ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) — реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) — творческие проверочные задания способствуют формированию познавательной мотивации младшего школьника.

(Слайд -15)

Задания для диагностики и формирования регулятивных УУД:

  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  • «ищу ошибки»;

(Слайд 16-18)-

Задания по математике, по русскому языку

(Слайд - 19 -20)-

Работа с сигнальными карточками, контрольно - оценочная деятельность).

(Слайд 21) Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика

  1. « найди отличия»;
  2. «на что похоже?»;
  3. поиск лишнего;
  4. «лабиринты»;
  5. упорядочивание;
  6. «цепочки»;
  7. хитроумные решения;
  8. работа со словарями;
  9. моделирование;
  10. технология критического мышления(ассоциативный куст, сенкан)
  11. дидактические игры;
  12. проектная деятельность
  13. ведение читательских дневников

(Слайд - 22-24)

Большую роль играет частично-поисковый метод обучения, который побуждает учеников к решению проблемы. (Окружающий мир «Какие бывают растения?», «Какие бывают животные?»)

Немаловажную роль в формировании познавательных мотивов играют дидактические игры. Если необходимо доказать разнообразие растений, перечислить предметы, помогает «Волшебная палочка», «Микрофон». Передавая ее как эстафету, или микрофон, ребята называют объекты, главное условие не повторяться. В конце игры обязательно оценивается ее результат.

(Слайд- 28) Нельзя обойти стороной и такой вид работы как проектная деятельность. Работа над проектами начинается с 1 класса. Изначально это иллюстрирование предложенной темы, впоследствии, серьезная научная работа, как индивидуальная, так и групповая: проекты «Мои питомцы», «Узоры и орнаменты на посуде», «Моя семья», «Животные».

(Слайд 29) А следовательно формируется еще один вид УУД - коммуникативный.

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • «отгадай, о ком говорим»;
  • для обратной связи);
  • «подготовь рассказ…»,

«опиши устно…», «объясни

(Слайд - 30)

Виды творческих работ на уроках литературного чтения способствуют формированию у детей положительной, познавательной мотивации

(Слайд 31 - 32) Практически на каждом уроке ребята работают в парах, группе. С первого класса выработаны правила поведения в паре и группе. В результате формируются коммуникативные способности сотрудничества: умение работать с соседом по парте, распределяя работу между собой, договариваться, учиться слушать товарища и высказывать свое мнение, формируется речевое развитие, речевое общение.

(Слайд 33-35)

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

Мониторинг техники чтения за 2015 - 2017 уч.г;

Мониторинг промежуточной аттестации по русскому языку и математике во 2 классе 2016 - 2017 уч.г.

Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

Можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции

Просмотр содержимого документа
«Доклад с презентацией на тему "Мотивация учебной деятельности - путь к повышению результативности обучения"»

Общеобразовательная школа I – II cтупеней № 16 г. Тореза

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ –

ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Киба Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

классный руководитель 2 класса

руководитель школьной НМК кл. руководителей


Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.

Шалва Амонашвили


Тема послекурсового задания -

формирование

общеучебных умений и навыков .


Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться.

Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов


  • Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.


Виды мотивации

Походять від латинського " соmpete ", що означає " відповідаю "

Компетентність –інтегрована здатність учня, що складається із знань, умінь, досвіду і ставлення, що реалізуються на практиці

Компетенція - суспільно визнаний рівень знань, умінь, навичок і ставлень у певній сфері діяльності людини


Общая структура мотивации

Неперервна шкільна бізнес-освіта на Донеччині в широкому розумінні означає підготовку учнів до навчання протягом життя. Тому шкільна бізнес-освіта здійснюється на дошкільному та шкільному ступенях навчання, які є основою ефективності подальшої неперервної освіти, формують головні складові світогляду людини. Наданий варіант концепції складено саме для цих ступенів освіти. Програма неперервної бізнес освіти на дошкільному та шкільному ступенях враховує чотири рівні навчання й спрямовується на задоволення індивідуальних потреб.


Условия для развития интереса к обучению

Личность учителя

Методы и приёмы обучения



Современная школа – это школа, в которой учителя создают свои технологии, проектируют образовательные процессы, отталкиваясь “от ребёнка", от его потребностей, мотивов,

возможностей и способностей.


Основа мотивации

Потребности ученика

Интересы личности

Учебно – познавательные

Формирование УУД


Универсальные учебные действия

ЛИЧНОСТНЫЕ:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

регулятивные

познавательные

коммуникативные


Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Планирование

1 .Общеучебные

1.Планированиеучебного

сотрудничества

с учителем и

сверстниками

2.Логические

2.Прогнозирование

3.Постановка и решение

3.Контроль

2.Постановка вопросов

4.Коррекция

3.Разрешение конфликтов

4.Управление поведением

партнёра

6.Саморегуляция

5.Умения выражать свои


Регулятивные УУД

Каждый раздел начинается со шмуцтитула, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел.


Задания для диагностики и формирования регулятивных УУД:

  • «Преднамеренные ошибки»;
  • Поиск информации в предложенных источниках;
  • Взаимоконтроль;
  • «Ищу ошибки»;
  • КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

математика

  • Задание № 1
  • В каждой паре найди пример с меньшим ответом и закрась его, в котором он записан.Проверь вычислением.
  • 14-4 18-2
  • 5+4 19-3
  • Задание № 2
  • Проверь верны ли равенства?
  • 5+4=7-3 4+1=7-2
  • Задание № 3
  • Турнир
  • На карточке дано ряд столбиков примеров. За 1 мин назвать быстро ответы на примеры. Чем больше правильных ответов, тем выше отметка.

Русский язык

  • Задание 1.
  • « Преднамеренные ошибки»;
  • Найдите и выпишите слова среди напечатанных без пробелов букв, исправьте возможные в них ошибки.

ВУКПРСАБАКАЖЮТР (собака)

МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ (медведь)

  • (Умение контроля и коррекции)

  • Задание 2.
  • На доске заглавные буквы: В Д Е К Т
  • - Что вы можете сказать об этих буквах? Какая лишняя? Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке. (Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.)
  • - Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что не получилось?



Задания для диагностики и формирования познавательных УУД:

  • «найди отличия»;
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
  • упорядочивание;
  • хитроумные решения;
  • работа со словарями;
  • моделирование;
  • технологии критического мышления

(ассоциативный куст, синквейн);

  • дидактические игры;
  • проектная деятельность.

Задание№1

  • Покажи деду Морозу самый короткий путь.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Во втором классе в уроки часто включаются упражнения на различение геометрических фигур: прямая и кривая линии, отрезок прямой, замкнутая и незамкнутая ломаные, различные многоугольники.

М.И. Моро и др. «Математика», 2 класс, 1 часть


Найди среди букв потерявшееся слово

раслонлуцветокалев



Проект по окружающему миру «Моя семья»


Проект по окружающему миру «Мои питомцы»


Проект по математике «Узоры и орнаменты на посуде »


Задания для диагностики и формирования коммуникативных УУД:

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссвордов, плана к тексту, загадок, небылиц;
  • «отгадай, о ком говорим»;
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов
  • для обратной связи);
  • «подготовь рассказ…»,
  • «опиши устно…», «объясни…»








Желаю успехов в профессиональной деятельности !

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель начальных классов: Хохлова Инна Валентиновна школа №117 Выборгского района г.Санкт-Петербург ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

« Все наши замыслы, поиски, и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». (В.А.Сухомлинский) Основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять и найти самого себя, захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.

Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам, Гулять и играть должен юный мальчишка, Девчонка не хочет всегда сидеть дома, – Такая проблема всем взрослым знакома! Как всё же ребёнка заставить учиться, За книжкой упорно весь вечер сидеть, В то время как может он просто влюбиться И в мыслях в другие миры улететь? Не надо ребёнка ругать бесконечно. Попробуйте лучше в нём волю развить, С ним вместе вам надо учиться, конечно, А главное – просто ребёнка любить.

Мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующее его оценивание, социальная значимость его учебного поведения и т.д. Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Процесс обучения нужно построить так, чтобы в основе была активная деятельность обучающихся, совместная деятельность педагога и учеников, только тогда он станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова

Для мотивирования познавательной активности учащихся, формирования повышения качества обучения учащихся использую следующие формы работы: - дидактические игры и упражнения в урочной и внеурочной деятельности; - личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании; - внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру); - творческие работы учащихся по разным предметам и текущим темам; - проведение предметных олимпиад; - использование различных педагогических технологий: проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д. - интеграция обучения (проведение интегрированных уроков) использование современных инновационных технологий (интерактивная доска, компьютеры, цифровая аудио и видеотехника и т.п.) в обучающем процессе - проектно-исследовательская деятельность.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Для его создания использую «эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна). Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, взгляд, на ободряющее прикосновение

Приемы создания ситуаций успеха: 1. Преодоление страха - «Ничего страшного. Бывает, что люди боятся…» 2. Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…» 3. Авансирование – «У тебя обязательно получится…» 4. Персональная исключительность – «Только у тебя может получиться…» 5. Усиление мотивации – «Нам это нужно для…» 6. Высокая оценка детали – «Вот эта цифра у тебя замечательна!»

Условия, способствующие развитию познавательного интереса у учащихся: - Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний. - Работа в сотрудничестве. - Применение ИКТ на уроках - Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. - Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. .

Обучение должно быть трудным, но посильным (карточки, разноуровневые задания) - Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. - Позитивная психологическая атмосфера урока. - Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. - В обучении должны создаваться возможности для творчества. - Создание на уроке ситуации успеха для обучающихся.

МОТИВАЦИЯ Разнообра-зие опережение наглядность поэтапность Самостоя-тельность Коллекти-визм Согласован-ность

Согласование: организовывать процесс обучения с учетом физиологических возрастных потребностей и особенностей детей; согласование расписания с особенностями возраста; учитывать темп работы каждого ребёнка на уроке; осуществление положительной обратной связи; материал урока должен быть интересен детям.

Разнообразие: подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения; задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения; подача заданий в сказочной, игровой форме; изменение «внешней среды» класса (изменение расстановки парт для разных уроков, обновление наглядных пособий); разнообразие ритма, тона, в котором я могу вести урок.

Опережение: метод опережающего обучения; интегрированные уроки; работа с 1 класса со словарями («Толковым словарем», «Орфографическим» и т.д) задания за пределами школьной программы (на развитие логических и творческих способностей); выпуск электронных, тематических газет, устный журнал; участие в конкурсах, олимпиадах; ведение портфолио.

Наглядность: интерактивная доска; мультимедийные презентации, аудио материалы; предметная наглядность (реальные вещи и предметы, иллюстрирующие учебный материал); сюжетная наглядность (задача в контексте сюжета); театрализованная наглядность (инсценировки)

Поэтапность: три фазы структуры урока: вызов (создание ситуации для обсуждения учебного материала), осмысление, рефлексия; проговаривание, внутреннее оперирование знаниями; воспроизведение материала в работе с опорными конспектами, схемами, плакатами; воспроизведение детьми изученного материала без опор; Физкультминутки.

Самостоятельность: проблемно-диалогическое обучение; - самопроверка, взаимопроверка; предоставление детям права выбора учебной задачи (без ограничения их свободы); передача части функций учителя детям или сказочным героям.

Коллективизм: воспитание доброжелательных отношений в детском коллективе; работа в группах, парах (учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда) коллективные творческие задания(проекты): составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, мини-сочинений, издание книжек и т.д.

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Проблемно-диалогическое обучение – технология, обеспечивающая тройной эффект обучения: 1. Более качественное усвоение знаний 2. Мощное развитие интеллекта и творческих способностей 3.Воспитание активной личности.

Проблемно-диалогический урок состоит из шести этапов: 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками 2) Выдвижение версий. 3) Актуализация имеющихся знаний 4) Составление плана решения проблемы 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания. 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

Тип проблемной ситуации С удивлением Приёмы: Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, или точки зрения Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. Предъявить научный факт через сообщение, эксперимент или наглядность С затруднением Приёмы: Дать практическое задание, не выполнимое вообще или пока не хватает знаний. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Пример проблемной ситуации (задание с затруднением) Урок русского языка в 3 -ем классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных» Анализ Учитель Ученики Практическое задание на новый материал – Продиктую вам слова. Две ученицы запишут их на крыльях доски, а остальные работают на листочках. (Диктует.) Две ученицы записывают: ключЬ ключ Тишь тиш камыш камышЬ Сушь сушь Проверка задания – Проверим, как выполнено задание. – Слова ключ, тишь, камыш написаны по-разному: с мягким знаком и без него.(Проблемная ситуация.) Побуждение к осознанию противоречия – Задание было одно? – А как вы его выполнили? Почему так получилось? – Одно. – По-разному. (Осознание противоречия.) Побуждение к проблеме – Чего мы еще не знаем? – Когда пишется мягкий знак после шипящих. переформулирование тем – Значит, какая будет сегодня тема урока? – Сформулируйте точнее: где? в каких словах? Фиксирует тему на доске. – Мягкий знак после шипящих. (Неточная формулировка.) – Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. (Тема.)

Анализ Учитель Ученики «новый материал» для выдвижения гипотез – На доске я написала столбики слов, они помогут нам открыть новое правило. Видят 2 столбика слов: душ дочь сторож мышь муж речь Побуждение к гипотезе – Какие у вас есть гипотезы? – В одушевленных существительных мягкий знак пишется: дочь, мышь. (Ошибочная гипотеза.) Побуждение к проверке – Вы с этой гипотезой согласны? Молчат. подсказка к контраргументу – Все слова с мягким знаком одушевленные? – Значит? – «Речь» с мягким знаком, но неодушевленное. Контраргумент.) – Правописание мягкого знака не зависит от того, одушевленное это существительное или нет. Завершение проверки Побуждение подсказка к Решающей гипотезе – Какие еще есть гипотезы? – Что можно сказать о роде имен существительных? Молчат. – В женском роде мягкий знак пишется, а в мужском не пишется. (Решающая гипотеза.)

Важно помнить 1) есть ли подведение к проблеме; 2) проведена ли постановка проблемы; 3) организован ли поиск решения; 4) участие детей в формулировании темы урока; 5) участие детей в целеполагании; 6) как предусмотрено выражение решения.

Вставьте пропущенные слова в предложения 1) Дети больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируются их ……. и … на уроке. 2) Ученики осуществляют творческую деятельность и, значит, обретают … … на уроке. 3) Школьники имеют возможность отстаивать собственную позицию, рисковать, проявлять инициативу, в результате чего вырабатывается … на уроке. 4) Главным на современном уроке должен стать (монолог или диалог) ? мышление речь т ворческие способности б ойцовский характер диалог

Л.С.Выготский: «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно»